Калейдоскоп 4.1

Sep 05, 2017 13:59



В настоящей записи представлены некоторые недавние события, касающиеся ВМФ России, положительные и не очень, с комментариями автора блога.

И всё-таки "Воронеж"

Когда каждая нестратегическая атомная лодка на вес золота, любое достоверное сообщение о боеготовности какой-либо из них и даже любой более-менее правдоподобный намёк на то, что корабль находится в боеготовом состоянии, вызывает сугубо положительные эмоции. Если твоё собственное мнение при этом терпит фиаско, а побеждает точка зрения оппонента, это уже не имеет значения − главное, что ВМФ России оказался чуть-чуть сильнее по сравнению с тем, что было вчера.



1. АПКР "Воронеж" на учениях сил МТО СФ, 22.08.2017 (фото из газеты "На страже Заполярья" №32 от 25.08.17)


У коллеги melvyn чутьё. После публикации регулярных таблиц корабельного состава он периодически "мучает" меня (помогает мне) ссылками, пропущенными мною, либо находящимися вне моего информационного поля. Не так давно он безошибочно вычислил "Мономаха" на параде в Петропавловске-Камчатском, хотя снимок был очень плох, а К-551 издали совсем не отличается от К-550. Позднее, обнаружив в сети фото лучшего качества (в более высоком разрешении), я убедился в его правоте.

Очередная наша дискуссия коснулась "Воронежа". Предоставив мне ссылку на снимок А. Алтухова от 10.08.17, на котором запечатлён АПКР пр. 949А (фото 2), melvyn заявил, что перед нами К-119, которую он определил по рисунку повреждений противогидроакустического резинового покрытия. В силу своего врождённого скептицизма я поверил ему не сразу (на фотографии не было ни таблички с бортовым номером, ни эмблемы, ни обвеса трапа с наименованием), однако, увеличив изображение "Воронежа" из газеты "На страже Заполярья" (фото 1, ссылка 1), пришёл к мнению, что и тут коллега оказался прав.

В итоге, на сегодняшний день мы имеем шесть боеготовых атомных подводных крейсеров общего назначения: четыре на Севере ("Северодвинск", "Орёл", "Смоленск", "Воронеж") и два на Тихом океане ("Томск", "Тверь"), что, на мой взгляд, совсем неплохо.



2. АПКР пр. 949А, Кольский залив, акватория Североморска, 10.08.2017 (фото А. Алтухова с flickr.com)

Уставший "Выборг"

С подводными силами на Балтике дела у нас уже давно обстоят неблагополучно. Где-то с середины 2011 г. на БФ была одна дееспособная ПЛ, а в 2013-2014 г.г. ни одной, в то время как, не считая задачи №1 − обороны ближней морской зоны, необходимость обеспечения отработки задач ПЛО надводными кораблями Балтийского флота, а также испытаний строящихся на Адмиралтейских верфях для ВМФ России и на экспорт подводных лодок никто не отменял. Поэтому обязанности ПЛ БФ какое-то время исполняли северные лодки: 04-12.2013 − "Липецк", 12.2013-22.05.2015 − "Магнитогорск".

Между тем, Балтийский флот, как и вся страна, уже давно функционирует в конфронтации со странами НАТО и тяготеющими к ним нейтралами. На Балтике мы имеем против себя подводные силы ВМС Германии, которые базируются в Эккернфёрде (на балтийском-! берегу Ютландского полуострова) и, учитывая богатейший опыт немцев в проектировании и строительстве неатомных ПЛ, будут только крепнуть и нарастать (сейчас 6 лодок пр. 212A по 1450 тонн надв. с перспективой увеличения до 8 единиц к 2030 г. − ссылка 2); Швеции (5 ПЛ − три типа "Готланд" по 1500 т и две типа "Сёдерманланд" по 1400 т) и Польши (5 ПЛ − одна пр. 877 2300 т и 4 маломерных типа "Коббен" по 450 т, бывших норвежских немецкой постройки), а также сопредельных Норвегии (6 типа "Ула" по 1050 т) и Голландии (4 типа "Валрус" по 2450 т). Итого 26 НАПЛ.

Не надо быть гениальным морским стратегом, чтобы понять, что 1-2 лодки против такой оравы маловато − нужна минимум отдельная бригада (как на ЧФ и ТОФ). Тем более, что "Выборг" и "Дмитров" далеко не молоды (34,7 и 30,9 года соответственно), что подчёркивает крайний факт из биографии Б-227 − не отходив и трёх лет после ремонта (2,76 − с 24.10.2014), "Выборг" был снова замечен у причала Кронштадтского морского завода (фото 3). Надеюсь, что после обновления неатомных подводных сил на Тихом океане Адмиралтейские верфи займутся родным Балтийским флотом. И, наверное, лучше бы это были НАПЛ пр. 677 − для "малогабаритной" Балтики размер имеет значение.



