В предыдущей публикации я рассказывала
о замечательном походе по необыкновенно живописной Изборско-Мальской долине, в котором я побывала в конце июня этого года. Одним из пунктов нашего путешествия, который был запланирован к обязательному посещению - это древний Мальской Спасо-Рождественский монастырь.
Деревенька Малы, рядом с которой в укромной низинке расположился Мальской монастырь, находится в четырех километрах к северу от Изборска. Монастырь был основан в во второй половине XV века преподобным Онуфрием Мальским, который выбрал это глухое место для подвижнического образа жизни. Сначала он основал здесь скит. Но, как часто это случается, люди узнав о ските и подвижнике стали к нему приходить, что бы тоже жить в удалении от мирской суеты в трудах и молитве. Со временем скит разросся до монастыря. Так что у Мальского монастыря было и второе название - Онуфриева пустынь, по имени основателя.
Но не смотря на то, что обитель находилась в довольно глухом, отдаленном от дорог-путей месте, в низине у озера, как бы спрятанная от мира (надо сказать, что когда на деревьях листва, монастырские постройки и сейчас не очень-то просматриваются), ей все же не удалось избежать войн и разорений. В 1581 году монастырь был полностью разрушен войсками Стефана Батория, а все насельники были убиты. Как долго после этой трагедии восстанавливался монастырь, не известно, но есть сообщение о том, что в 1675 году он уже был действующим.
Потом во время Северной войны в 1710 году обитель сильно пострадала от шведов. Но уже в 1730 году по повелению императрицы Анны Иоанновны монастырские храмы и постройки были восстановлены. Правда, на этот счет есть альтернативная точка зрения, а именно, дошедшая до наших дней легенда, расказывающая о том, что святую обитель восстановил некий мужичок аж из под города Тамбова и помогли ему в этом его пчёлы.
Предание гласит, что жил в Тамбовской губернии один человек, имя которого история не сохранила. Был он набожным и вел благочестивый образ жизни. Кормился сей муж от своей пасеки, доходы от которой были хоть и не велики, но ему на скромную жизнь хватало. И вот в один прекрасный день пчелиная матка заговорила с ним человеческим голосом и сообщила, что он должен пойти в далекие земли и восстановить там святую обитель, разрушенную врагами. Мужичок перечить такому чуду не стал, собрался в путь и пошел за пчелиным роем, который указывал ему дорогу. Шел он долго и все гадал, как, на какие средства он будет восстанавливать монастырь? Но пчела его успокаивала, что на месте все само собой устроится. Так и случилось. Добравшись до разрушенного монастыря, пчелы указали ему и то место, где он обнаружил клад - иконы, церковную утварь, книги, золото, серебро, деньги. Видимо, монахи спрятали монастырское имущество, когда враг подошел к обители. С помощью этих сокровищ тамбовский мужичок и восстановил Мальской монастырь. Такая вот легенда.
Однако, в царствование Екатерины II обитель не избежала участи большинства монастырей и была упразднена. Тогда монастырская церковь стала приходской. Среди прихожан здесь были не только русские, но и представители народности сету, так как они издревле жили в этих краях. (В 1529 - 1570 годах, когда в Псково-Печерском монастыре был игуменом преподобный Корнилий, он проводил большую мессионерскую работу среди язычников, которыми тогда были сету и они приняли православную веру.)
В XIX веке монастырь снова был возрожден, а в 1920-1940 годах Малы, как и весь Печорский край, входил в состав независимого Эстонского государства. В 1945 году, когда эта территория вошла во вновь образованную Псковскую область, монастырская жизнь здесь так и не восстановилась. Постройки стояли бесхозными и им грозило разрушение, но к счастью, в 1960-х годах реставраторы произвели ряд работ по восстановлению и консервации монастыря и сегодня мы можем видеть здесь храм Рождества Христова, звонницу и трапезную церковь.
Сейчас это не действующий монастырь, но с 2000 года он имеет статус Спасо-Онуфриева скита Псково-Печерского монастыря. Вокруг храма раскинулось старинное кладбище, где рядом покоятся русские и сету.
