От Кроноса к Хроносу

Oct 27, 2018 15:53

В эллинистическую эпоху Кронос (бог земледелия) стал отождествляться с Хроносом (богом времени), что можно найти у орфиков (в их мистериях) и в римском пантеоне, в котором Сатурн воспроизводил идею обоих богов. Подумалось, эта смысловая эволюция пантеона отражает важную интуицию античной культуры, которую в XX веке проговорит Мартин Хайдеггер: время - это бытие-к-смерти.

Как бог земледелия, некогда он освободил свою мать Гею (богиню земли) от тяготишего ее бремени, ибо его отец Уран всех родивших детей возвращал обратно в недра - в чрево Геи. Оскопив Урана, он создал условия для того, чтобы мать разрешилась от бремени. В этом ведь и суть земледелия - способствовать высвобождению творческих сил земли в плоды.

И его сестра Рея, ставшая ему женой, также будет почитаться в качестве богини земли, однако, Кронос в этой части мифа предстает пожирающим своих детей, лишающим их времени жизни. И в этом своем пожирании он вполне выражает идею времени - временность, преходящесть, движение всего от рождения/возникновения к своему же исчезновению.

Тем более и плоды земледелия - тоже временны: у всего есть свои временные границы. Ужас перед Хроносом (у римлян - перед Сатурном) есть ужас переживания тайны собственной неотвратимой смерти.

Вынести же эту истину можно только одним способом - перевести смерть из физиологической плоскости в объемное пространство символа: смерть как переход в иное при жизни или после неё, смерть как опыт обновления, смерть как разрыв во времени, обнуление, распад, нигредо... Если бы не смерть, то не возникали бы вопросы о смысле и ценностных основаниях человеческого бытия, времени человеческой жизни.

Время есть бытие-к-смерти.

P.S.

XIII аркан Таро: Смерть

Дойти до точки, в коей пустота,
конец всех нитей и желанных далей,
нырнуть до дна кипящего котла,
войти в огонь - чернила для скрижалей,

отсечь косой накопленную спесь,
стряхнуть все цели безоглядно, дерзко,
очистившись до остова, как есть,
пред Смертью обнаружив свое место...

Но (!) взгляд в зиянье неживых глазниц -
единственный исход в свое иное,
ведь жажда красок в отсвете зарниц
сильней на чёрном и пустынном фоне,

безудержней средь тишины сплошной
влечение к божественному танго,
в котором Эрос властвует тобой,
ведя со Смертью партию идальго,

чем высекает искры бытия;
Сатурн ли, Шива - лики переходов:
не возродиться, не пройдя нуля,
сгорев до пепла иль омывшись в водах.

Кронос, время, Хронос, смерть

Previous post Next post
Up