Раскодировка символьных сообщений, которые посылают больничные роды. 1.

Jan 05, 2010 13:12

"В любом обществе то, как женщина рожает, и как за ней ухаживают, как стрела указывает на основные ценности этой культуры." Шила Китцингер, автор книг о беременности и родах, активистка движения естественных родов из Великобритании.

Все мы знаем о стандартных больничных процедурах для обычных родов (если не знаем, то они будут перечислены). Эти процедуры, или ритуальные действия, подгоняют роды под соответствие технократической модели общества и создают впечатление, что дети производятся на свет обществом.
Пометка, существуют вариации разных процедур, тут приводится довольно стандартный набор плюс-минус, с которым сталкивается средняя американка во время родов.

Итак, женщина приходит в больницу с мужем, ее сажают в инвалидное кресло и отвозят в приемную комнату. Муж остается за дверями, ее раздевают, сбривают волосы на лобке и промежности, ставят клизму(сейчас в США почти не бреют и не клизьмят, но я оставляю это для российской аудитории, где такая практика широко распространена до сих пор), вагинальный осмотр. Возвращают к мужу, еда ограничена и запрещена, ставят капельницу, дают какие-то анальгетики, может быть начинают капать питоцин (искусственный окситоцин), цепляют кардиотокограф (КТГ), может быть вкручивают электрод еще одного монитора ребенку в кожу черепа, предварительно вскрыв пузырь околоплодных вод, периодические вагинальные осмотры. По мере приближения рождения ребенка женщину переводят в родильный зал, укладывают на спину, ноги наверх в подставки, накрывают стерильными простяными, намазывают половые органы каким-то антисептиком, разрезают промежность(эпизиотомия) Женщине могут предложить посмотреть в зеркало, чтобы увидеть, как рождается ребенок. Когда ребенок родился, его дают матери на определенное время, потом забирают. Если плацента не рождается достаточно быстро, ее извлекают, зашивают эпизиотомию, дают еще питоцина для сокращения матки, обмывают и перекладывают на больнчную койку.

За ребенком тоже следят. Делают ультразвуковое исследование (УЗИ), следят за сердцебиением, электрод монитора в кожу черепа. Во время рождения ребенка могут держать за голову, прокручивать, ему отсасывают слизь изо рта и носа, сразу же отрезают пуповину, оценивают по шкале Апгар, моют, взвешивают, меряют, пеленают, делают укол витамина К, глаза замазывают антибиотиком, дают на короткое время мама и/или папе, укладывают в пластиковый кувез и увозят в детскую, где или наблюдают, или укладывают под обогреватель.

Символический анализ стандартных больничных процедур
В книге каждая из процедур рассматривается с нескольких позиций - описание и официальное объяснение (я это включать не буду, т.к. эту информацию легко найти на русском или английском в Интернете и литературе), физиологический эффект (буду описывать, если есть что-то интересное на мой взгляд), реакция женщин (если есть что-то интересное) и ритуальная цель (цель моего сообщения).

Инвалидное кресло

Официальное объяснение - женщина может споткнуться и упасть. Большинство женщин в родах великолепно ходят и не спотыкаются.
Раннее обсуждение показало, что роды рассматриваются как механический процесс - машина производит на свет продукт, и эта машина изначально дефективная и склонна ломаться. Поэтому больничная система всегда готова к поломкам и заранее страхуется. Феномен, названный Сюзен Армз "акушерство на всякий случай". В обязанность больницы входит сделать так, чтобы предпосылки технократической модели казались истинными и правильными, а также мастерски представить реальность вокруг так, чтобы женщина могла рассматривать свой опыт исключительно в определениях исключительно технократической модели. Когда здоровую и способную женщину помещают в инвалидное кресло означает, что даже если сама женщина не согласна и отвеграет эту идею, больница рассматривает ее как слабую и несостоятельную или недееспособную. Даже если интеллектуально женщина не согласна с этим, правое полушарие на подсознательном уровне получает сообщение "ты недееспособный инвалид". ( про интерпертацию символьных сообщений пункт 1). Женщина испытает нечто под названием туманное, расплывчатое, неосознанное ощущение, что она слаба телом и зависит от других.
Муж женщины также изменит свое восприятие женщины. Она будет казаться ему слабой, более хрупкой, чем раньше, более пассивной. Восприятие медпесонала будет схожим - они впервые видят женщину в инвалидном кресле и рассматривают ее точно также, как пассиную, недееспособную. Физически приниженное положение женщины в пространстве тоже дает результат. Персонал разговаривает с мужем женщины на одном уровне, в то время как с женщиной разговор ведется глядя сверху вниз. Образ инвалида часто включает в себя неспособность ходить. Это очень важное символьное послание, т.к. с этого момента женщину пометят как человека, который или не может, или не должен ходить. Инвалидное кресло используется как средство для разрушения системы восприятия мира у женщины для того, чтобы открыть ее для восприятия новых знаний.

