Реанимационная ремарка.
Как мы
обсуждали сравнительно недавно, одним из важнейших - не скажу ключевых - событий сражения при Мидуэе стал вечерний повррот Спрюэнса на восток, от противника. Это решение Спрюэнс принял, опасаясь ночного столкновения с превосходящими японскими надводными силами. И это решение во многом лишило американцев возможности развить успех (а возможности были) - не будь счастливой коллизии "Могами" и "Микума", развития и вовсе не было бы.
Относительная слабость сил Спрюэнса - это, в первую очередь, отсутствие в составе его соединения линейных кораблей, каковые были в распоряжении Нагумо. Как известно, "тихоходные" стандартные линкоры TF1 для совместных действий с авианосцами не годились. И вообще сидели у Западного побережья США. Однако в составе американского флота в июне 1942 г. имелось сразу два боеготовых линкора типа "Вашингтон", каковые с авианосцами - в дальнейшем - взаимодействовали активно. Но они в это время были ещё дальше: "Норт Кэролайн" только-только подходил к Панамскому каналу, "Вашингтон" же и вовсе был в Скапа-Флоу. Оба этих корабля были боеготовы к началу весны 1942 г. - и оба они, первым делом, были использованы как противовес "сидящему" в Норвегии немецкому линкору "Тирпиц".
Классический аргумент в пользу самого известного "линкора in being" известен - немецкий линкор сковал существенные ресурсы союзников - известен, но вот этот вот факт, отвлечение новых американских линкоров с Тихого океана в 1942 г., как мне кажется, не заслужил должной оценки. Отсутствие современных линкоров мешало американцам при Мидуэе (и в Коралловом море), и - мешало в начале Гуадалканальской кампании. Тогда на Тихом океане был только "Норт Кэролайн" - "Вашигтон" всё ещё сидел на корточках рядом с "Тирпицем", и к походу в Северную Атлантику готовился "Саут Дакота". Решение послать оба новых линкора на Тихий океан принял лично Рузвельт - после катастрофы у о. Саво.
Помимо весенне-летних "деплойментов" 1942 г., американские линкоры использовались для нейтрализации "Тирпица" в апреле-июле 1943 г. - пока британские дредноуты противостояли итальянцам у Сициллии, в Северной Атлантике дежурили свежепостроенный "Алабама" и отремонтированный после боя у Гуадалканала "Саут Дакота". Но тогда, в период относительного затишья на Тихом океане, это не было так важно, как в 1942 г.
Это, на мой взгляд, забавный штрих и к истории "Тирпица", и к роли линейных кораблей. Это - ещё один повод задуматься о глобальном характере Второй мировой. И, наконец - ещё один повод задуматься над тем, насколько, на самом деле, существенной была помощь - пусть и неосознанная - немцев японцам. Хотя верно, безусловно, и обратное.
P.S. Можно ли было написать пост "Жан Бар" и Гуадалканал? Да, вне всяких сомнений.