Ромео и Джульетта - вечная история о вечной любви

Jan 28, 2015 19:39

Не дает мне покоя Шекспир в последнее время. И в этом, пожалуй, огромный (хоть и единственный) плюс моего драматического посещения Волковского театра. ТАК меня проняло, что я посмотрела в качестве сеанса психотерапии экранизацию Франко Дзеффирелли (1968), а затем и Карло Карлеи (2013). Теперь и вовсе с упоением перечитываю Шекспира в оригинале. Это ли не плюс, перевешивающий все минусы сразу?

А когда начала писать рецензию на РиД-2013, поняла, что не сравнивать просто не могу: постоянно возвращаюсь к РиД-1968. Фильм База Лурмана (а также другие экранизации и постановки) не упоминается ввиду того, что я его не смотрела и пока не собираюсь по некоторым веским причинам. А вот вышеупомянутые адаптации бессмертного шедевра - с интересом и удовольствием. Я однажды сравнивала Белоснежек, теперь примемся и за Ромео с Джульеттой. :)) Но говорить, в основном, буду все-таки о РиД-2013, поскольку шедевр Франко Дзеффирелли для меня прекрасен во всем, несмотря на его удаленность по времени от сегодняшнего дня.

Дисклеймер (так, на всякий случай): все, здесь написанное, - только мое мнение, не больше, не истина, а субъективные взгляд на две экранизации трагедии Шекспира, как, собственно, и на весь мир со страничек моего журнала. Я могу ошибаться, преувеличивать или наоборот. Но - это мое…



Фантики


 

Создателям обложек - большое человеческое спасибо! Лично от меня, типичного визуалиста, падкого на красоту. Обе, помимо чисто эстетической привлекательности и удачных кадров со смысловой нагрузкой, прекрасно иллюстрируют и стиль, и героев, и драматизм этой легендарной истории. Если бы я выбирала диск в магазине, не зная Шекспира (ну, на минуточку только если представить), то однозначно купила бы оба фильма, только клюнув на обложку.

Но! Сравнивать фантики от конфет - пустая затея. Как понять, какая конфета вкуснее? Поэтому пока оставим оболочку и займемся дегустацией содержимого.

Дуглас, как мне жаль, что ты - Ромео!

С чего начнем пробовать РиД? Конечно же, с Ромео! Леонард Уайтинг - Ромео-1968 и Дуглас Бут - Ромео-2013.




Как и обложки, внешность обоих Ромео одинаково сногсшибательная и крышесносящая (так и представила, что будет, если долго любоваться :)). Ну, а как иначе? Если смотреть только на картинку (я подчеркиваю - ТОЛЬКО на статичную картинку), выбор исполнителя Ромео в обеих версиях кажется идеальным. И возраст, и внешность, и типаж - все по-шекспировски прекрасно. Уайтингу на момент съемок было 17, Буту - 19. Красивые, стройные, юные, легкие. Вот смотришь на каждого и, подобно Татьяне Лариной, вздыхаешь: «Это ОН!», как будто видела Ромео лично. Оба, как и положено, - англичане. От себя добавлю: британский английский у них - просто прелесть (хотя мой «родной» - AmE)! Заслушиваешься так, что кажется - звучит музыка, а не речь. Словом - это Ромео!

А дальше… дальше интересней.

После неоднократного (!) просмотра обеих лент для меня все равно единственным настоящим Ромео был и остается Леонард Уайтинг. И совпадает он с Шекспировским образом не только привлекательной внешностью и возрастом. Не зря Дзеффирелли так долго его искал, а найдя, лепил, подобно скульптору, прежде чем выпустить в кадр и, как показало время, - в историю!



Ромео. Такой, каким вижу его я, читая Шекспира

В чертах Уайтинга есть мягкость и юношеская меланхоличность, он - мечтатель и романтик, не дуэлянт. Как отмечал сам Дзеффирелли: «Внешность Леонарда была совершенна для роли». Но что намного важнее - он сыграл настолько убедительно, что веришь теперь только ему и знаешь, что у Ромео - его черты.



