Псковская земля. Прогулка вокруг Мальского озера по Изборско-Мальской долине

Jul 01, 2020 23:56

Совсем недавно, а именно 21 июня этого года, мы с небольшой группой единомышленников совершили поход по Изборско-Мальской долине вокруг Мальского озера в Печорском районе. Изборско-Мальская долина - это удивительное, очень живописное место в Псковской области, имеющее официальный статус памятника природы и охраняемой территории. Долина славится большим разнообразием ландшафтов, которые оставил после себя ледник, прошедший здесь 10-12 тысяч лет назад.

Если кратко, то наш маршрут был таков - мы вышли из Старого Изборска, от Труворова городища. Далее мы прошли через Змеиную балку и Сухое болото в деревню Брод, где посетили усадьбу "Изборский пряник", а в окрестностях деревни посмотрели на "Ключ-кипун".  Дальше наш путь лежал до Мальского монастыря. Потом, пройдя через парк активного отдыха "Мальская долина", мы обошли вокруг Мальского озера и через деревню Брод вернулись в Старый Изборск. Мы шли то по равнине, то через лес; мы спускались в низинки, взбирались на холмы, переходили ручейки и речки. Глаз не переставал радоваться пейзажам первозданной природы, ухо наслаждалось тишиной и пением птиц, легкие напитывались свежим воздухом... Короче, двадцать километров сплошного релакса... :-)))

Конечно, я раньше неоднократно бывала в Изборске и публиковала свои фотозарисовки оттуда. Но в этот раз крепость и Словенские ключи остались в стороне, мы на них не заходили. А путь наш начался с Труворова городища, от Труворова креста, который стоит на окраине местного кладбища... :-)

По преданию Труворов крест установлен на могиле легендарного Трувора, пришедшего  княжить в Изборск в 862 году. Однако, археологи датировали крест и могильные плиты XV - XVI веком, предположив, что это может быть воинское захоронение.

Здесь же, на кладбище, практически на самом краю крутого склона находится могила Народного художника СССР Оссовского П.П. (1925 - 2015). Он очень любил псковскую землю, часто изображал ее на своих полотнах и завещал похоронить себя в Изборске.

С кладбища мы выходим на Труворово городище. Это изначальное место изборского поселения, которое было основано на рубеже VII - VIII веков. Впервые Изборск упоминается в летописях 862 году.

Сегодня на Труворовом городище мы можем видеть Никольскую церковь. Это напоминание о существовавшем здесь мужском монастыре, который был основан на городище после того, как само поселение переместилось на Жеравью гору, где была возведена Изборская крепость. При Екатерине II этот монастырь был упразднен, и до наших дней дошла только церковь, построенная здесь в XVII веке. Предполагается, что церковь стоит на месте более древнего храма.

У подножия холма, на котором располагается Труворово городище блестит гладь Городищенского озера. Городище возвышается над озером на высоте порядка 45 метров.

Труворово городище очень любят парапланеристы. Из-за рельефа местности здесь какие-то особенные ветра и восходящие потоки. Они парят над долиной стаями... :-) (На обратном пути мы с ними разговорились. Оказалось, что это ребята из Санкт-Петербурга, приехали сюда на один денёк полетать, поймать изборский ветер...)

Ну да каждому своё. Они летают, а мы идем....

Спускаемся в долину, и через Змеиную балку и Сухое болото доходим до деревни Брод.

По пути я "насобирала" большой фотогербарий. Но, к сожалению, кроме парочки растений я вообще не знаю их названий....

Это Мельничий ручей. В старину на нем располагалось несколько мельниц, а сейчас местами остались только их фундаменты...

Дерево, поросшее мхом, выглядит как будто плюшевое...

В деревне Брод мы зашли в гости в усадьбу "Изборский пряник", где находится известная мастерская печатного пряника.

Кроме пряников здесь можно купить и сбитень. Тоже, разумеется, Изборский.

В деревне Брод стоит деревянная Анастасьевская часовня XIX века. Ранее на этом месте стоял каменный поклонный крест, который теперь находится внутри часовни.

Недалеко от деревни находится месторождение туфа. Туф - это порода по составу аналогичная известняку, но с пористой структурой. Возраст здешнего месторождения составляет семь тысяч лет. Туф раньше использовался как строительный материал, но сейчас любые разработки Мальского месторождения запрещены.

Кусочек туфового камня

Здесь же находится интереснейший объект ключ "Кипун". Местные жители его называют еще "Глазной" или "Шурнов". Его вода считается полезной для глаз. Это восходящий источник, проходя через туфовую породу он постоянно выбивает песок, отчего возникает эффект "кипения".

Ключ-кипун в движении

Еще немного фотографий деревни Брод...

На краю древни лежит совсем не простой камень. Это каменный идол. Во всяком случае таково местное предание. А кто-то сверху на него положил камушек в виде сердечка.

Ну а мы тем временем идем дальше...

Мы поднялись на высокое плато горы (если мне не изменяет память гора называется Белуха) и устроили первый привал. С горы открываются прекрасные виды на округу, в том числе и на Труворово городище.

Оно, конечно, осталось довольно далеко позади, но если использовать функцию зума на фотоаппарате, то очень хорошо можно рассмотреть и Никольскую на городище церковь, и даже  Корсунскую часовню у Изборской крепости (на фотографии с левого края)

Отдохнув и перекусив, мы двинулись дальше... Следующий наш пункт - Мальской монастырь.