Разлучение с мужем(семьей)

Присутствие мужа действует на женщину успокоительно, и соответственно, разлучение со знакомым человеком в незнакомом месте повышает чувство тревоги. У некоторых это замедляет или останавливает схватки. Изоляция женщины от знакомого человека продолжает концептуальное разграничение, которое началось с инвалидного кресла. Учреждение как-бы заявляет свои права на тело женщины. С другой стороны, включение отца в процесс родов посылает сообщение о том, что отец важен для семьи-ядра (маленькая семья мама-папа-дети), семья важна для общества, а также, чтобы мужчина тоже получил необходимые символьные сообщения больничных родов. Отца часто включают в роды и для того, чтобы он сам склонился в сторону технократической модели, а потом использовал свое влияние на свою жену, чтобы подровнять ее восприятие поближе к этой модели. Разлучение мужа и жены в родах посылает символьные сообщения о том, что у больницы есть право разлучить мужа и жену, а значит полномочия власти учреждения выше, чем у семьи, а также, что женщина, которая скоро произведет на свет нового члена общества, концептуально принадлежит учреждению, а значит должна быть помечана соответствующим образом.

Больничная рубаха

Ни одной из женщин в исследовании не понравилось то, как рубаха ощущалась на теле. Некоторым больничная одежда показалась практичной, некоторым не понравилось то, что все интимные части тела выставлены на показ. Женская одежда - отличительная черта (маркер) ее личности и индивидуальности. Отбирание одежды эффективно передает сообщение о том, что она теперь не самостоятельный, не автономный индивид, а зависит от учреждения. Как многие униформы, больничная рубаха теперь обозначает лиминальный статус женщины. Больничная рубаха начинает эффективный процесс символической инверсии (переворачивания, превращения) самых интимных частей тела в самые общественные. Рубаха-распашенка-разлетайка только усиливает ощущение потери независимости/автономии: интимные части открыты для контроля и манипуляции учреждением, и женщина не может просто встать и уйти в любое время. Как заключенный, женщина помечена в глазах общества как существо, которое принадлежит учреждению - больнице.
Обсуждение про оголение у меня в ЖЖ

Cбривание лобковых волос

Бритье повышает риск инфекции. Ритуальное бритье еще больше усиливает маркировку женщины как больничной собственности. "Обрезание волос равняет социальному контролю". Бритье волос отчуждает женщину от раннего представления о себе, о своем теле. Как и больничная рубаха, бритье обозначает лиминальный статус женщины и маркирует ее как больничную собственность. Ритуальное разграничение верхней и нижней частей тела, удаляет сексуальность нижней части тела, возвращает женщину в концептуальное состояние детства и сопряженные с ним зависимость и недостаток личной ответственности. Тут важно отметить, что обнажение половых органов сосуществует с тщательным прикрытием груди, у которой остается сильный сексуальный окрас.

Клизма

Исследования показывают, что клизма не уменьшает вероятность испражнений во время родов, но увеличивает боль у роженицы.
Клизма является важным ритуалом очищения, которые часто сопутствуют обряд обращения. Т.к. очищение происходит в нижней части тела, это является продолжением символического превращения самой интимной части тела в самую общественную. Символьное послание о том, что интимные части тела женщины грязные, а учреждение их очистило. Человек - нечист, порочен, а общество - чисто, целомудренно.

Кровать

Научные исследования однозначно показывают, что роды без движения на спине опасны! Когда мать сидит или полулежит в кровати, пережимается нижняя часть аорты и полая вена, снижается сердечный выборс, что уменьшает кровообращение у матери и снижает количество крови, которая поступает ребенку, что может привести к угнетению плода и экстренному кесареву. У лежачих женщин роды длятся значительно дольше, роды больнее, медленные роды требуют питоцина.
Даже если до этого женщина была уверена, что она сильна и здорова, укладывание в кровать посылает еще одно символьное сообщение, что она пациентка, что она больна. Или чтобы быть более точными, больница считает, что она больна. Понижение в пространстве, также как более низкая физическая позиция в инвалидном кресле, также несет большую символическую нагрузку. В американском обществе один и тот же уровень глаз является показателем равенства в общении. Более низкое положение в кровати помещает женщину в невыгодное положение, как концептуально, так и в целях общения с окружающими.
Женщина, которая ходит, движется и делает все, что ей хочется в родах, кажется сильной и способной.

Голодание, удержание еды

Женщины, которые голодают во время родов, больше подвержены риску отека легких, если они подавятся рвотой, т.к. содержимое желудка, где долго не было пищи, более кислотно, а сильно кислотные выделения более токсичны для легких. Положение на спине повышает необходимость анестезии, что повышает риск аспирации содержимым желудка. Риск аспирации повышается и тогда, когда персонал давить на живот, чтобы ускорить роды. Голодание рожениц также повышает риск кетоза. Повышение кетонов в крови ослабляет схватки и замедляет роды. Это в свою очередь толкает к применению питоцина для стимуляции родов.
Во время обрядов инициации обращенцам не дают есть ценную в обществе еду. Доступ к еде означает, что человека является полноправным членом общества. Во многих культурах женщинам запрещают есть еду или какие-то виды еды, чтобы обозначить лиминальный статус женщины. Псевдоеда, как лед или леденцы (непитательная еда, еда, которая не придает сил), допустима в больнице. Обычно муж кормит женщину, что подчеркивает зависимый и слабый статус женщины в родах. Запрет есть и пить по усмотрению женщины обозначает статус обращенца, потерю автономии, а также узаконивает и подготавливает почву для дальнейших технократических вмешательств в роды, повышает вероятность того, что эти вмешательства станут необходимыми, и дать ей понять, что только учреждение может обеспечить необходимое ей питание. Это символьное сообщение передается при помощи капельницы.

По книге Роби Дейвисс-Флойд

мышление, медицина, Дейвис-Флойд, роды

Previous post Next post
Up