Инициация - серия ритуалов, которые используются для обозначения перехода человека из одного социального состояния или положения в другое. Обряд инициации меняет восприятие человека обществом, а также восприятие человека самим собой в новой социальной роли. Например, переход из детей во взрослых и т.п.
1.Обряд инициации дает людям ощущение контроля над естественными процессами, которые находятся вне пределов человеческого контроля, как рождение, половая зрелость, смерть, все же подвержены влиянию общества.
2. Оградить общество от опасности, которая сопряжена с промежуточным статусом обращенца, в то же время сохраняя доступ к живительной силе этого состояния. (см.
описание ритуала)
3. Через эмоции и тело передать череду повторяющихся и незабываемых посланий о ценностях общества.
4. Обновить и оживить ощущение этих ценностей у тех, кто проводит обряд инициации, а также у участников и наблюдателей. Это помогает удостоверится, что система верований и ценностей найдет свое продолжение у всех участников.
Ван Геннеп описывает три стадии инициации:
1. отделение индивида от предыдущего социального состояния;
2. переходный период, когда индивид находится между социальными состояними, ни тот, ни другой;
3. фаза реинтеграции, когда индивид оказывается в новой социальной роли.
Виктор Тернер описал одну отличительную черту всех обрядов инициации, т.н.
лиминальность, что значит стадия посередине, между, ни тут, ни там, уже не часть старого, но еще не новое. В этом состоянии нет ничего ни от старого состояния, ни от того, что ожидает впереди. Вот что пишет Тернер о лиминальной стадии:
Пассивность неофитов по отношению к своим наставникам, их податливость, которая еще больше увеличивается, когда они покоряются испытаниям, уравнивание их до однородного состояния - признаки процесса, во время которого их перемелют, чтобы слепить заново и придать им силы справится с новой стадией жизни.... В этот период передается не просто знание, а меняется вся сущность бытия.
Одна из характеристик лиминального состояния - постепенная психологическая "открытость" обращенцев к внутренним переменам. Часто такая открытость достигается с помощью ритуалов, которые ломают систему убеждений обращенца, его внутреннюю умственную структуру понятий и категорий, которые помогают ему воспринимать и понимать мир, а также то, как он сам соотносится с реальностью вокруг. Есть несколько ритуалов, которые помогают сломать систему убеждений. Дедовщина, т.е. пренамеренное создание физических и умственных трудностей. Превращение знакомых вещей в незнакомые путем их совмещения с незнакомыми вещами. Символическая инверсия/перевертывание, когда определенные элементы системы убеждений метафорически переворачивают с ног на голову или выворачивают наизнанку, человек оказывает в потерянном состоянии и ищет точки опоры.
Разрушение системы убеждений делает обращенца невероятно открытым для обучения и создания новых категорий мышления. Любые символические послания, которые человек получит в открытый период, навсегда запечатлятся в его существе.