.
Настоящей записью завершается серия статей, начатая год назад (16.02.2016) −
ссылка 1. Работа затянулась из-за большой трудоёмкости, наличия других важных тем и необходимости зарабатывать деньги на стороне, из-за чего статистику на 01.01.2016 пришлось подвергнуть творческой доработке и датировать 01.01.2017 (в итоговой таблице учтены все изменения за прошедший период, известные автору блога). Следует отметить, что сравнение военных флотов по суммарному водоизмещению, с одной стороны, представляется весьма упрощённым и даже наивным, с другой − большее водоизмещение позволяет разместить больше оружия и принять на борт больше морской пехоты для того, чтобы проецировать силу туда, куда надо. Поэтому, на мой взгляд, метод имеет полное право на жизнь.
Примечание: время от времени приходится слышать, что мой метод сравнения некорректен ещё и потому, что учитывается списочный, а не боеготовый корабельный состав, но, во-первых, идеальных (абсолютно корректных) методов сравнения сложных систем просто нет в природе; во-вторых, по логике вещей не менее трети кораблей любой морской державы должны быть небоеготовы (находиться в ремонте, модернизации, на испытаниях), но при всём моём старании (работая денно и нощно) мне не удаётся отследить техсостояние всех ПЛ и НК основных классов даже ВМФ России, не говоря о таком совершенно непрозрачном в военном отношении государстве, как Китай (даже в США иногда вдруг обнаруживается лётная негодность 62% основы авиапарка палубной авиации −
ссылка 2,
ссылка 3) − поэтому есть предложение удовольствоваться тем, что есть ("синицей в руке").
10 статистических наблюдений:
1) главной "маленькой сенсацией" итоговой таблицы является то, что ВМС НОАК раньше ожидаемого срока потеснили ВМФ России, заняв вторую ступень пьедестала почёта, при этом на сегодняшний день разница весьма незначительна (всего 1,3%) и может быть вызвана всего лишь статистической погрешностью;
2) после передачи флоту второго китайского авианосца (тип 001A) полным водоизмещением около 60 000 тонн (ожидается в 2020 г., но, скорее всего, в 2022 г.) разрыв, казалось бы, должен резко увеличиться, но не следует забывать, что сейчас в России строятся 5 РПКСН пр. 955А по 14 700 тонн надв. и 6 АПКР пр. 885М по 9 500 тонн надв., т. е. к 2023 г. прирост водоизмещения только за счёт двух этих проектов составит 130 500 тонн; в настоящий момент наши флоты идут ноздря в ноздрю − думается, что соперничество почти на равных будет продолжаться и дальше (не считая того, что по своей боевой мощи китайские морские силы значительно уступают нашим);
3) глядя на таблицу, можно видеть довольно отчётливое разделение морских держав на 4 (четыре) лиги − высшую (США, более 3 млн. тонн), первую (Россия и Китай, около 800 тыс. тонн, в перспективе более миллиона тонн), вторую (250-450 тыс. тонн) и третью (100-200 тыс. тонн); за рамками статистического исследования (и моих интересов) остаются четвёртая лига (менее 100 тыс. тонн − по нескольку ДЭПЛ, фрегатов и мореходных десантных кораблей; Турцию можно отнести к лиге 4-плюс) и пятая лига (откровенные аутсайдеры с корветами и патрульными катерами);
4) в Японии в марте 2017 г. должны быть переданы флоту 8-я НАПЛ типа "Сорю" SS 508 "Сэкирю" (2 900 тонн надв.) и второй лёгкий авианосец типа "Идзумо" DDH 184 "Кага" (27 400 тонн полн.), что ещё более укрепит японские ВМС на четвёртой строке мирового табеля о рангах;
5) приняв в свой состав во второй половине 2016 г. первую ПЛАРБ ("Арихант") и третий эсминец типа "Колката", ВМС Индии достигли психологической отметки в 50 кораблей основных классов и вплотную приблизились к 300 тыс. тонн, однако предстоящее 06.03.2017 списание бывшего "Гермеса" (
