Выставка произведений Родена в Петербурге. (часть 1)

Aug 26, 2012 10:10

Я очень люблю творчество Родена. Поэтому в один из дней я поехала в Питер на выставку его работ, которая проходит сейчас в Петропавловской крепости. В павильоне "Атриум" Комендантского дома выставлены порядка тридцати скульптур, очень много рисунков Родена из альбома  издательства Гупиль, а так же два знаменитых роденовских памятника - "Бальзак" и "Граждане Кале".




Как я уже говорила в предыдущей записи о Родене, работа над "Вратами ада" стала для скульптора делом всей жизни и так получилось, что многие его произведения, изначально делались именно для "Врат" и лишь потом, по разным причинам получали самостоятельную жизнь. Так что, представленные на выставке скульптуры можно условно разделить на две части - те, которые "вышли" из "Врат ада" и те, которые не имеют к ним никакого отношения. Начну я с первых, так как среди них самые известные произведения великого скульптора.



Настоящий размер "Врат ада" - 635 х 400 х 85 см. Естественно, что ввиду их громоздкости, они не могут участвовать в передвижных выставках, но  здесь было вывешено фотопанно "Врат" так сказать "в полный рост", так что все желающие могли рассмотреть их в подробностях. Правда, я это панно почему-то не сфотографировала. Поэтому тут я опубликую фотографию "Врат ада", сделанную в музее Родена в Париже, что бы было легче представить о чем пойдет речь.




Помимо фотопанно на выставке так же представлен один из трех макетов "Врат ада", сделанных в свое время Роденом, где в общих чертах намечена конфигурация этих монументальных дверей.




Ну а теперь о скульптуре.

"Мыслитель". Безо всякого преувеличения можно сказать, что это самое известное произведение Родена. Но прежде чем стать таковым, он был задуман Роденом как элемент "Врат ада".




Из сопроводительной таблички мы узнаем, что прежде чем стать одной из знаменитейших скульптур 19 века, "Мыслитель" был элементом "Врат ада", помещенным в центр тимпана. В 1882 году Роден решает сделать из него отдельную скульптуру. Впервые представленная в уменьшенных размерах (37 см) в Копенгагине, в 1888 году под названием "Поэт", она осталась совершенно не замеченной. В 1890 году скульптуру впервые отлили в бронзе. Тогда же она получает название "Поэт-мыслитель".




Добавлю, что в 1904 году эта скульптура была представлена публике в резко увеличенном размере, который состаил 2 м. Вот тут на "Мыслителя" обратили внимание и, как неоднократно уже бывало с другими произведениями Родена, вокруг этой работы разгорелись жаркие споры. В результате в 1906 году "Мыслитель" был установлен перед Пантеоном в Париже, а в 1923 перенесен в парк отеля Бирон, где уже работал музей Родена.

"Тень". В "Божественной комедии" Данте падшие души - Тени - толпятся у Врат ада. Роден сделал несколько этюдов теней и в итоге берет скульптуру Адама, над которой работал с 1879 года, делает три одинаковых фигуры и ставит их над "Вратами", с высоты которых они смотрят на зрителя. В качестве отдельных экземпляров Тени будут впервые представлены в 1889 году.




В музее Родена в Париже группа "Три тени" установлена на земле и их можно очень хорошо рассмотреть. Надо сказать, что на меня они произвели довольно тягостное впечатление. Неприкаянность - это слово, пожалуй, подходит им больше всего.

"Тень. Торс". Без рук, ног и головы Тень смотрится очень мощно.




"Ева". Устроители выставки сообщают нам довольно интересную информацию о создании этой скульптуры: Перед началом создания "Врат ада" Роден работает над двумя скульптурами - Адама и Евы. Натурщицей для статуи Евы выступает молодая итальянка с полными, гибкими формами, которую Роден назвал пантерой. Скульптор несколько раз замечает, что ее формы как будто увеличиваются, и решает изменить объем работы, и тогда девушка признается ему, что беременна. Какое удивительное совпадение: Ева, сознавая свой грех, закрывает голову руками, ее живот увеличен из-за беременности. Так гением скульптора была увековечена в бронзе мать всего человечества.







