И, наконец, четвертая (заключительная) часть рассказа о выставке произведений Родена в Петербурге, которая посвящена представленным здесь рисункам Родена из альбома Гупиль, изданного в 1897 году.
То, что Роден рисовал всю свою жизнь - факт достаточно известный. Перечитав кое-что о Родене, я нашла одно его очень интересное признание, которое записал его друг Поль Гзель в знаменитых "Беседах об искусстве". В главе, посвященной Лувру Роден говорит: "Сколько раз заходил я сюда в былые времена пятнадцатилетним мальчиком. Сначала я страстно хотел быть живописцем. Краска меня притягивала. Я часто бежал в верхний этаж любоваться Тицианами и Рембрандатами. Но увы! У меня не хватало денег на покупку холстов и красок. А для копии с антиков (античной скульптуры - Н.Ж.) достаточно было бумаги и карандашей. По неволе пришлось работать только в нижних залах, и вскоре меня так захватила страсть к скульптуре, что я позабыл все другое." Вот какие интересные бывают парадоксы. Хватало бы тогда денег для занитий живописью - Роден стал бы художником. Наверное, даже очень хорошим. Но он стал великим скульптором. И тем не менее, его рисунки составляют очень большую часть его творческого наследия. Представленный здесь альбом - хорошее тому подтверждение.
Вот что нам сообщают устроители выставки: Неправильно было бы думать, что рисунки, которые Роден создавал в больших количествах на протяжении всей жизни, были только этюдами для скульптур. Роден страстно любил рисовать и придавал графике не меньшее значение, чем скульптурам. В его мастерских можно найти множество папок с рисунками, с которыми Роден не расставался, а делал с них репродукции для разных выставок при помощи техники фотогравюры, появившейся в 1872 году.
Рисунки Родена, количество которых согласно описи составляет 7746, превосходно дополняют его скульптурные произведения - они являются отражением мысли великого художника.
В 1897 году друг Родена, промышленник и меценат Морис Фенай, поручил издательскому дому "Гупиль" в Бордо выпустить альбом наиболее репрезентативных рисунков Родена. Скульптора увлекла эта идея, и он предоставил издательству более 1500 рисунков, 142 из которых были отобраны и вошли в уникальный в своем роде альбом издательства "Гупиль".
Альбом, изданный тиражем 125 пронумерованных экземпляров, содержит 142 рисунка на 129 листах. Вступление написал Октав Мирбо...
Прошло уже более ста лет после издания альбома. Большинство листов из альбома разошлись по всему свету, пополнив частные коллекции поклонников Родена.
В Музее Родена в Париже находится полная коллекция рисунков, однако они выставляются частями; еще один экземпляр альбома хранится в Музее издательства "Гупиль" в Бордо.
В таком большом количестве рисунки Родена "вживую" я вижу впервые. Для меня это вроде как новое открытие Родена. За это отдельное большое спасибо устроителям выставки. Как впрочем и вообще за всю выставку.
Вот на этой благодарственной ноте я и закончу свой рассказ о выставке произведений Родена, которая проходила в Петербурге в Петропавловской крепости в июне-августе 2012 года.
Предыдущие части:
Часть 1. Скульптура, представленная в павильоне "Атриум" Комендантского дома Часть 2. Памятник "Граждане города Кале" Часть 3. Памятник Бальзаку