ссылка 4) с его без малого 30 тыс. тонн полн. отбросит индусов с пятой на седьмую строчку табеля, причём довольно надолго (для России, однако, это хорошо тем, что индийские военные, вероятно, списывают "Вираат", не дожидаясь "Викранта", потому что окончательно уверовали в МиГ-29К); приняв в состав ВМС первый национальный авианосец (в конце 2018 г.?) Индия снова обгонит Францию (но не Британию с её R08), после чего (если все амбициозные программы, касающиеся CVN в 65 тыс. тонн, ПЛА, эсминцев пр. 15B, фрегатов пр. 17A и УДК, завершатся успехом) вернёт утраченные позиции, вновь оставив позади бывшую метрополию;
6) во Франции в 2016 г. был передан ВМС один единственный корабль − фрегат D 653 "Лангедок" типа "Аквитания" (FREMM), весной 2017 г. собираются передать однотипный D 654 "Овернь"; 06.03.2017, когда в Индии спишут "Вираат", французские ВМС переместятся на пятую строку таблицы, в мае, когда в Британии передадут флоту первый "Куин", вернутся восвояси, когда будет готов второй (в 2020 г.), опустятся на седьмое место; мне искренне жаль французов − статус их флота меняется силою внешних обстоятельств независимо от их желания;
7) британцы с энтузиазмом, засучив рукава, строят желанные авианосцы и покорно − ПЛА, на большее не остаётся сил (на 2017 г. запланированы только передача флоту R08 "Куин Элизабет" и спуск на воду четвёртой "Астьют" S122 "Одейшес" с окончанием постройки в 2018 г.); как уже говорилось, "Куины" очень много значат для Британии − переход в категорию свыше 300 тыс. тонн и скачкообразное повышение рейтинга (на целых два пункта);
8) про Южную Корею, Италию, Австралию и Испанию добавить особенно нечего, в Бразилии же, похоже, приняли судьбоносное для ВМС страны решение об отказе от модернизации авианосца "Сан-Паулу" и списании его в течение ближайших трёх лет (
ссылка 5), в результате чего не оправдавший надежды потенциальный "властелин Южной Атлантики" неминуемо покинет Топ-12, уступив своё место кому-то другому (кандидат №1 − Турция);
9) самые молодые на планете − ВМС Китая (средний возраст основного корабельного состава 12,6 года), Южной Кореи (13,8) и Австралии (15,9), самые старые − Бразилии (31,3), России (24,6) и Испании (21,1), при этом доля новых кораблей (не старше 10 лет) больше всего у Кореи (41,3%), КНР (38,2) и Индии (34,0), меньше всего − у Бразилии (4,8), как ни странно − у Австралии (10,5) и Испании (11,8).
10) об эффективности работы мировой судостроительной промышленности объективно судить сложно (из-за отсутствия достоверной информации о начале работ по большинству кораблей во всех странах и полной неопределённости в отношении Китая), но по имеющимся данным быстрее всех строят корабли в Японии (в среднем за 3,05 года), Южной Корее (3,33) и США (3,63), медленнее всех − в Бразилии (8,51), Индии (8,24) и России-матушке (6,77). ■
Пояснения к таблице
В статистические данные отдельных стран внесены следующие изменения (по сравнению с табл. по ссылкам):
1. США (
ссылка 6):
вступили в строй − ПЛА типа "Вирджиния" III SSN 786 "Иллинойс" (29.10.2016), головной эсминец типа "Зумвальт" DDG 1000 "Зумвальт" (15.10.2016), ДВКД типа "Сан-Антонио" LPD 26 "Джон П. Мурта" (08.10.2016), корветы (литоральные корабли) типа "Фридом" LCS 7 "Детройт" (22.10.2016) и типа "Индепенденс" LCS 8 "Монтгомери" (10.09.2016); переданы ВМС (acquired), но не вступили в строй (commissioned) эсминцы типа "Арли Бёрк" IIA DDG 113 "Джон Финн" (07.12.2016) и DDG-115 "Рафаэль Перальта" (03.02.2017, учтён с возрастом 0,00);
списаны − ПЛА типа "Лос-Анджелес" I SSN 701 "Ла-Холья" (перестраивается в стационарный учебный корабль MTS с 02.2015, официальный вывод из состава ВМС 08.2017), SSN 705 "Корпус-Кристи" (предварительный вывод из состава ВМС 30.05.2016), SSN 711 "Сан-Франциско" (переоборудование в MTS с 2016), SSN 713 "Хьюстон" (списана 26.08.2016).
