Ка-52К для "Мистралей" и не только. Часть 4. Х-35 - неожиданная альтернатива ПКР-ипостаси "Раструба"

Dec 20, 2013 20:27


.
Продолжение (предыдущие записи - по метке).

Так получилось почти случайно, но на сегодняшний день отечественная морская авиация является обладателем едва ли не самой мощной в мире ПКР вертолётного базирования Х-35 и очень скоро должна получить в своё распоряжение соответствующий (ударный) носитель - вертолёт Ка-52К. В случае начала их серийного производства арсенал ВМФ РФ пополнится принципиально новым для него комплексом морских вооружений.


Противокорабельная ракета  Х-35Э  (рис. с официального сайта  Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" - КТРВ)



Малогабаритная дозвуковая ПКР Х-35 разрабатывалась с конца 1970-х г.г. в ОКБ "Звезда" (*) как для авиации, так и для кораблей ВМФ (ракета 3М24 ПКРК 3К24 "Уран"). Вот как описывает В. Асанин генезис "Урана" [1-40]: "Постепенно флотские заказчики стали выходить из состояния зацикленности на решении противоавианосной задачи. Ведь на Чёрном, Балтийском и отчасти на Средиземном морях нашим флотам противостояли многочисленные катера и сторожевики стран НАТО, которым много не надо. Да и на океанских театрах противоборство с группой фрегатов и эсминцев представлялось более вероятным, чем действия против авианосной ударной группы. К началу 1980-х г.г. в руководстве флота получила признание концепция комплекса "Уран" с ракетой, по массогабаритным показателям близкой к "Экзосету" и "Гарпуну"... Отношение руководства флота к комплексу "Уран" резко изменилось в лучшую сторону после... Фолклендской войны".

(*) Позднее - НПЦ "Звезда-Стрела", который входит сейчас в структуру корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ).



ПКР Х-35 (рис. с modernforces.ru)

Испытания и доводка Х-35 пришлись на смутные времена, предлагалась она в основном на экспорт, данных о зарубежных поставках до 2013 г. нет. В I квартале 2013 г. был заключён контракт с Индией на некоторое количество Х-35Э для патрульных Ил-38SD со сроком исполнения в 2014 г. [2] [3]. На вооружении отечественной морской авиации, судя по всему, числится чисто номинально. Несмотря на это, ракета входит в действующий каталог КТРВ [4], активно предлагается на международных выставках и в случае необходимости может быть легко запущена в производство для нужд авиации ВМФ, если ВМФ сделает соответствующий заказ.



Проекции ПКР Х-35 в стартовой и полётной конфигурации (с сайта КТРВ)



Компоновочная схема Х-35 (с russianarms.mybb.ru): 1 - активная радиолокационная  головка самонаведения АРГС-35; 2 - фугасно-кумулятивная боевая часть; 3 - инерциальная  система управления; 4 - топливный бак; 5 - маршевый  турбореактивный двигатель 6 - руль; 7 - стартовый ускоритель; 8 - стабилизатор;.9.- рулевой привод;.10 - механизм подачи топлива;.11 - воздухозаборник ТРД

В отличие от самолётного, вертолётный и корабельный варианты Х-35 имеют твердотопливный стартовый ускоритель (РДТТ), сбрасываемый после отработки. В самолётном варианте он не нужен, т. к. сам носитель разгоняет ракету до скорости запуска маршевого двигателя. У вертолётного варианта (по сравнению с корабельным) ускоритель имеет укороченную конструкцию и меньший суммарный импульс. Маршевый двигатель - двухконтурный турбореактивный ТРДД-50АТ.

Характеристики  экспортной  вертолётной модификации  Х-35Э (для своих, по логике, ТТХ  должны быть выше): стартовая масса - 610 кг; масса осколочно-фугасной БЧ проникающего типа - 145 кг; длина (с ускорителем/без ускорителя) х диаметр х размах крыла - 4,40/3,85х0,42х1,30 м; дальность пуска - 130 км; скорость полёта  М=0,8 (980 км/час при стандартных атмосферных условиях ISA); высота полёта над гребнями волн (на маршевом/конечном участке траектории) - 10-15/4 м; дальность захвата цели активной радиолокационной ГСН - 20 км; количество попаданий ракет, необходимое для вывода из строя корабля класса "эсминец" - 2 [1-42] [6-77].

Характеристики улучшенной модификации Х-35УЭ [5]  с увеличенной вдвое дальностью пуска  (при тех же габаритах!) сознательно оставляем за кадром,  т. к.,  во-первых,  судя по всему,  она прошла определённый цикл испытаний, но до сих пор не заказывалась и в серийное производство не запускалась, во-вторых, это облегчит сравнение с базовыми моделями зарубежных аналогов, улучшенные варианты которых пребывают в том же состоянии, что и Х-35УЭ. (Продолжение следует)

Семейство экспортных модификаций Х-35 самолётного и вертолётного базирования (комп. графика selena3D c turbosquid.com)



Источники (в некоторых случаях через дефис может быть указан номер страницы)

[1] В. Асанин "Ракеты отечественного флота", часть 3 "Ракетные катера вступают в бой", "Техника и вооружение", №9/2007.
[2] Годовой отчет КТРВ за 2012 год, 07.08.2013 ( http://bmpd.livejournal.com/587399.html).
[3] Портфель экспортных заказов КТРВ, 07.08.2013 ( http://bmpd.livejournal.com/587569.html).
[4] Ракета Х-35Э, Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (http://www.ktrv.ru/production/68/673/67).
[5] Ракета Х-35УЭ, Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (http://www.ktrv.ru/production/68/673/899).
[6] "Новое оружие для новых самолётов: Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" представляет на МАКС-2009 новые
образцы ракетного вооружения", журнал "Взлёт", №8-9/2009, стр. 74-77.
[7] Противокорабельная крылатая ракета Х-35, ИНС "Ракетная техника" (http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/uran/uran.shtml).
[8] "Уран" - корабельный ракетный комплекс, сайт "Российская военная техника" (http://russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=3270).

Оружие ВМФ РФ, Ка-52К для "Мистралей" и не только

Previous post Next post
Up