Средний возраст основных боевых кораблей ВМФ РФ - 24,6 года

Feb 27, 2016 00:03

.
Десятилетняя постперестроечная пауза в кораблестроении, обрушение и мучительное восстановление судпрома дают о себе знать, точнее - не перестают напоминать о себе. Небольшое статистическое исследование, проведённое автором блога, показывает, что средний срок службы основных боевых кораблей российского флота (*) вплотную приблизился к 25 годам (на 01.01.2016 - 24 года и 7 месяцев) - возрасту, который в ВМФ РФ считался близким к предельному. Впрочем, пока ещё не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд.





Во-первых, некоторая часть корабельного состава долгое время находилась в резерве, не подвергаясь интенсивному износу; во-вторых, многие корабли проходят (ожидают, уже прошли) модернизацию, из которой выходят значительно обновлёнными; в-третьих, следует отметить повышенное внимание, уделяемое в последнее время поддержанию технической готовности боевых единиц флота (сервисное обслуживание, доковые, межпоходовые и условно-средние ремонты). В целом, не может быть и речи о "ветхости" ВМФ РФ, в худшем случае - о некотором моральном устаревании.

Приведённая статистика была бы неполной без сравнения с зарубежными аналогами. На сегодняшний день автор успел провести перепись корабельного состава только двух (самых серьёзных) конкурентов ВМФ России, однако этих данных вполне достаточно, чтобы сориентироваться и понять, к чему стремиться. Первый (во всех смыслах) конкурент - ВМС США, долгие годы строящийся планово и стабильно, всего на шесть лет (на 25%) моложе нашего флота (19,3), и это, наверное, можно считать своеобразной нормой. Второй - ВМС Китая (НОАК), бурно развивающийся с недавних пор (и практически с нуля), опережает нас по "новизне" в два с лишним раза (11,5), что, без сомнения, является вр'еменной аномалией.

Из всего сказанного и представленного выше вывод может быть только один: надо строить новые большие корабли, постепенно омолаживая флот (прежде всего - морально). МРК, тральщики и буксиры - это, конечно, хорошо, но, к сожалению, не основной состав. Необходимо обновлять ядро флота.

Некоторые статистические наблюдения:

1) нашим "стратегам" второго-третьего поколения (667БДР, 667БДРМ) уже за 30, что говорит о правильности и своевременности решения о строительстве серии 955;

2) самыми "пожилыми" подклассами кораблей ВМФ РФ являются СКР и БДК, но если первый в ближайшее время ждёт радикальное обновление, то два 11711-х, вступив в строй, не сильно изменят картину мира - надо поторопиться с закладкой головного БДК нового проекта;

3) не стоить верить официальным, неофициальным и анонимным источникам, заявляющим о значительной доле новой техники в составе флота - если учесть всю номенклатуру "малотоннажного" корабле- и судостроения в интересах ВМФ (от "Буянов" и "Дюгоней" до "Грачат" и рейдовых судов обеспечения), то, наверное, так оно и будет, но если считать по серьёзному, то пока всего лишь 12,6% со "стратегами" и 9,9% без них;

4) даже небольшое количество новых боевых единиц способно значительно омолодить флот, что хорошо видно по РПКСН и ДЭПЛ, где одна четверть корабельного состава (недавно переданная флоту) омолаживает класс (подкласс) на 6-7 лет (!) - думается, что по среднему возрасту кораблей основных классов мы скоро догоним американцев;

5) в СССР корабли строились почти в два раза быстрее, нежели в России (3,9 года против 7,6) - к этому надо стремиться;

6) более корректным было бы сравнение средних сроков службы кораблей флотов стран мира не по их количеству, а по водоизмещению, когда тонны умножаются на годы, произведения суммируются и делятся на суммарное водоизмещение (в этом случае средний возраст 4-летнего 2100-тонного корвета и 24-летнего 7600-тонного БПК был бы уже не 14, а 20 лет). При таком подходе, отражающем б'ольшую значимость новизны больших кораблей, наш флот, наверное, выглядел бы несколько старше. ■

(*) Здесь и в других публикациях блога под основными боевыми кораблями понимаются боевые корабли 1-2 ранга океанской и дальней морской зоны, а также некоторые корабли 2 ранга ближней морской зоны от 2000 т полн. (ДЭПЛ - от 1800 т надв.), ограниченно пригодные для службы в дальних водах. РПКСН, формально подпадающие под данное определение, рассматриваются отдельно от сил общего назначения, т. к. не только не усиливают собой флот как таковой, но, напротив, отвлекают часть корабельного состава для обеспечения своего развёртывания.

Исходные данные: в полном виде (3090 пикс. по вертикали) - по клику


Корабельный состав ВМФ РФ, ВМС стран мира Статистика

Previous post Next post
Up