Ну а теперь, собственно, к фотографиям.
Вот такие пейзажи встречают нас на подступах к монастырю... Вдалеке среди деревьев чуть виднеется его звонница...
Путь к монастырю очень живописен
Входим в лесок
Мы спускаемся в низину к храму между могил
Храм Рождества Христова. Насколько я понимаю, никаких летописных упоминаний о времени строительства храма нет, а специальных исследований по этому храму не проводилось, поэтому он предположительно отнесен к XVI веку. Храм пятиглавый, что естествено является влиянием московской архитектуры. Притвор и южный придел во имя преподовбного Онуфрия Мальского, построены в 1902 году.
Храм действующий. Главные местночтимые праздники - это празднование памяти прподобного Онуфрия, которая совершается 25 июня, а так же праздник, именуемый "Мальским воскресением", который отмечается в первое воскресенье после Петрова дня. С этим днем связано предание, что когда-то в этот летний день вдруг выпал обильный снег, от которого могли погибнуть все посевы и растения, но по молитвам св.Онуфрия снег быстро растаял и не причинил никому никакого вреда, и даже наоборот - в тот год урожай был очень богатый. С тех пор в память об этом чуде здесь ежегодно празднуют "Мальское воскресенье".
В наш приход сюда храм был закрыт, внутрь мы не попали. Я обошла храм вокруг. Храм трехапсидный. С этой стороны у храма оборудован родник, который вытекает прямо из-под алтаря. Он считается святым и целебным.
Это окна южного придела, построенного в самом начале ХХ века.
Постройка южного придела храма связана именем местного праведника Матвеюшки болящего, который сорок лет был прикован к постели и лежал без движения. Но он смиренно принимал свои боль и мучения, за что был удостоен даром прозорливости. Много людей приходило к праведнику за советом и утешением. Те пожертвования, которые люди ему приносили он не тратил, а скопив хорошую сумму, отдал на строительство южного придела храма. Что и было сделано в 1902 году. Матвеюшка почил в 1905 году и был похоронен здесь, у храма Рождества Христова. К его могилке можно подойти. Считается, что если попросить его о решении своих бед с чистым сердцем, то помощь от него придет обязательно.
Рядом с могилкой Матвеюшки похоронены священники, служившие здесь в разные годы. Среди них и родственник Святейшего Патриарха Тихона - протоиерей Михаил Владимирович Беллавин - настоятель Мальской церкви в 1949-1985 годах.
Вот еще могилка, надпись на которой гласит "Раба Божiя просфорница". И все.
Как я уже говорила, на здешнем кладбище много могил с надписями на латинице. Это сетосские могилы. Причем очень часто при наличии эстонской фамилии имена у людей русские.
На кладбище наряду с ухоженными могилками, есть заросшие участки. Мы вглубь кладбища не ходили, но вот бросилась в глаза надгробная плита в траве.
Дат жизни не видно, но судя по фото, наверное военный времен независимой Эстонии.
Но пришло время идти дальше. Выходим за церковную ограду.
Монастырская звонница уж очень хороша. С любой стороны, с любого ракурса
Это, видимо, какая-то старинная разрушающаяся пристройка к звоннице.
А это, насколько я понимаю, трапезная церковь. Тоже стоит в строительных лесах.
Вид на храм с пригорка за оградой
И снова звонница....
Еще несколько фотографий, прячущегося в низинке монастыря (вот все-таки интересно, это уже очень давно не монастырь в обычном понимании, а его все равно все так и продолжают называть Мальским монастырем)
И еще две фотографии с видом на монастырь с противоположного берега Мальского озера.
Вот такая жемчужина прячется в лесах Изборско-Мальской долины.
На этом я заканчиваю свой рассказ о походе. И в заключении традиционный ссылки:
все мои посты о путешествиях по Псковской области -
здесьвсе записи об интересных местах Печорского района -
здесь