Итак, продолжаю свои "старорусские заметки". В первой части я рассказала
о тех достопримечательностях, которые мы посетили во время экскурсии по городу. Вторая часть была посвящена рассказу о
Доме-музее Ф.М.Достоевского в Старой Руссе. А сегодня предлагаю посетить еще один старорусский музей, связанный с именем Ф.М.Достоевского. А именно - Музей его романа "Братья Карамазовы".
В предыдущих публикациия уже упоминала о том, что в период с 1872 по 1880 годы Ф.М.Достоевский приезжал в Старую Русу каждое лето вместе со своей семьей. Здесь, в тихом провинциальном городке с неспешным ритмом жизни, писатель не только отдыхал душой, но и находил силы для напряженной и плодотворной работы. Именно в Старой Руссе он написал большую часть романа "Братья Карамазовы". Кроме того, Старая Русса стала прообразом городка Скотопригоньевска, в котором происходит действие романа, а некоторые из жителей Старой Руссы послужили прототипами для отдельных его героев. Ну где же, как ни в Старой Руссе, появиться такому музею?
Вообще хочу сказать, что нам несказанно повезло, потому что и по Музею романа "Братья Карамазовы", и по Дому-музею Ф.М.Достоевского, нам проводил экскурсию старший научный сотрудник музея
Сергей Леонидович Шараков. От его экскурсии я еще долго находилась под большим впечатлением, т.к. он практически заново открыл для меня личность и творчество Ф.М.Достоеского. Слушая нашего замечательного экскурсовода, я постоянно ловила себя на мысли о том, что очень жалею, что не читала этот роман и не имею возможности сопоставить его рассказ, его оценки со своими личными оценками по поводу героев романа, их поступков, их метаний и переживаний. Конечно, так как он я рассказать не смогу, поэтому просто предлагаю познакомиться с экспозицией музея.
Музей романа "Братья Карамазовы" располагается в старинном особняке, построенном на набережной реки Перерытицы в первой трети XIX века. В 1880 - 1890 годах он принадлежал старорусскому купцу Н.Т. Беклемишевскому. Надо сказать, что музей очень молодой. Он был открыт летом 2018 года. И можно только порадоваться за Старую Руссу, что в наши дни здесь открываются новые музеи.
Экспозиция музея романа "Братья Карамазовы" располагается в шести залах, проходя по которым мы узнаем о замысле, сюжете, об идейном содержании романа, ставшего последним произведением в жизни писателя; о его героях, о морально-нравственных аспектах жизни русского общества второй половины XIX века, на фоне которых рождался роман; о людях, с которыми общался Достоевский и которые оказали определенное влияние на его творчество.
Музей романа "Братья Карамазовы" - по настоящему интересный современный музей, т.к. традиционную экспозицию, основу которой составляют подлинная мебель и предметы интерьера второй половины XIX века, гармонично дополняет использование мультимедийных возможностей.
В самом начале экспозиции нас встречают фотографии Старой Руссы 70-х годов XIX века, того времени, когда здесь бывал Достоевский. Затем, поднявшись на второй этаж на площадке у лестницы мы можем видеть очень интересный "арт-объект" - три "окна", в которых появляются изображения главных геров романа "Братья Карамазовы" с кадрами из одноименного фильма, снятого в 1968 году режиссером Иваном Пырьевым. Здесь портреты героев демонстрируются от того какими они людьми были в начале повествования и какими стали в финале романа, к чему пришли после череды пережитых ими событий. (Напомню, что в том фильме братьев Карамазовых сыграли: Дмитрия - Михаил Ульянов, Ивана - Кирилл Лавров, Алешу - Андрей Мягков). На этой же площадке представлены портретный ряд героев романа в графических рисунках художника Бориса Непомнящего, который стал одним из соавторов художественной концепции экспозиции этого музея.
Далее мы перемещаемся в зал, экспозиция которого рассказывает о старорусском периоде жизни Ф.М.Достоевского и о тех событиях, которые повлияли на создание романа. Например, здесь устроен своеобразный "кабинет писателя", на рабочем столе которого лежат копии писем и рукописей старорусского периода, газеты, которые читал Достоевский в Старой Руссе. Так же здесь можно увидеть манекены, представляющие образы простых жителей Скотопригоньевска. В окошке, которое на самом деле является мультимедийным экраном с меняющимися изображениями, в этот момент виднеется пейзаж, какой открывался из этого окна во времена Достоевского.