"Размышления". Эта скульптура - увеличенный вариант фигуры падшей души с "Врат ада": там она предстает женщиной, которая наклонилась и закрывает лицо согнутой рукой. В 1887-88 годах скульптура была переделана. В 1894 году лишившись рук и части ног она стала фрагментом памятника Виктору Гюго.




"Поцелуй" - одно из самых известных произведений Родена. Эта скульптурная группа, созданная в 1880-1882 годах, изначально была помещена в правый нижний угол "Врат ада", а в 1886 году стала отдельной скульптурой. Считается, что эта пара олицетворяет собой "прОклятых любовников" - Паоло и Франческу - героев пятой песни "Божественной комедии" Данте. Из сопроводительного текста можно узнать, что во втором круге Ада Данте и Вергилий встречают живших в XIII веке Франческу и Паоло. Франческа, выданная замуж за властителя Римини, полюбила его младшего брата Паоло, который ответил ей взаимностью. Влюбленные друг в друга до беспамятства, они были застигнуты мужем Франчески во время их первого поцелуя. Разъяренный муж убивает обоих кинжалом. Данте пишет об этом: Любовь привела нас к совместной смерти.







Очень печальная история. Однако, кто бы что не говорил, но когда я смотрю на эту пару, у меня всегда создается впечатление, что здесь женщина целует мужчину, а он позволяет себя целовать. В ней страстный порыв чувствуется, а он какой-то вялый. Его выдает левая рука. Я, конечно, не собираюсь спорить с устроителями выставки и искусствоведами, но мне почему-то кажется, что здесь совсем другая история...




В смысле взаимности чувств, мне намного больше нравится "Вечная весна", которая тоже сначала предназначалась для "Врат ада", но в итоге туда не попала, поскольку Роден счел этот чувственный и очень даже счастливый сюжет слишком неподходящим для мрачных "Врат ада".




"Вечный идол" - еще одна скульптура Родена на тему отношений мужчины и женщины. Эти две фигуры представлены отдельно друг от друга на правой створке "Врат ада". В 1890 году Роден решает их объединить.







Правда, не могу не заметить, что в мраморе и "Поцелуй", и "Вечная весна", и "Вечный идол" смотрятся гораздо лучше, чем в бронзе.

"Туалет Венеры и Андромеды". Роден обожал соединять два или несколько разных сюжетов и делать из них композиции. Здесь он соединил фигуру, созданную в 1884 году для "Врат ада" (на них она в верхнем левом углу) - "Туалет Венеры" и "Андромеду", которая была создана в 1887. Андромеда - в переводе с греческого "управляющая мужчинами" - мать Геркулеса. После смерти Андромеды Афина дает ей место среди звезд. Вот такие интересные сведения можно почерпнуть из сопровождающего композицию текста.







"ПрОклятые женщины". Устроители выставки сообщают нам, что "эта скульптура, полная эротизма, сделана из двух фигур "Врат ада", получивших название "Обнаженная на коленях, наклонившаяся вперед". Впервые представлена в 1885 году. Название позаимствовано из "Цветов зла" Шарля Бодлера."







"Ирис, будящий нимфу". Еще одна композиция, созданная Роденом их двух фигур "Врат ада".







"Женщина, сидящая на корточках". Эта фигура присутствует на "Вратах ада", причем повторена два раза: на правом пилястре рядом с Падающим человеком и справа от Мыслителя. От этой скульптуры, натурщицей для которой была любимая модель Родена Адель Абруццези, исходит ощущение первобытной чувственности. Современники Родена назовут ее "Лягушкой" или "Земноводной".







"Данаида". Первоначально предназначавшаяся для "Врат ада", в итоге туда не попала. В основе сюжета этой скульптуры лежит один из древнереческих мифов о дочерях царя Даная, которые убили своих мужей в первую брачную ночь. В наказание за это они должны были все время наполнять бочку, у которой не было дна. Собственно, это и есть адъ. Есть от чего впасть в отчаяние.




Опять же добавлю, что в мраморе эта скульптура смотрится гораздо выразительнее.

