Корабли океанской зоны: будем строить несмотря ни на что

Feb 20, 2016 22:55

.
В условиях заметного уменьшения доходной части бюджета тревожные мысли о возможном сокращении расходов на флот приходят сами собой и всё чаще высказываются вслух. В подобной "нервозной" обстановке известную моральную поддержку оказывают даже анонимные источники в ОПК, отношение к которым в обычных условиях можно охарактеризовать, в лучшем случае, как скептическое. Из сообщения РИА Новости от 09.02 об эсминце пр. "Лидер": "Завершается эскизное проектирование корабля. Время закладки будет уточняться после утверждения государственной программы вооружения 2018-2025 гг." (ссылка 1).



В качестве "фона" использовано изображение эсминца пр. 21956 с сайта СПКБ - куда более импозантного, нежели концепт КГНЦ


Точнее было бы сказать "завершается разработка вариантов эскизного проекта", т. к. их наверняка будет несколько - отличающихся водоизмещением, составом вооружения и, возможно, ГЭУ (эскизное проектирование эсминца пр. 956 закончилось утверждением варианта №10!, который в конце концов тоже был изменён). Надо полагать, что при рассмотрении вариантов проекта особо пристальное внимание будет уделено стоимости - думается, что о 17500-тонном "монстре" КГНЦ (ссылка 2) можно смело забыть. Если технический проект будет начат в этом году, его утверждение и начало разработки РКД следует ожидать где-то в середине 2018 г. (техпроект РКР 1164 был разработан за 1 год и 4 месяца), а закладку головного корабля - в 2019 г. (сразу после изготовления чертежей части корпусных конструкций), что хорошо согласуется с прежними (докризисными) планами Минобороны (ссылка 3 - 2018).

Закладка нового эсминца напрямую связана с модернизацией Северной верфи. При всей неопределённости с массогабаритами можно смело утверждать, что он будет не меньше 1164 (Dполн = 11 300 т, Lнб = 186 м), в то время как имеющиеся крытые стапельные места СВ рассчитаны на 170 м длины (ссылка 4), а "Янтаря" - на 145 м (ссылка 5) (*). На Севмаше есть стапели подходящих размеров, но у него хватает работ по профильной тематике (**). 2-й этап апгрейда Северной верфи (крытый сухой док, по некоторым данным - на 250 м длины с последующим удлинением до 400 м) должен быть завершён в 2019 г. (ссылка 6), что косвенно подтверждает год закладки "Лидера". Честно говоря, идея строить эсминцы на малодееспособном на сегодняшний день предприятии ( ссылка 7) вызывает очень нехорошие предчувствия, но проекту уже дан зелёный свет и возмущаться по этому поводу бесполезно. В конце концов, в мире совсем немного проблем, которые нельзя решить адекватным финансированием и кадровыми решениями - может быть, что-нибудь и получится.

В целом, переживания по поводу возможного срыва строительства "Лидеров", авианесущих кораблей и свёртывания Программы военного кораблестроения до 2050 г. представляются малообоснованными по причине отсутствия разумной альтернативы. Россия и так уже серьёзно отстаёт от остального мира по части кораблей океанской зоны 4-го поколения - авианосцев, эсминцев, УДК. Если мы не заложим в 2019 г. головной "Лидер", а до 2030 г. (включительно) новый авианосец, то к 2050 г. (после полной выработки ресурса и безнадёжного морального устаревания 11435, 11442М, 1164 и 1155) вообще останемся без океанского флота и превратимся во второразрядную морскую державу с флотом береговой обороны и двумя дивизиями РПКСН ( оригинал).

Разумеется, руководство страны (по крайней мере, то, которое мы имеем сейчас) этого не допустит. В самом худшем случае уменьшится серийность, увеличатся сроки постройки (из-за "размазывания" финансирования более тонким слоем по годам) и сдвинутся вправо даты передачи кораблей флоту. Несмотря на некоторый упадок духа (оттого, что "весь мир против нас"), нельзя исключать и кажущийся сегодня наивно-утопическим вариант расцвета экономики РФ - "российского экономического чуда" (а вдруг?!). Почему-то кажется, что в XXI веке справедливая в долгосрочной перспективе История сыграет на нашей стороне - у неё перед нами должок. ■

(*) Тем не менее, "максимальные размеры судна, строительство которого может обеспечить завод, определяются габаритами передаточного плавдока и составляют: длина - до 170 м…" (из презентации ПСЗ "Янтарь"). И действительно, строили ведь как-то БПК пр. 1155 с наибольшей длиной 163,5 м.

(**) Только сейчас, после утраты николаевских верфей и начала активной подготовки к строительству кораблей океанской зоны, становится до конца понятен весь прагматизм "нелепой" (по мнению её многочисленных критиков) идеи системы из двух кораблей пр. 956 и 1155. В Николаеве стапельные места были заняты авианосцами и крейсерами, втиснуть необходимую номенклатуру крупногабаритного советского морского оружия в 170 м длины не представлялось возможным, а развернуть серийное строительство многоцелевых кораблей с б'ольшими размерениями не позволяли короткие стапели Северной верфи и "Янтаря".

P.S. Изложенное выше хорошо согласуется с информацией от директора департамента гособоронзаказа ОСК, бывшего начальника управления кораблестроения ВМФ контр-адмирала в отставке А. Шлемова (01.07.2015): "В настоящее время Северным ПКБ выполняется эскизный проект эскадренного миноносца проекта 23560 со сроком завершения в 2016 году. По нашим оценкам, при условии продвижения проекта со стороны Минобороны России, закладка корабля не исключена в 2018-2019 годах"… примерно в эти же сроки планируется провести модернизацию производственных мощностей предполагаемого завода-строителя корабля" (ссылка 8).



Макет Северной верфи недалёкого будущего. №4 - сухой док с двумя стапельными линиями, где предполагается строить эсминцы (фрагмент фото А. Карпенко, в полном виде - по клику)

Северная верфь, Эсминцы пр. 23560, Программа кораблестроения до 2050 года

Previous post Next post
Up