На карте "В городе Братьев Карамазовых" показаны места, где любил совершать прогулки Достоевский, а так же маршруты героев романа; (фотография карты не моя, взяла
здесь)
Далее, мы перемещаемся в гостиную Федора Карамазова, где помимо мебели и предметов быта располагаются манекены, изображающиие членов семейства Карамазовых - главу семейства и трех его сыновей - Митю, Ивана и Алешу.
И тут для тех, кто не читал роман или подзабыл о чем там речь, я процитирую краткое описание сюжета и героев из сопроводительной музейной таблички:
"Главой семьи Карамазовых является Фёдор Павлович. Это один из самых загадочных и противоречивых персонажей. Жизнь Федора Павловича Карамазова полна безнравственных поступков. В романе он предстаёт как развратный, бестолковый тип, пьяница, "ничтожный мозгляк" и "хапуга" обладатель стотысячного состояния.
У Фёдора Павловича трое сыновей от разных двух жен. Все они выросли вдали от отца и вдруг решили вернуться в Скотопригоньевск. Старший сын Митя ссорится с отцом из-за наследства и ревности к Грушеньке. Иван - гордый и ученый молодой человек, убежденный атеист, живёт в доме Фёдора Павловича и наблюдает за отношениями отца и старшего брата. Младший из братьев Алексей - кроткий, тихий юноша проводит всё время в подгородном монастыре, слушая поучения старца Зосимы. На страницах романа мы встречаем еще одного персонажа, который существенным образом влияет на развитие сюжета. Это слуга Фёдора Павловича - Смердяков. В городке ходят слухи о том что Смердяков является незаконно рожденным сыном старика Карамазова от юродивый Елизаветы Смердящей.
Кульминацией романа является убийство Федора Павловича Карамазова. Подозрение падает на Митю, так как есть улики доказывающие его вину. Однако, Митя не причастен к убийству. Именно Иван настоящий убийца, "идейный" убийца отца, внушающий мысль о преступлении лакею Смердякову. Смердяков лишь исполнитель его злой воли.
Такова сюжетная канва романа "Братья Карамазовы". За образами главных персонажей и событиями которые за ними происходят скрывается глубокая авторская мысль. "Карамазовщина" как отречение от высших духовных ценностей ведет человека к равнодушию, одиночеству и ненависти к жизни. Одни герои Достоевского выбирают этот путь и оказываются на краю духовной гибели. Другие способны противостоять "карамазовщине" и спасаются благодаря любви и всепрощению."
Далее мы попадаем в гостиную Екатерины Ивановны Верховцевой. Этот зал посвящен женским образам романа "Братья Карамазовы":
".....Катерина Ивановна Верховцева и Аграфена Александровна Светлова (Грушенька) - это два ярких образах, созданных Ф.М.Достоевским в романе "Братья Карамазовы". Грушенька и Катерина Ивановна - это две соперницы, влюблённые в Митю Карамазова. В главе "Обе вместе" дано описание первой встречи Катерины Ивановны и Грушеньки, закончившейся скандалом. Обе героини являются воплощением стихийного инфернального духа. В них борются два начала - всепрощающая любовь и губительная страсть Однако, победить в себе злобу и гордыню удаётся только Грушеньке. Эта героиня способна на высокие чувства. Она восходит от идеала Содомского к идеалу Мадонны. После тяжёлых испытаний, которые выпадают на её долю, она возрождается благодаря любви к Мите".
Часть экспозиции этого зала посвящена женщинам, которые сыграли значительную роль в судьбе Ф. М. Достоевского. Среди них жены декабристов - Н.Д.Фонвизина и П.Е.Анненкова; французская революционерка Анна Жаклар (Анна Корвин-Круковская) и ее родная сестра первая женщина-математик Софья Ковалевская ( о них я уже упоминала
в предыдущей публикации); а так же одна из самых активных участниц женского движения в России второй половины XIX века А.П. Философова и другие. (Кстати, об А.П.Философовой и о других представителях этой древней дворянской фимилии пойдет речь в одной из моих будущих публикаций, т.к. марте этого года мы побывали в имении Философовых в поселке Бежаницы Псковской области).
Так же в этом зале можно увидеть старинные фотографии жительниц Старой Руссы и текст письма старорусской мещанки Агриппины Ивановны Меньшовой, которая стала прототипом Грушеньки Светловой в романе "Братья Карамазовы". (Кстати, тот дом, где в свое время жила А.И.Меньшова, дошел до наших дней и в Старой Руссе его так и называют - Дом Грушеньки)
Далее - попадаем в Детскую.
