Не так давно я побывала на выставке Родена, которая проходит сейчас в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости. Но, прежде чем начать рассказ о выставке, мне хочется рассказать о самом Родене, путь которого к славе и мировому признанию был очень долог и труден. (Под катом много фотографий с работами Родена разных периодов его творчества)
Огюст Роден. 1893
Огюст Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года в семье мелкого служащего. Рисовать он начал в 9 лет, а в 14 поступил в "Школу рисования и математики", или как ее еще называли - "Малую школу", позднее переименованую в "Школу декоративных искусств".
Здесь Родену очень повезло, поскольку его учителем был Лекок де Буабодран - один из лучших художественных педагогов XIX века. Под его руководствм молодой Роден учится рисовать по памяти, делает копии работ известных французских художников XVIII века, а так же копии античных скульптур из Лувра. Вдобавок к этому он посещает курсы рисунка с натуры в школе мануфактуры Гобеленов и ходит на курсы литературы и истории в Коллеж де Франс. Он очень много читает. Среди его любимых авторов - Гомер, Данте, Вергилий, Виктор Гюго, Альфред Мюссе.
Что бы материально помогать семье он работает в мастерских различных декораторов, выполняя для них моделировку и гипсовую лепнину.
К 17-ти годам его желание быть скульптором укрепилось окончательно и в 1857 году он сдает вступительные экзамены в Школу изящных искусств ("Большую школу") на отделение скульптуры, но даже с третьей попытки не поступает туда.
Эти неудачи очень сильно огорчают его, но он не перестает заниматься любимым делом. И постоянная погруженность в работу дает свои плоды. В 1860 году в возрасте 20-ти лет Огюст Роден создает свое первое самостоятельное произведение - бюст отца.
Однако, в 1862 году умирает родная сестра Родена, к которой он был очень сильно привязан. Её смерть так сильно потрясла его, что он поступает послушником в монастырь Ордена Святого Причастия. Скорее всего, это был определяющий момент в жизни молодого Родена. Не известно как сложилась бы его дальнейшая судьба, но настоятель монастыря отец Эймар горячо поддержила Родена в его стремлении стать скульптором в этот тяжелый для него период жизни. Роден создает его скульптурный портрет и покидает стены монастыря в 1864 году.
Он снимает помещение, оборудует там свою собственную студию и начинает работать с новыми силами. И, конечно, не перестает учиться. Прекрасно осознавая, насколько важно для скульптора знание строения человеческого тела, он посещает специальные курсы в Музее естествознания и курсы анатомии в медицинском институте.
В том же 1864 году знакомится с Розой Бере, которая впоследствии стала его моделью, спутницей жизни и, незадолго до ее кончины, женой. Вдохновленный, он делает ее портреты, самые известные из которых "Молодая девушка с цветами в шляпке" (1865) и "Миньон" (1869)
В том же 1864 году он впервые предпринимает попытку участия в Салоне, представив на суд жюри маску "Человека со сломанным носом", но терпит неудачу. Работая над декоративным оформлением Театра Гобеленов, Роден знакомится с очень известным и авторитетным скульптором А.Каррье-Беллёзом, поступает к нему в ассистенты и работает у него в этом качестве с небольшими перерывами вплоть до 1877 года в Париже и Брюсселе, выполняя для него многочисленные декоративные работы.
Работа у Каррье-Беллёза обеспечивает Родену и его семье (у него уже растет сын) более-менее сносное существование, он не бросает собственных творческих поисков и в 1875 году отправляет для участия в Салоне бюст "Человека со сломанным носом". На этот раз работа была принята и это уже само по себе было большим шагом вперед, даже не смотря на то, что ни скульптура, ни ее автор не были отмечены ни жюри Салона, ни критиками.
"Человек со сломанным носом". 1875
Понастоящему громко имя Родена впервые прозвучало в 1877 году (ему уже 37 лет), когда он предоставил для Салона свою скульптуру "Бронзовый век". Роден работал над ней в течении последних полутора лет, находясь под сильнейшим впечатлением от Микеланджело - великого скульптора эпохи Возрождения, с работами которого он имел возможность детально познакомиться во время своей поездки по Италии.
Бронзовый век. 1876
Вокруг "Бронзового века" разразился настоящий скандал. Скульптура выглядела настолько реалистично, что Родена обвинили в том, что он просто сделал слепок с живого человека. Однако, ряд известных скульпоров выступили в зищиту Родена и он был оправдан.