3. ПЛБ "Выборг", Кронштадтский морской завод, 28.07.2017 (фото Алексей с forums.airbase.ru)

Бригада

Этот сюжет − специально для тех, кто считает, что с военно-морским строительством у нас всё плохо, и хорошо не будет никогда. На фото 4 можно видеть четыре вполне боеготовых ДЭПЛ пр. 636.3 4-й отдельной бригады ПЛ (4 обрпл) ЧФ, другими словами − созданные фактически с нуля (возрождённые) подводные силы Черноморского флота, которых лет десять назад не было и в помине. 25.02.2008 в замечательном материале "Весь российский флот" "Коммерсант-Власть" числил в составе ЧФ один 247-й отдельный дивизион подводных лодок (247 однпл), состоявший из двух единиц − ДЭПЛ Б-380 пр. 641Б (в ремонте) и Б-871 "Алроса" пр. 877В (ссылка 3). Первая из них являлась откровенно музейным экспонатом, со второй буква "В" в индексе проекта (ГЭУ с водомётом вместо гребного винта) сыграла ту же злую шутку, что и КТУ с эсминцами пр. 956.

Один факт: уже 21.11.2009 "В ходе выполнения учебных задач на полигоне в акватории Чёрного моря у берегов Кавказа на подводной лодке возникли неполадки в одном из узлов двигательной установки. ПЛ потеряла ход, и обеспечивающим выход спасательным судном была отбуксирована в порт Новороссийск, где была поставлена в ремонт" (ссылка 4). С тех пор ремонты практически не прекращались. "Алроса" даже ходила на Балтику, где пыталась поправить здоровье в КМЗ (07.2011-08.2012), но тщетно − 04.2014 (по др. данным 06.2014) лодка стала в ремонт в 13 СРЗ в Севастополе и с тех пор так и не вышла оттуда. Не будет большим преувеличением сказать, что до прибытия в НВМБ "Новороссийска" (21.09.2015 − ссылка 5) Черноморский флот Российской Федерации был чисто надводным флотом.

Две оставшихся лодки 4-й бригады (пятая и шестая) вошли в акваторию Средиземного моря чуть более недели назад (28.08.2017 − ссылка 6). Разумеется, какое-то время они пробудут в составе оперативного соединения в СЗМ, совмещая межфлотский переход с боевой службой (так повелось ещё со времён ВМФ СССР), "используя каждую пройденную милю для учёбы и получения практического опыта" (ссылка 7), после чего мы будем иметь удовольствие наблюдать 4 обрпл в полном составе.



4. Четыре лодки пр. 636.3 4-й отдельной бригады ПЛ ЧФ, Севастополь (фото Потапыч 63 с forums.airbase.ru из сообщения от 30.08.2017)

Серые строчки в таблице

Корабли, обозначенные в таблице корабельного состава бледно-серым цветом ( ссылка 8), по большей части уже никогда не выйдут в море (по крайней мере, под Андреевским флагом). Можно сказать, что они включены в перечень "для порядка", т. к. официальных сообщений об исключении их из состава ВМФ не публиковалось (либо они каким-то образом ускользнули от моего пристального внимания). При этом, принимать в расчёт эти единицы ни в коем случае не следует (как и было сделано при сопоставлении ВМС 12 ведущих морских держав − ссылка 9, которое, надеюсь, будет обновлено в начале 2018 г.).

ПЛАК "Кашалот" находится в ремонте, а точнее − в долговременном хранении, в Амурском судостроительном заводе с 2003 г. Судя по всему, работы на ней не велись и не ведутся. АСЗ, только-только начавший выходить из постперестроечного ступора, не в состоянии отремонтировать лодку ни для ВМФ России, ни для ВМС Индии. ДВЗ "Звезда" малодееспособен, а профильные северо-западные судоремонтные верфи ("Звёздочка" и "Нерпа") загружены заказами под завязку. Шансов у "Кашалота" нет.

После передачи действительного наименования "Магадан" дизель-электрической подводной лодке проекта 636.3 безымянная теперь К-331 стала основным кандидатом на переоборудование и передачу в лизинг (аренду) ВМС Индии. Посмотрим, что из этого выйдет.

Вероятность восстановления технической готовности с последующим вводом в строй ПЛБ "Святитель Николай Чудотворец", с 2011 г. находящейся в отстое в Северо-восточном ремонтном центре (СВРЦ) в Вилючинске, и раньше была невелика, а после начала строительства серии 636.3 для ТОФ на Адмиралтейских верфях и вовсе свелась к нулю. Списание Б-445 − дело ближайшего времени.