В детской воссоздан интерьер комнаты мальчика-гимназиста Коли Красоткина. Здесь представлены учебники, письменные принадлежности, книги, упоминаемые в романе ("Всемирная история" Смарагдова, книги для чтения, учебное пособие XIX века), карта звёздного неба, игрушечная пушечка. Есть ценный экспонат, который напоминает о детском периоде в биографии Ф.М.Достоевского - книга "Сто четыре Священные истории из Ветхого и Нового Завета" Иоанна Гибнера. По ней учился читать Достоевский.
В молодые годы Ф.М.Достоевский участвовал в заседаниях "вольнодумского" кружка Михаила Петрашевского, за что в 1849 году был осужден на смертную казнь, замененную впоследствии на ссылку, из которой он вернулся в 1859 году. Достоевский и в дальнейшей жизни не переставал интересоваться тем, что происходит внутри таких тайных революционных организаций. "....Их руководителями и участниками, как правило, становились молодые люди. Это те самые "русские мальчики", которые чувствовали в себе силы вершить историю своего государства. Для достижения этой цели они могли пойти на преступление и погибнуть. В романе "Братья Карамазовы", как и в других своих произведениях, Достоевский обращался к таким персонажам и пытался раскрыть причины их поведения. Болезненное мировосприятие героев часто связано с их социальным происхождением и страданиями, пережитыми ими в детском возрасте. В десятой книге романа "Мальчики" писатель рассказывает трагическую историю Илюши Снегирева и его семьи. В образе Илюши заключена важная идея: страдания не окрепшей детской души может привести к её ужесточению и, как следствие, к преступлению. Именно от этого пытается оградить своих юных друзей Алеша Карамазов, обращаясь к ним со словами призывающим к добру и единению."
В следующей комнате воспроизведен интерьер трактира, названного в романе "Столичный город". В этом трактире происходит встреча Ивана и Алеши Карамазовых. "...Иван раскрывает свою теорию, которая строится на неприятии мира, созданного Богом. По мнению героя в этом мире слишком много трагедий, жестокости и непонимания. В качестве примера Иван приводит ряд историй "анекдотиков" о страданиях детей, взятых из действительной жизни. Кульминацией его монолога становится изложение поэмы "Великий Инквизитор". Её идея состоит в опровержении веры в Бога на земле. По мнению автора поэмы каждый человек способен быть богом и подчинить себе более слабого и нуждающегося, опираясь на власть чуда, тайны и авторитета. Однако, Иван не понимает, что пересекая границу вседозволенности, человек неминуемо проходит по пути саморазрушения. Это идеологическая заблуждение приводит героя к одиночеству и нравственной гибели..."
В угол комнаты направлена проекция с изображениями Христа и Инквизитора отсылающими к сюжету поэмы, рассказаной Иваном. А дальше изображения сменяются портретами общественных и революционных деятелей XIX века так или иначе повлиявших на историю России. Это Михаил Буташевич-Петрашевский (в кружок "петрашевцев" в свое время входил молодой Достоевский), писатель А.И. Герцен (того самого, которого "разбудили декабристы"), Н.П.Огарёв (ближайший друг и единомышленник Герцена), М.И. Бакунин (один из теоретиков анархизма и народничества), Д.В.Каракозов (революционер-террорист, совершивший одно из покушений на императора Александра II) и другие...
Над "Трактиром" расположена "Келья". Здесь мы можем видеть фигуру старца Зосимы и старинное изображение Оптиной пустыни. Именно в Оптину пустынь отправляется убитый горем Достоевский после внезапной смерти его младшего сына Алеши в 1878 году. После бесед с оптинским старцем Амвросием, писатель обрел силы вернуться к жизни. Так что Оптина пустынь стала прообразом монастыря в романе, а Амвросий Оптинский послужил прототипом старца Зосимы, образ которого является одним из самых значимых образов романа Достоевского "Братья Карамазовы".
Образ Зосимы, нравственная тема, связанная с ним, его учения противостоят в романе "карамазовщине". Поучения старца содержат глубокие размышления о духовном спасении. Только любовь к миру, к ближнему, каждой песчинке способны избавить человека от жестокости грехов и одиночества и обратить его душу к свету истиной веры".
Здесь же мы можем увидеть портреты старцев и святых, сыгравших значительную роль в религиозной жизни России в XIX веке - Св.Ксения Петербуржская, святитель Игнатий Брячанинов, преподобный Серафим Саровский и другие..
Ну вот на этом я и закончу свой рассказ о замечательном Музее романа "Братья Карамазовы" в Старой Руссе, где мне довелось побывать в январе этого года.
Добавлю лишь, что в этой публикации я цитировала тексты из сопроводительных табличек, расположенных в залах музея. Эти фрагменты выделены курсивом.