Не далеко от дороги к Мальскому монастырю можно увидеть каменный крест. Вообще каменные кресты были очень распространены на Псковской земле и в Изборской округе в средние века. Их ставили не только на могильниках. Ими  могли могли обозначать родник или переправу, поставить у дороги или на перекрестке дорог, как этот крест в Малах.

Отсюда уже можно разглядеть купол колокольни Мальского монастыря, который прячется в низине у Мальского озера

А если опять же использовать "приближение" на фотоаппарате, то можно увидеть и Иверскую церковь в деревне Захново, которая расположена на другом берегу Мальского озера, куда мы еще дойдем сегодня.

Ну а пока мы идем в Мальской монастырь

Дорога заводит нас в лесок...

Доподлинно дата основания Мальского монастыря не известна. Но известно, что это место для подвижнического образа жизни выбрал ученик преподобного Евфросина Спасо-Елеазаровского (1386 - 1481) -  Онуфрий (? - 1492) и основал здесь скит. Но, как часто это случается, люди узнав о ските и подвижнике стали к нему приходить, что бы тоже жить в удалении от мирской суеты в трудах и молитве. И со временем  скит разросся до монастыря. В 1581 году монастырь был полностью разорен войсками Стефана Батория, потом во время Северной войны в 1710 году обитель сильно пострадала от шведов. Но всегда монастырь восстанавливался вновь. Он не избежал участи большинство монастырей и был упразднен в царствование Екатерины II. Тогда монастырская церковь стала приходской. Среди прихожан здесь были не только русские, но и представители народности сету, так как они издревле жили в этих краях. В XIX веке монастырь был возрожден, а в 1920-1940 годах входил в состав Эстонского государства. В 1945 году, когда эта территория вошла во вновь образованную Псковскую область, монастырская жизнь здесь так и не восстановилась.
Более подробно о Мальском монастыре я расскажу в одной из своих последующих публикаций, а сейчас добавлю лишь, что из монастырских построек до наших дней дошли храм Рождества Христова, колокольня-звонница и трапезная церковь. Сейчас это не действующий монастырь, но с 2000 года он имеет статус Спасо-Онуфриева скита Псково-Печерского монастыря. Вокруг храма раскинулось старинное кладбище, где рядом покоятся русские и сету.

Ну а мы держим путь дальше...

Какой-то удивительно добрый человек воздвиг (а по другому и не скажешь про это каменное сооружение) гранитную глыбу на валуны и получился столик для стоянки....

Очень много люпинов цветет в этом году...

Так мы дошли до парка активного отдыха "Мальская долина". Несмотря на то, что парк действует уже очень много лет, я здесь побывала впервые. Да и то мимоходом, и когда, по понятным причинам, еще все было закрыто. Поэтому о парке мне особо сказать нечего, кроме того что знакомые мои, здесь побывавшие - отдых в парке хвалят, тем более, что он круглогодичный. Зимой это катание со склонов на ватрушках и горных лыжах, летом - веревочный парк и велотрассы, катание на лодках, пешие маршруты и др. Есть здесь и гостевые дома, что бы остановиться на несколько дней.

Для нас же это было хорошее место для недолгого отдыха и перекуса.

Мы расположились на панорамной веранде кафе с соответствующим названием "Панорама", откуда открывается потрясающий вид на Мальскую долину и Мальское озеро...

Отдохнув, мы продолжили свой путь... Теперь мы двигались в сторону деревни Захново, которая расположена практически напротив Мальского монастыря, на противоположном берегу Мальского озера.

Мы прошли через веревочный парк, который оказался очень даже большим

Дальше по пути нам попался такой вот загадочный домик, одиноко стоящий в лесу...

Переход через реку Обдёх...

Очень живописное местечко. И даже немножко мистическое. Было такое ощущение, что где-то здесь находится тот самый камень, на котором сидела Алёнушка на известной картине Васнецова. Да и как будто бы сама она вот-вот должна была здесь появиться.... :-))

А дальше мы пошли по очень светлому лесу...

Здесь ростут папоротники и черничные поля...

А потом мы вышли к Мальскому озеру и долго шли вдоль его берега

Плоский береговой участок был не такой уж и широкий, и слева от нас возвышался довольно высокий и крутой склон, на который нам еще предстояло подняться.

Наверху уже виднеется главка церкви Иверской иконы Божией Матери в деревне Захново.

Высота склона около 50 метров и я не могу сказать, что этот подъем дался мне очень легко. Однако, виды, которые открывались по мере подъема того стоили. Красота и простор!

На том берегу виднеется Мальской монастырь, где мы были несколько часов назад.

А здесь, в Захново стоит деревянная церковь во имя Иверской иконы Божьей Матери. Храм сооружен в 2000 году по  по заказу и на средства фонда "Благовест". Его прототипом послужила церковь Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага. Сначала здесь была простая сельская община, а в 2008 году церковь с прилегающими землями отошла во владение Псково-Печерского монастыря, который учредил здесь Иверский скит.

И еще одна панорама на фото и видео

Мы провели здесь достаточно много времени, что бы и отдохнуть, и полюбоваться красотами изборского края. И потом двинулись дальше. Мы обошли вокруг озера и через деревню Брод вернулись в Изборск...

Те же места, что и утром, только солнце с другой стороны... :-)

Труворово городище и Никольская церковь

Городищенское озеро

Вдалеке - Изборская крепость и Корсунская часовня

Вот такая фотопрогулка по Изборско-Мальской долине у меня получилась. Надеюсь, что она не слишком вас утомила... :-)))