Шекспир умер...

Jan 12, 2015 22:50

В рождественские праздники случилось мне побывать в Волковском театре на «Ромео и Джульетте» в постановке Семена Серзина. Моя последняя попытка посетить театр ( «Буратино» не считается) и, кстати, именно «Ромео и Джульетту» лет семь назад закончилась провалом. Помню, мы с Сашей еле досидели до антракта: до того противно было смотреть на то, во что превратила вечную трагедию о вечной любви труппа Костромского театра.

Но стечение обстоятельств заставило меня купить билеты на «домашнюю» постановку.

«Тебе понравится!» - заверила меня подруга, и я насторожилась. Абсолютно то же самое и тем же самым тоном я обещала Саше перед походом на концерт Казарновской. И чем это закончилось?

Нет, я не ушла в антракте. Но вовсе не потому, что пребывала в восторге, скорее, в шоке от увиденного. Целиком описывать почти три часа, проведенные в зале, не буду: желания нет.



Фото афиши с сайта театра
Это не новое прочтение великой трагедии, не очередная авторская интерпретация. Это НЕЧТО невообразимое, выхватившее из мировой культуры имена Ромео и Джульетты, да и Шекспира заодно с ними.

Представить, что Джульетта и Ромео познакомились в похмельное утро после пьяного угара в ночнике, у ручья, в воды которого они дружно, пардоньте, блевали и при этом бросали друг на друга заинтересованные взгляды? Увольте...



Фото с сайта «Именно»
Любоваться костюмами с крупнокалиберными принтами интимных мест античных статуй или вполне себе современными белыми трусами фей царицы Меб и плейбоевскими розовыми ушками развязных прелестниц из тусовки? Не вышло...



Фото с сайта «Именно»
Завороженно следить за облачками спайса (или чего там?), которыми щедро орошала царица Меб юные ростки обоих полов? Мерзко...



Фото с сайта «Именно»
Толерантно принять невесть за какие уши притянутые монологи в мобильные телефоны, сигарету в пальцах отца Лоренцо, отломанные головы статуй, обсиженные во время спектакля всеми актерами? За каким, спрашивается?..



Фото с сайта «Именно»
Поверить, что истеричный, дергающийся, как изнуренная блохами собака, Ромео вообще кого-то любил? Или в то, что в финале над трупом любимого Джульетта голосила искренне, в то время как ее патлы волосы постоянно падали ей на лицо, и она их раздраженно заправляла за уши, прежде чем в очередной раз коснуться лица усопшего Ромео? Поверить? Да ни за что!



Фото с сайта «Именно»
Время от времени я оглядывала зал и заставляла себя вспомнить, что я нахожусь в Первом русском драматическом театре, а не в застенках какой-нибудь экспериментальной студии. Особенно сильным был этот диссонанс, когда на сцене голосила пьяная в хлам Джульетта, а другие обкуренные посетители ночника устроили баттл по брейк-дансу в стиле «Шаг вперед» (в фильме это было гармонично и профессионально, поэтому красиво. В фильме. Не на сцене).

И финал... Не шекспировский финал. Нет. Мало того, что две семьи сотоварищи просто покрошили друг друга в кириешки из огнестрельного оружия (как говорится, боевая ничья), что смотрелось, кстати, довольно смешно даже с учетом пары-тройки трупов на переднем плане. Но покрошили они друг друга - на минуточку - аж ТРИ раза! Трижды голосил Лоренцо в зал о «повести печальнее на свете», затем гас свет, все друг друга мочили, чтобы через минуту оказаться на исходных позициях все в тех же стойках, а отец Лоренцо взвывал в зал вновь... На третий раз, замечу, в зале послышались многочисленные смешки и комментарии типа «доколе?». Этого ли добивались создатели? Сомневаюсь. Хотя поди разбери, что там порывался сказать автор.

Я не профессиональный театральный критик, не отношусь к создателям увиденного (равно как не отношу к ним и Уильяма нашего Шекспира), не целевая аудитория (кстати, а кто она?). Я просто очень люблю (или пора уже писать - любила?) театр и соскучилась по нему. Похоже, безответно и напрасно.

Да! Зал был неожиданно полон. Публика подобралась разномастная, от дредов в первом ряду до преклонного возраста интеллигенции на стульчиках в ложах. И ведь рукоплескали! И кричали «Браво!». Я не хлопала. Не кричала. И своей личной заслугой и апогеем собственной выдержки считаю то, что дождалась финала. Ради чего только? Заевшей пластинки очередного нового вИдения?

Как и в случае с концертом Казарновской, когда по возвращении я слушала дома чистое сопрано для поправки здоровья, после спектакля в Волковском я включила великолепный фильм Франко Дзефирелли и смотрела его в попытке оттереть память от театральных впечатлений. В свое время Константин Райкин сказал об этом фильме «живой Шекспир». Это было в 1999 году.



«Шекспир умер!» - по-наполеоновски победно возвестили вчера в самом начале спектакля, опровергая слова Райкина. Не наврали. Все правильно. ТАМ нет Шекспира. ТАМ нет любви. Возможно, ТАМ есть особое искусство, которого я, увы, уже не понимаю. Возможно, стоит сделать еще одну паузу лет в семь, чтобы классика вернулась на подмостки Первого русского... А поможет?

P.S. История с визитом в Волковский получила неожиданное продолжение. И теперь, спустя несколько месяцев, я даже рада, что попала на эту умопомрачительную (в прямом смысле) постановку. В противном случае столького бы не произошло замечательного!

Шекспир умер, Театр, Ромео и Джульетта, Плач Ярославны

Previous post Next post
Up