.
Продолжение темы сравнения военных флотов ведущих морских держав. Предыдущие записи - по метке
"Статистика".
В представленном статистическом исследовании учтены боевые корабли основных классов (подводные лодки, авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты, корветы, мореходные десантные корабли) полным водоизмещением от 2000 тонн (надводным от 1000 тонн), т. е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. Строящиеся корабли (не переданные флоту до 01.01.2017) включены в исходные данные справочно - они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Наименования кораблей даны в русской транскрипции, проверенной на соответствие либо традиционным написаниям, либо словарной фонетической транскрипции.
7 статистических наблюдений:
1) в отличие от великих островных держав − Британии и Японии, "большой остров" Австралия не имел, не имеет и, скорее всего, не будет иметь достаточно серьёзных военно-морских амбиций; с одной стороны это вызвано экономическими и демографическими факторами (отставание в 2,34/4,15 и 2,80/5,51 раза соответственно −
ссылка 1), с другой − колониальной привычкой к покровительству со стороны метрополии, трансформировавшейся в технологическую зависимость от более развитых стран);
2) второй тезис п. 1 имеет неоспоримое подтверждение: бросается в глаза (если не сказать, режет глаз) тот факт, что, построив на своей территории 84% корабельного состава (исключение − устаревший фрегат "Дарвин" и, частично, УДК типа "Канберра"), австралийцы категорически не хотят заниматься проектированием боевых кораблей, предпочитая (как в настоящее время, так и в будущем) заказывать шведские, немецкие, испанские, французские проекты;
3) подводные силы ВМС Австралии на сегодняшний день представлены шестью ДЭПЛ типа "Коллинз", спроектированными в Швеции − самыми большими НАПЛ в мире (3 100 тонн надв., японские "Сорю" − 2 900 т, наши 636.3 − 2 400 т); останавливаться на достигнутом австралийские адмиралы не собираются: несмотря на относительную молодость "Коллинзов" (17,0 лет), уже подписано соглашение о строительстве 12 французских неатомных "Барракуд" (Shortfin Barracuda Block 1A) − супер-НАПЛ надводным водоизмещением 4 500 тонн (!) (
ссылка 2,
ссылка 3);
4) самыми мощными многоцелевыми НК австралийского флота в ближайшее время (06.2017-03.2020, если удастся быстро преодолеть возникшие при постройке проблемы) станут три эсминца типа "Хобарт" испанского проекта (на основе фрегата F100 "Альваро де Басан") полным водоизмещением 7 000 т (navy.gov.au) с БИУС "Иджис" и УВП Mk 41;
5) до вступления в строй "Хобартов" ВМС Австралии придётся довольствоваться 8 довольно молодыми (14,5 лет) фрегатами типа "Анзак", спроектированными в Германии, с ЗРК самообороны "Си Спарроу" (три оставшихся "Перри", скорее всего, будут списаны в самое ближайшее время;
6) другим амбициозным "планом на будущее" Royal Australian Navy (наряду с программой строительства 4500-тонных НАПЛ − закупочный проект SEA 1000) являются 9 (девять) новых фрегатов (проект SEA 5000), построить которые до недавнего времени предполагалось по проекту одной из трёх конкурирующих компаний: британской "БАЭ Системз" (BAE Systems), итальянской "Финкантьери" и испанской "Навантия" (
ссылка 4); 01.09.2016 с BAE Systems был заключён контракт на "дальнейшее совершенствование" пр. 26 (Global Combat Ship − GCS) для нужд австралийского флота (
ссылка 5) − если это означает победу в тендере, то новые фрегаты ни в чём не будут уступать "Хобартам" (скорее − превзойдут их);
7) своим вхождением в число ведущих морских держав ВМС Австралии обязаны исключительно двум УДК, построенным по испанскому проекту ("Хуан Карлос I") по большей части в той же Испании (на верфи "Навантия" в Эль-Ферроле) − у себя дома австралийцы лишь установили "остров", вооружение (малокалиберные АУ, РТВ и, возможно, что-то ещё) и выполнили внутреннюю отделку корпуса; УДК принесли RAN половину (48%) суммарного полного водоизмещения − без них Австралии пришлось бы прозябать где-нибудь между Голландией и Чили. ■
Примечание 1. ДКД (LSD) L100 "Шулз" (16 200 тонн полн.) не включён в статистику по той же причине, что и его систершипы (типа "Бэй") из британских ВМС, в которых они числятся не боевыми кораблями, а вспомогательными судами (в составе Royal Fleet Auxiliary), укомплектованными гражданским персоналом. Их "вспомогательность" обусловлена тем, что они не могут толком разгрузить себя сами из-за отсутствия собственных вертолётов и несерьёзного количества высадочных плавсредств (да и выглядят они как-то совсем не по-военному).
Примечание 2. За всё время работы над статистикой по ведущим ВМС стран мира, я впервые не смог зайти на официальный сайт военно-морского департамента иностранного государства (пришлось воспользоваться анонимайзером). Сначала подумалось, что причина в моём интернет-провайдере, но с помощью уважаемых коллег (любезно откликнувшихся на мою просьбу) выяснилось, что пресс-служба ВМС Австралии (
ссылка 6) блокирует доступ только из Рунета (из США вход свободный!). Воистину, нет предела санкционному рвению некоторых прозападных чиновников.
Вся королевская рать (илл. с navy.gov.au)
Сравнительные размеры БНК ВМС Австралии (илл. с navy.gov.au)
Предполагаемый вид нового фрегата пр. 26 для австралийского флота (илл. с baesystems.com)