"Минотавр" - это еще один сюжет из греческой мифологии. Эта скульптурная группа, взятая из "Врат ада", сначала называлась "Нимфа и Фавн" или "Сатир и Нимфа". "Минотавром" она была впервые названа в 1899 году. Роден, зачитывавшийся Овидием, черпает вдохновение в мифологии. Пасифая - жена царя Миноса - влюблена в быка, которого послал Посейдон. От их союза рождается наполовину человек, наполовину бык - Минотавр. Минос в бешенстве приказывает заточить его в лабаринт в центре Крита, построенный специально Дедалом, что бы он не сбежал и что бы никто не узнал, где он спрятан. В конце концов Минотавра убивает Тесей, на помощь которому пришла Ариадна.




Пожалуй, с эпизодами "Врат ада", представленными на выставке, мы разобрались. Теперь переходим к другим работам, которые создавались Роденом изначально как самостоятельные произведения.

"Бронзовый век".
Роден создавал эту скульптуру в 1875-1876 гг., находясь в Брюсселе, где он работал в то время у Каррьер-Беллёза. Натурщиком для скульптуры стал молодой бельгийский солдат Огюст Фейт. Статуя была сначала была выставлена в 1877 году в Брюссельском кружке художников и потом уже в Парижском Салоне, где из-за нее разгорелся большой скандал. Тогда Родена обвинили в том, что он представил на суд жюри муляж, т.е. простой слепок с натурщика. Но после вмешательства ряда известных скульпторов, обвинения с Родена были сняты.







"Американский атлет". Во время своего приезда в Париж в 1901 году, американский гимнаст из Пенсильвании Сэмюэль Стоктон Уайт III (1876-1952) предложил Родену попозировать ему. Плененный анатомией спортсмена Роден соглашается и Уайт несколько раз позирует ему.




"Левая рука Пьера де Виссана" ("Граждане Кале")




За долгие годы работы Роден сделал огромное количество слепков рук и ног. Некоторые из них предназначались для конкретных вещей, некоторые становились самостоятельными произведениями.

"Правая рука Пьера де Виссана"




"Согнутая рука"




"Согнутая правая рука"




Уменьшенный вариант статуи Пьера де Виссана - одна из скульптур "Граждан Кале". Этот этюд датируется 1906 годом.




"Нежинский". В 1912 году в Париже в рамках показов Русских балетов Дягилева прошла премьера балета "Послеполуденный отдых фавна", хореографом и главным исполнителем в котором выступил Вацлав Нежинский. Он отказался от классической хореографии, построив танец на резких и угловатых движениях. Для того времени балет оказался слишком новаторским и вызвал настоящий скандал среди парижской публики. Но Роден поддержал Нежинского и выступил в защиту его таланта, а так же сделал несколько этюдов Нежинского в роли Фавна.







Роден вообще всегда проявлял интерес к танцу, о чем говорит большое количество сделанных им этюдов танцевальных движений.













"Смерть Адониса". Поскольку эту скульптуру я видела впервые, то просто перепишу то, что рассказывает о ней сопроводительная табличка: Эта скульптура, полная сладострастия вдохновлена мифологией. Роден изображает Адониса, которого будят Венера и Персефона. Богиня любви Афродита и Персефона - богиня ада, обе влюблены в Адониса, молодого красавца-сироту. Молодого человека убивает дикий вепрь, посланный ревнивым Богом. Оплакивая Адониса, Афродита требует от Персефоны вернуть ему жизнь, на что богиня ада охотно соглашается.







"Старое дерево". Опять мифология и опять впервые вижу это произведение. Эта работа была впервые представлена в 1896 году. Она представляет фавна как "животное и дерево одновременно - мохнатое, потрескавшееся, ветвистое, с листьями, с ловкими ногами в несоразмерных башмаках". Вдохновившись языческой мифологией, Роден создал произведение, которое снискало большой успех в кругах символистов.







"Ирида, посланница богов". Созданная в 1894 году, эта скульптура была впервые представлена публике только в 1897-м в качестве элемента памятника Виктору Гюго (его второго проекта). Первоначальное название - "Этюд женщины с раздвинутыми ногами" было заменено на другое - "Ирида, посланница богов".



От себя добавлю, что даже по нынешним временам, как мне кажется, это достаточно смелое и откровенное произведение.

Вот на этой жизнеутверждающей ноте я и закончу первую часть рассказа о выставке произведений Родена.
Продолжение следует...

Фоторепортаж, Выставки, Петербург, Роден

Previous post Next post
Up