Находясь под тягостным впечатлением от поражения Франции во франко-прусской войне 1870-71 годов, Роден создает две скульптуры на военную тематику. Это "Призыв к оружию" (1877) и "Беллона" (1878). "Призыв к оружию" принимает участие в конкурсе проектов монумента в память об этой войне, но остается никак не отмеченной, несмотря на всю силу и трагизм, переданные скульптором.
"Беллона" - древнеримская богиня войны, выполненная Роденом сначала в терракоте, принимала участие в конкурсе по декоративному искусству, но опять же не привлекла к себе никакого внимания.
В 1880 году Роден представляет на суд Салона "Проповедующего Иоанна Крестителя" в гипсе и "Бронзовый век" в бронзе. Последний получает-таки положительный отзыв и его покупает государство.
"Проповедующий Иоанн Креститель".
В том же 1880 году Роден получает государственный заказ на выполнение монументальных ворот для проектируемого Музея декоративного искусства в Париже. Так началась его работа над "Вратами ада", которая продолжалась всю его жизнь, но так и не была закончена. Однако, многие известнейшие произведения Родена, создавались им первоначально лишь как фрагменты "Врат ада" и уже потом получили самостоятельную жизнь. (Более подробно об этом - в рассказе о выставке).
В жизни Родена начался новый этап. Период с 1880 по 1890 можно назвать расцветом творчества великого скульптора. В это время он создает огромное количество памятников, бюстов, скульптурных портретов и композиций. Все, что накопилось в нем за 40 лет жизни вырвалось наружу. При этом Родену было не важно, работает ли он по государственному, частному заказу или по велению своего сердца, что тоже бывало не редко, он постоянно ищет новые формы, новые возможности для передачи в скульптуре человеческой сущности, характеров, выражения чувств и эмоций.
Вот еще лишь небольшой ряд работ, созданных Роденом в этот очень плодотворный для него период.
"Прекрасная Омиер" (1885)
"Последний призыв" 1889 (Другие названия - "Блудный сын", "Молитва")
"Уголино" 1882
"Данаида" 1885
Бюст мадам Викуна 1884
Бюст Каррье-Беллёза. 1882
"Адам и Ева, изгнанные из Рая". 1887
В этом же ряду и "Мыслитель", "Поцелуй", "Вечная весна", "Вечный Идол", но об этих и многих других произведениях речь пойдет дальше, в рассказе о выставке.
В 1883 году Роден знакомится с Камиллой Клодель, которая впоследствии на протяжении пятнидцати лет будет его ученицей, любовницей, сотрудницей, моделью. В это время он создаст ряд ее скульптурных портретов. Вот два из них
Портрет Камиллы Клодель. 1884
"Мысль" 1886
Однако, его новаторские подходы зачастую не находят понимание даже у тех, с кем он находился в достаточно хороших отношениях. Например, писателю Виктору Гюго, скульптору Далу и художнику Пюви де Шаванну не понравились их портреты, выполненые Роденом.
Бюст скульптора Далу. 1883
Бюст Виктора Гюго. 1885
Бюст Пюви де Шаванна. 1892
А что уж говорить о недругах и завистниках Родена, которых у него было предостаточно. И в прессе периодически разворачивались направленые против него кампании. Конечно, душевных сил скульптору это не прибавляло, но он продолжал идти по уже выбранному пути.
В этом смысле очень показательны истории его, пожалуй, самымых известных памятников - "Граждане города Кале" (1889) и "Бальзак" (1897), которые были приняты в штыки.
Но если первый все-таки был установлен в Кале в 1895, еще при жизни Родена, то памятник Бальзаку вообще не был принят заказчиком. Этот памятник был установлен в Париже лишь в 1939 году, т.е. через 42 года после создания и через 22 года после смерти автора.
(И о памятнике гражданам Кале, и о памятнике Бальзаку будут отдельные рассказы.)
С другой стороны, у Родена было очень много друзей, искренних поклонников и почитателей, которых год от года становилось всё больше. У него появились ученики, которые в последствии сами стали известными скульпторами. Помимо упомянутой уже Камиллы Клодель это были - Константин Бранкузи, Эжен Бурдель, Шарль Деспио, Анна Голубкина и другие. Некоторое время у него работал и Аристид Майоль.