До начала утилизации "Расторопного" и переоборудования "Беспокойного" в корабль-музей надежды на ремонт с модернизацией оставшихся эсминцев пр. 956 ещё теплились, теперь их не стало. "Бурного" вывели из ремонта, а "Безбоязненный", весьма презентабельно выглядевший с набережной Фокино (фото 6), при постановке в док 30 СРЗ явил миру некрашеный правый борт (фото 7), оказавшись типичной "потёмкинской деревней" (ссылка 11), построенной командованием Тихоокеанского флота.

Из всех серых строк (на сегодняшний день их семь) определённую надежду на лучшее будущее внушают только ТАРКР "Адмирал Лазарев" (если доживёт до окончания модернизации "Петра Великого" примерно в 2024-2025 г.г.) и БПК "Адмирал Харламов", находящийся во вполне приличном техническом состоянии (проблема − в ГЭУ) и остро необходимый ВМФ в качестве "рабочей лошадки" океанской зоны.



5. ПЛБ "Святитель Николай Чудотворец", Вилючинск (СВРЦ), 09.05.2017 (фото от VAS63 с forums.airbase.ru)



6. Эсминец "Безбоязненный", Фокино, 29.07.2015, вид с левого борта (фото Mehanoid с forums.airbase.ru)



7. Эсминец "Безбоязненный" в доке 30 СРЗ, 14.11.2015, вид с правого борта (фото garry69 с forums.airbase.ru)

"Ретивый" и "Строгий": шила в мешке не утаишь

Корветы "Ретивый" (зав. № 1007) и "Строгий" (зав. № 1008) были заложены на Северной верфи в один день − 20.02.2015. При закладке вр.и.о. гендиректора СВ было объявлено, что корабли планируется передать ВМФ в 2018 г. (ссылка 12), а несколько позже (27.08.2015) был уточнён срок окончания их испытаний − октябрь того же 2018 г. ( ссылка 13). Насколько помнится, лично у меня это вызвало некоторое воодушевление, поскольку строить корветы за 3,70 года, а не за 7,45 (средний срок постройки зав. № 1001-1004), было уже достаточно близко к тому, "о чём мы так долго мечтали".

С тех пор о "Ретивом" и "Строгом" СМИ более не вспоминали, срок "10.2018" кочевал в моём журнале из одного графика строительства в другой, и гости уже начали спрашивать: "Если собираются сдавать на будущий год, почему ничего не слышно о планах спуска на воду?". Само собой, ничего вразумительного ответить я не мог, но вскоре подоспел годовой отчёт Северной верфи за 2016 г., в котором чёрным по белому были прописаны новые контрактные сроки сдачи заказов. Искать их в размещённых в сети версиях отчёта бесполезно, ибо таблица под заголовком "Сведения о полученных обществом заказах на изготовление продукции" из пункта 5.1 загадочным образом исчезла (ссылка 14, ссылка 15).

К счастью, коллеги из bmpd успели "сфотографировать" названную таблицу и разместить её в графическом формате в своём журнале. Правда, они сконцентрировали внимание аудитории на поражающей воображение стоимости постройки кораблей пр. 20380 и 20386, и не слишком дотошные читатели могли упустить из виду сроки, которые также производят очень сильное впечатление: у "Ретивого" срок передачи флоту сдвинулся на два года (25.10.2020), у "Строгого" − на целых три (25.10.2021).

Оправданием столь значительного сдвига вправо может быть только решение о корректировке проекта, принятое уже после закладки. Один из возможных вариантов подобной корректировки (применительно к тихоокеанским 20380) обозначил авторитетный участник Морского форума Авиабазы Curious: "будут строить КРВ по проекту 20380 с "Уранами", но с мачтами от 20385... решение зависит от хода испытаний РЭВ [РТВ] "Гремящего" (ссылка 16). В противном случае перенос сроков может означать лишь то, что всё это время работы на корветах практически не велись, а закладка была демонстративно-показной, имевшей целью произвести впечатление на руководство ОСК, главкомат ВМФ и Министерство обороны. ■



Фрагмент таблицы, исчезнувшей из годового отчёта СВ за 2016 г., со сроками постройки заказов зав. № 1007 и 1008 (фото из публикации bmpd от 08.07.2017 − ссылка 17)

ПЛБ пр. 636, Эсминцы пр. 956, ПЛАК пр. 971, Балтийский флот, АПКР пр. 949А, Корветы пр. 20380, Калейдоскоп

Previous post Next post
Up