.
В настоящей записи представлены некоторые недавние события, касающиеся ВМФ России, положительные и не очень, с комментариями автора блога.
Возвращение "Левченко"
В видеоролике Минобороны от 29.08.2017 о плановой проверке боеготовности сил и войск СФ, главным героем которого стал РКР "Маршал Устинов", мелькнул БПК пр. 1155. Бортовой номер корабля остался за кадром, равно как и наименование, не упомянутое в тексте сообщения (
ссылка 1). Если бы у ВМФ России было столько же 1155-х, сколько "Бёрков" у ВМС США, пришлось бы поломать голову, но в нашем случае всё гораздо проще.
1. АУ АК-100 БПК "Адмирал Левченко", 29.08.2017 (скриншот из видео с mil.ru)
С учётом того, что из трёх БПК Северного флота ("Чабаненко", разумеется, не в счёт) "Кулаков" гарантированно находится в районе Аденского залива (05.09 Салала, Оман −
ссылка 2), а "Североморск" столь же гарантированно бороздит Севморпуть (03.09 вышел из Дудинки, что на Таймыре, для продолжения шестого арктического похода −
ссылка 3,
ссылка 4), кораблём, попавшим в ролик Военного ведомства, может быть только "Адмирал Левченко", который наконец-то вышел из сильно затянувшегося ремонта (по имеющимся данным находился в резерве с мая 2015 г., т. е. два года и три месяца). В итоге, из 8 БПК пр. 1155 и 11551 в боеготовом состоянии находятся шесть (три на Севере и три на Тихом океане) − такая вот маленькая радость.
P.S. К сожалению, радость оказалась преждевременной (
ссылка).
2. "Левченко", ПУ КТ-100М УРК "Раструб" правого борта, 29.08.2017 (скриншот из видео с mil.ru)
3. "Адмирал Левченко" на рейде Североморска, 29.08.2017. На переднем плане − "Маршал Устинов" (скриншот из видео с mil.ru)
Котлы для "Кузнецова"
23.08 на форуме "Армия-2017" замглавкома ВМФ по вооружению В. Бурсук сообщил, что "Адмирал Кузнецов" "станет в ремонт в 2018 году. Ремонт продлится 2,5-3 года" (
ссылка 5). Каково же было моё удивление, когда на следующий день в сети появились фото котлов для ГЭУ авианосца, уже изготовленных и доставленных в 35 СРЗ, где, как известно, базируется и ремонтируется корабль. Впервые о планирующейся замене четырёх котлов из восьми ещё 03.03.2017 поведал миру анонимный источник в ОПК (
ссылка 6), а 13.05.2017 информацию подтвердил другой анонимный источник (когда два котла были уже готовы −
ссылка 7). Такой невероятной прыти я не ожидал даже от Балтийского завода − одной из лучших верфей ОСК. Тем не менее, в связи с этим сугубо позитивным событием возникают три вопроса:
1) какие котлы привезли в 35 СРЗ − КВГ-4 или что-то более продвинутое?;
2) правда ли, что "родные" котлы "Кузнецова" изготовил не БЗ, а СКБК, как утверждает sam7 (
ссылка 8)? (вопрос возник в связи с тем, что не удалось найти подтверждения указанной информации, хотя в СКБК на самом деле есть собственное производство −
ссылка 9);
3) почему меняют только половину котлов − неужели эти четыре работали в более напряжённом режиме, нежели другие? (понятнее было бы заменить все 8 котлов или отремонтировать все 8).
4-5. Новые котлы для "Адмирала Кузнецова", 35 СРЗ, 24.08.2017 (первое фото brazil с forums.airbase.ru, второе от Военного Осведомителя с подачи brazil)
БДК 33 СРЗ. Часть 2
После записи "Бригада десантных кораблей 33 СРЗ" от 28.04.2017 ситуация, казалось бы, несколько выправилась. БДК БФ "Минск", самый технически готовый из упомянутой пятёрки кораблей, поучаствовал в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге, а "Александр Шабалин" (тоже БФ) − в Кронштадте, после чего последний развил бурную деятельность по прямому назначению, трижды за месяц высадив морской десант − 03.08, 10.08 и 19.08.2017, и отразив совместно с "Королёвым" воздушный налёт условного противника (
ссылка 10,
ссылка 11,
ссылка 12). Напомню, что согласно плану закупок 33 СРЗ на 2017 г. самыми поздними сроками исполнения работ по договорам были: у "Минска" 04.2017, у "Калининграда" (БФ) 05.2017, у "Шабалина" 08.2017, у "Оленегорского горняка" (СФ) 10.2017 (
ссылка 13).
Казалось бы, к концу августа в заводе должен был остаться всего один заказ, однако на фото от 26.08.2017 у заводской набережной мы видим целых три БДК. Корабли автором не подписаны, но по ряду признаков можно догадаться, что это "Калининград", "Оленегорский горняк" и "Минск". Таким образом: ремонт "Шабалина" удалось закончить раньше срока (что есть хорошо); "Минск", надо думать, оказался в кадре из-за какой-то незначительной поломки, либо пришёл в СРЗ на ревизию; ВТГ "Калиниграда" затягивается (что есть плохо, ибо в резерве он уже не менее двух лет и четырёх месяцев); у "Горняка" ещё есть время. Очень хочется надеяться, что к концу года набережная 33 СРЗ опустеет (за неимением небоеготовых заказов).