Роден становится авторитетом в области скульптуры. В 1889 году он избирается членом жюри Салона и членом жюри Всемирной выставки. И тот факт, что на Всемирной выставке 36 скульптур Родена демонстрируются вместе с работами Моне, еще больше повышает престиж скульптора.
В следующее десятилетие 1890-1900 несмотря на все еще активное сопротивление представителей Академической школы, Роден получает официальное признание. Он становится понастоящему известным и востребованным скульптором, получает много заказов.
Вот некоторые работы этого времени...
"Ветер". 1890
"Шторм"
"Угрожающая рука и фигура молящего". 1891
Портрет Анри Рошфора. 1897
"Бодлер". 1898
Еще один бюст Виктора Гюго. 1898
В 1895 году Роден покупает виллу Брийан в предместье Парижа - в Медоне, где он проведет практически всю оставшуюся жизнь.
В издательстве Гупиль в 1897 вышел в свет первый альбом рисунков Родена, в который вошли его иллюстации к "Цветам зла" Бодлера, "Божественной комедии " Данте, его эскизы и зарисовки. В ряде стран Европы проходят его персональные выставки.
В этот период начинают выходить и первые книги о его творчестве, и в очень большом количестве статьи, в том числе и негативного содержания. Особенно яростная полемика развернулась в прессе по поводу роденовского "Бальзака", которому скульптор отдал практически 10 лет своей жизни и которого в 1898 году Общество литераторов отвергло в категорической форме, передав заказ другому скульптору. Он очень тяжело переживал эту историю.
Ну а в 1900 году к Родену приходит международное признание. Во время Всемирной выставки в Париже скульптор представил более 150 своих работ в специально отстроенном для этого павильоне. Экспозиция пользуется громадным успехом, иностранные музеи и частные коллекционеры, заказывают ему скульптуры. Но вот памятник президенту Аргентины Диего Сармиенто, установленный в Буэнос-Айросе снова вызывает негодование прессы и широкой общественности.
Последние годы жизни Родена проходят в ореоле славы первого скульптора мира и то, что его творчество оказало самое серьезное влияние на европейское искусство конца 19-начала 20 века, признавалось теперь всеми безоговорочно, даже его недругами. Его выставки проходят не только в Европе, но и в Америке. Почетные титулы и регалии сыпятся на него как из рога изобилия. В 1903 году ему присваивается звание командора Почетного легиона; его избирают президентом Международного общества художников, скульпторов и гравёров; в 1907 году он становится Почетным доктором Оксфордского университета. Об уровне почитания, которым Роден пользуется в Европе, говорят хотя бы те факты, что в 1908 году его дом и мастеркую в Медоне лично посетил король Англии Эдуард VII, а в 1912 году во время визита Родена в Рим, был иллюминирован Капитолий.
В 1903 году Роден знакомится с Рильке, который напишет одно из самых известных у нас произведений о творчестве Родена и который в течении нескольких лет будет его секретарем и биографом.
Из-за подорванного здоровья Роден уже не может работать с крупными проектами. Теперь он занимается в основном небольшими скульптурами, скульптурными портретами, контролирует работу своих ассистентов и очень много рисует.
Некоторые из работ этого периода: "Поэт и муза" 1905
"Купидон и Психея" 1905
"Ромео и Джульетта" 1905
"Портрет Варвары Елисеевой" 1908
Портрет японской танцовщицы Ханако 1908
"Моцарт" 1910
Бюст Клемансо 1911
В 1908 году Роден арендует часть комнат в особняке Бирон, а в 1911 году и весь особняк. Скульптор располагает в этом здании не только многие из своих произведений, а так же свою богатейшую коллекцию произведений искусства, собранную им за долгие годы. Идея создать в этом особняке музей Родена родилась почти что сама собой. С таким предложением ряд общественных и политических деятелей обратились в правительство в том же 1911 году. Однако потребовалось пять лет, что бы это решение было принято окончательно на государственном уровне. И в 1916 году Роден передает в дар государству все свои произведения. Но до открытия музея Роден не дожил. Он умер 17 ноября 1917 года и был похоронен в Медоне рядом со своей женой Розой Бере.
Вот вкратце биография Огюста Родена.
Далее последует мой фоторассказ о выставке работ Родена в Петропавловской крепости, который я разделю на четыре части:
о скульптурах с выставки в Атриуме о памятнике "Граждане Кале" о памятнике Бальзаку о рисунках Родена P.S. Здесь я постаралась так подобрать иллюстрации, что бы они не повторялись в последующих частях...