Оценка качества преподавания: mission impossible

Jul 09, 2017 10:16

В течение последних десяти лет работники высшей школы сталкиваются с возрастающим давлением со стороны бюрократии. От нас требуют быть "эффективными". От этого зависят премии, надбавки и даже само рабочее место. Но как измерить "эффективность"? С точки зрения бюрократической машины, для этого требуются определенные формальные показатели ( Read more... )

высшее образование

Leave a comment

Comments 94

ambival July 9 2017, 09:00:22 UTC
Во многих западных вузах та же проблема еще острее. Рейтинг студенческих оценок может привести к принудительному увольнению грамотного, но требовательного преподавателя. И там еще добавляются все эти бесконечные протесты студентов по поводу всяческих харассментов - половых, расовых, интеллектуальных и прочих.

Reply

vit_r July 9 2017, 19:26:51 UTC
Проблема в том, что учиться идут люди без подготовки и без желания. Всё остальное - следствия.

Reply


pascendi July 9 2017, 10:22:31 UTC
чтобы научная деятельность не превращалась в работу по улучшению формальных индикаторов -- существование ЛЮБЫХ формальных индикаторов НЕИЗБЕЖНО приводит к тому, что рационально мыслящие "измеряемые" перестраивают свою деятельность так, чтобы получать желаемые значения формальных индикаторов.

При этом содержание деятельности НЕИЗБЕЖНО страдает.

Reply

navlasov July 9 2017, 10:53:32 UTC
Вопрос в том:
- Есть ли возможность повлиять на индикаторы в принципе и насколько она велика.
- Как именно можно повлиять на индикаторы.
Иногда стремление улучшить показатели может действительно привести к положительным результатам. Если я захочу жать 120 лежа, мне придется накачаться.

Reply

pascendi July 9 2017, 10:59:53 UTC
Покажите мне объективно измеримые индикаторы в социальных дисциплинах.
Такие, которые не позволяют нарисовать шкалу, в которой 120 кг соответствуют 30 кг за углом.

Вы сами очень ярко продемонстрировали невозможность создания таких индикаторов.
Проблема осложняется еще и тем, что в соцдисциплинах неизбежно велика стоимость замера (даже если брать чисто формальные количественные показатели, типа количества отличников на курсе при независимом тестировании, а уж если мы говорим о качественных…).

Reply

pigmeich July 9 2017, 12:53:50 UTC
> Такие, которые не позволяют нарисовать шкалу, в которой 120 кг соответствуют 30 кг за углом.

Рынок. Кстати, тоже социальная дисциплина, по мнению некоторых.

10 баксов можно дать кому угодно. А 10 тысяч - вовсе нет.

Reply


pigmeich July 9 2017, 12:46:24 UTC
Сорос, те же 4 пункта:

1. Новые задачи, новые подходы к решению, новые учебники, новая методология (вот последнего уже 20 лет не было).

2. Анкетирование лучших специалистов по России, через 3-5 лет после окончания школы.

3. Видеозаписи уроков, оцениваемые отдельно независимыми экспертами и колдой учителей с другого часового пояса.

4. Открытые олимпиады.

Reply

navlasov July 9 2017, 12:47:17 UTC
И какова цель?

Reply

pigmeich July 9 2017, 13:02:20 UTC
Целей несколько. Инструмент: премирование лучших учителей фиксированной суммой (5-10 окладов) в течении года, с возможностью продления.

Есть три дебильные профессиональные области, где больше всего должны получать те, кто работают «в поле»: инженерное программирование, образование и здравоохранение.

Reply

navlasov July 9 2017, 17:21:38 UTC
То есть необходимо выявить нескольких лучших, или система предусматривает возможность поощрения многих (если не всех)?

Reply


valery_vvv July 9 2017, 13:39:35 UTC
Да, все так. И из-за высокого разнообразия профессий даже методом ЕГЭ не пройти. Проверка остаточных знаний - та же проблема, что именно должно остаться в голове, кто и как это определяет...

Я вижу ровно один вариант - чтобы в руководстве конкретного учебного заведения был широко образованный специалист, который посетит некоторые лекции и некоторые экзамены и оценит кто из преподавателей лучше, а кто хуже. Не по знанию своих предметов, понятное дело, а по каким-то общим навыкам взаимодействия со студентами.

Reply

navlasov July 10 2017, 04:27:32 UTC
Получится слишком субъективно.

Reply

valery_vvv July 11 2017, 04:20:24 UTC
Во всех остальных сферах жизни норма выглядит именно так: сам бизнесмен ил HR-специалист просто наблюдает за работой и выносит вердикт. Хотелось бы, чтобы в образовании нашелся путь получше, но как-то не находится.

Если сочетать это с наукометрической оценкой научной работы, выплатами за отдельные статьи и за степени-звания, то система должна бы работать.

Reply

navlasov July 11 2017, 05:31:38 UTC
Про все остальные сферы говорить не буду, на многих частных фирмах зарплата человека никак не зависит от результатов его работы.

Как правило, система премирования хорошо работает там, где можно четко измерить и оценить результаты работы. Например, продано столько-то автомобилей, запущен в сжатые сроки новый большой проект, ликвидирована авария. В высшем образовании этого нет. Поэтому там единственный путь - создание рамочных условий, которые стимулировали бы хорошее преподавание.

Reply


iv_an_ru July 9 2017, 14:44:41 UTC
Лично мне кажется очень разумной английская система --- внутри себя кафедра сама разберётся, а общая оценка кафедры (и "разряд ЕТС") определяется по доле выпускников, нашедших работу по специальности в первые полгода после окончания учёбы.

Reply

pascendi July 9 2017, 18:02:59 UTC
Тогда более половины российских вузов надо закрывать (и 90% гуманитарных кафедр), поскольку такое количество их выпускников в России просто некуда девать ( ... )

Reply

elrond1_2eleven July 10 2017, 10:30:26 UTC
Так разве у нас капитализм?

Reply

navlasov July 10 2017, 04:31:55 UTC
"Сама разберется" - субъективизм
"По специальности" - на самом деле, крайне расплывчатое понятие. Выпускник истфака пошел в пресс-службу местной администрации, где ему, в том числе, предстоит писать речи на исторические темы. Это по специальности или нет?

Reply


Leave a comment

Up