Примечание. Уже после того, как были написаны эти строки, появилось сообщение Минобороны от 06.09.2017 о масштабных учениях БФ с артиллерийскими стрельбами по надводным и воздушным целям, в которых принимал участие и БДК "Минск" (
ссылка 20).
6. БДК "Калининград", "Оленегорский горняк" и "Минск", 33 СРЗ, 26.08.2017 (фото Gogs с forums.airbase.ru)
Несамоходный эсминец
К дурному обычаю приводить на буксире и ставить в парадную линию по праздникам небоеготовые корабли все уже привыкли. Недавними примерами подобного очковтирательства являются ГРКР "Москва" в Севастополе и ЭМ "Настойчивый" в Балтийске в День Военно-Морского Флота 30.07.2017. Однако, командования флотов, похоже, начинают входить во вкус и помимо безобидных праздничных парадов использовать испытанный приём в гораздо более серьёзных мероприятиях.
Как известно, "Настойчивый" находится в ремонте в 33 СРЗ и, согласно плану закупок предприятия на 2017 год, работы на нём должны закончиться не ранее октября (
ссылка 13), затем заводские ходовые испытания (ЗХИ), подписание приёмного акта, сдача курсовых задач, и только после этого − включение в состав сил постоянной готовности БФ. И всё же, накануне Дня ВМФ корабль уводят с завода (прерывая тем самым производственный процесс), чтобы потешить почтеннейшую публику, и конечно же высоких гостей, которых в последнее воскресенье июля в Балтийске просто не могло не быть.
Дальше − больше. Ровно через месяц (30.08) в рамках плановой проверки боеготовности в море вышел чуть ли не весь Балтийский флот − более 70 боевых кораблей и судов обеспечения Балтийской и Ленинградской ВМБ (
ссылка 14), а перед этим (28.08) "Настойчивого" снова вывели с завода и отбуксировали на рейд Балтийска, где он стал на якорь рядом со "Стойким", "Горшковым" и "Стерегущим". Если бы случилось чудо (как с "Шабалиным"), и "Настю" передали флоту с опережением графика, 06.09 он бы отстрелялся вместе с "Минском" и всей честн'ой компанией. Дело тут, думается, опять же в высоких гостях: проверку должны контролировать представители ГК и ГШ ВМФ и Минобороны − вот для них-то и подсуетились с эсминцем. Если так, то действующее командование БФ не слишком хорошо усвоило урок отставки предыдущего, уволенного с военной службы (в числе прочего) за приукрашивание реального положения дел на флоте.
7. Буксировка "Настойчивого", Балтийск, 28.08.2017 (фото Drakon 64 с forums.airbase.ru)
8. Буксировка "Настойчивого", Балтийск, 28.08.2017 (фото Gogs с forums.airbase.ru)
9. "Настойчивый" на якорной стоянке на рейде Балтийска, 28.08.2017 (фото Gogs с forums.airbase.ru −
ссылка 15)
10. "Настойчивый", "Стойкий", "Адмирал Горшков" и "Стерегущий" на рейде Балтийска, 29.08.2017 (фото Gogs с forums.airbase.ru)
Снижение активности "сирийского экспресса"
Точнее − резкое снижение, в разы. Как известно, рейсы БДК ВМФ России в Сирию начались после попытки досмотра шедшего туда сухогруза "Алаид", предпринятой европейцами 18.06.2012. Первый рейс в Тартус совершили черноморские "Цезарь Куников" и "Николай Фильченков" в сопровождении СКР "Сметливый" (БДК вышли из Севастополя под погрузку в Новороссийск 01-02.07, из Новороссийска − 08-09.07.2012). Таким образом, "сирийский экспресс" функционирует уже 5 лет и 2 месяца.
К сожалению, таблица, которую я вёл с самого начала была утрачена в результате системной аварии (если не сказать, катастрофы), и сейчас у меня под рукой лишь данные с августа 2015 г., которые, впрочем, достаточно показательны. Пик активности БДК совпадает с началом операции ВС России в Сирии (30.09.2015) − в сентябре было сделано 10 рейсов, в октябре 12, в ноябре и декабре − по 8. В 2016 г. российские "десантники" совершали в среднем 6,4 рейса в месяц, в январе-мае 2017 г. 5,2. В июне был выполнен 1 рейс, в июле 2, в августе 1. По имеющимся данным, на сегодняшний день на ЧФ нет ни одного 775 с других флотов, а в Средиземном море − вообще ни одного российского БДК (
ссылка 16,
ссылка 17).
Любопытно, что снижение интенсивности грузоперевозок в Сирию силами ВМФ происходит на фоне нарастающей активности сирийской армии при неослабевающей поддержке ВКС России, другими словами − тогда, когда должна иметь место острая потребность в боеприпасах, ЗИПе и прочих предметах снабжения. Разбираться детально в альтернативных способах доставки грузов в Тартус и Хмеймим у меня нет времени, но, судя по тому, что случайно попадается на глаза (к примеру −
ссылка 18), БДК передали эстафету гражданским сухогрузам и ролкерам, арендуемым Министерством обороны. Ну а экспресс-доставкой в случае крайней необходимости, надо полагать, по-прежнему занимаются "Русланы". ■
11. Черноморский "Ямал" − единственный БДК ВМФ России, ходивший в Сирию в августе с.г., Босфор, 25.08.2017 (фото с twitter.com/yorukisik)