2. Китай (
ссылка 7):
вступили в строй (предположительно) − одна ПЛАРБ типа 094A и одна ПЛА типа 093A (обе − 2016), вступили в строй (точно) − эсминцы типа 052D б/н 175 "Иньчуань" (12.07.2016) и б/н 117 "Синин" (22.01.2017, учтён с возрастом 0,00), фрегаты типа 054A б/н 531 "Сянтань" (24.02.2016) и б/н 515 "Бинджоу" (29.12.2016), ТДК типа 072A б/н 914 "Уишань", б/н 915 "Цулайшань" и б/н 917 "Утайшань" (все − 07.03.2016);
списан эсминец типа 051 б/н 163 "Нанчань" (09.09.2016); число ПЛАРБ типа 092 и ПЛ типа 039 и 035 оставлено прежним (1, 13 и 14), несмотря на то, что в Military Balance 2016 они числятся в количестве 0, 12, и 12 единиц.
Примечание. По причине того, что имеются весьма приблизительные данные о сроках постройки лишь 45 китайских кораблей из 170 (26,5%), можно считать, что статистика по данному параметру отсутствует.
3. Россия (
ссылка 8):
вступили в строй (поднят флаг) − ПЛБ пр. 636.3 Б-265 "Краснодар" (05.11.2015); Б-268 "Великий Новгород" (26.10.2016) и Б-271 "Колпино" (24.11.2016); СКР пр. 11356 "Адмирал Григорович" (10.03.2016) и "Адмирал Эссен" (01.06.2016);
списана ПЛБ пр. 877 Б-260 "Чита" (26.04.2016).
Примечания. В графе "Постройка" учтены корабли построенные (достроенные) только в российский период − все РПКСН пр. 955, АПКР пр. 885, ПЛБ пр. 677 и 636.3, СКР пр. 11356, корветы пр. 20380, а также ПЛАК пр. 971.1 К-335 "Гепард" (строившаяся в период 23.09.1991-03.12.2001), БПК пр. 11551 "Адмирал Чабаненко" (28.02.1989-28.01.1999) и СКР пр. 11540 "Ярослав Мудрый" (27.05.1988-19.06.2009).
4. Япония (
ссылка 9) − без изменений (кроме возраста).
5. Индия (
ссылка 10): вступили в строй ПЛАРБ S 74 "Арихант" (08.2016) и эсминец пр. 15A "Колката" D 65 "Ченнаи" ("Мадрас", 21.11.2016); исправлено полное водоизмещение корветов пр. 28 "Каморта" (3500 вместо 2500 тонн).
6. Франция (
ссылка 11) и Великобритания (
ссылка 12) без изменений (кроме возраста).
7. Южная Корея (
ссылка 13): вступили в строй НАПЛ типа 214/KSS-II SS 078 "Ю Гвансун " (11.2016), фрегат типа FFG-I "Инчхон" FFG 817 "Кванджу" (09.11.2016).
8. Италия (
ссылка 14): вступили в строй НАПЛ типа U-212A "Тодаро" S 528 "Пьетро Венути" (06.07.2016), фрегат типа "Бергамини" (FREMM) F 594 "Альпино" (30.09.2016).
9. Бразилия (
ссылка 15), Австралия (
ссылка 16) и Испания (
ссылка 17) − без изменений.