Он искренний и наивный, он светлый и неискушенный, его глаза искрятся обожанием Джульетты. Но самое главное - Уайтинг живой, не картонный, не действует по команде «Камера, мотор!», а словно камера поймала его в жизни, и запечатлела в образе Ромео.

«Ромео - это была для меня не роль. Это было состояние ощущения мира, обнажённости сердца, остроты страдания, жажды самоутверждения» (из интервью Леонарда Уайтинга)

Позже Леонард признался в одном из интервью, что Оливия Хасси была его первой настоящей любовью. Не отсюда ли этот выразительный взгляд и трепетная нежность и неуверенность в движениях? Его мучения, отчаяние и боль - в слезах и мимике. Его поцелуи - полудетское касание, его объятия - страстные и в то же время робкие. Он весь - первая любовь, какой только она и может быть в самом чистом и романтичном ее проявлении. Когда ты даже толком не понимаешь, что с тобой происходит, не способен здраво мыслить и трезво оценивать поступки и их последствия. Но ты точно знаешь, что любишь, а все остальное не имеет значения, даже смерть…



«А там хоть смерть. Я буду ликовать,
Что хоть минуту звал ее своею»

Мне кажется, если любовь Леонарда к Оливии в жизни - всего лишь рекламный ход (а хочется верить, что это не так), что в наше время, спустя полвека, не норма, а практически необходимость в промо какой-нибудь любовной киноистории, то это даже прибавляет ему баллов. Потому что так сыграть, не любя по-настоящему, - это… да просто шедевр и все.

Ромео-2013, то есть Дуглас Бут. Главный мой раздрай этой экранизации, ее главный парадокс. Нет, пожалуй, самое подходящее слово все-таки раздрай.

Когда на экране впервые появляется Ромео - аж сердце убыстряет ритм: до чего же он прекрасен и юн, тем более в окружении картин и статуй, в белой распахнутой рубашке - ах! Но аритмия длится всего несколько минут. Потом становится и легче, и сложнее. Легче, потому что аритмия до сцены в склепе утихает, а сложнее - потому что ты видишь Ромео, знаешь, что это он, но при этом на 200% убеждена, что Дуглас Бут в данной роли - вообще в молоко, включая внешность. Это как желание взять в ладонь радужный мыльный пузырь: вот он, казалось бы, ощутимый, но стоит коснуться - и сказка исчезает. Так и с Дугласом, который, кстати, мне очень нравится. Поэтому тут и фотографий его много, да-да :)).



Во-первых, типаж. Образ Ромео от Дугласа Бута вводит в заблуждение сразу, махом. Красив. Неправдоподобно красив. Страшно красив (подчеркиваю - не ангельски, а дьявольски). Ну, словом, все… если не рядом с ним, то только в монастырь…



Но при просмотре фильма, наблюдая за ним в различных ракурсах и ситуациях, убеждаешься, что на красоте лица и тела в Ромео-2013 все и заканчивается, толком даже не начавшись. Я тут подумала (а потом по статьям и рецензиям в Интернете убедилась - не я одна такая прозорливая), что Дуглас Бут со своим тревожным, сумрачным сводом бровей, хищными крыльями носа и пристальным прищуром - просто идеальный вариант для «Сумерек» или еще какого-нибудь вампирского экшна. Для роли злодея, циника, кого угодно из категории «несвятых». Но не для Ромео.



Ромео-2013 слишком холоден, слишком закрыт, слишком уверен в себе, слишком опытен. И еще много всяких «слишком». Его отстраненность и безразличие - в глазах, даже когда он улыбается. Он похож на одну из своих прекрасных статуй в мастерской. Взгляд его теплеет в считанных эпизодах, чего катастрофически не хватает. Его уверенность - в позах, развороте плеч, жестах. Достаточно вспомнить, как он требовал у отца Лоренцо поженить их с Джульеттой. Не просил - ставил перед фактом. И каким тоном, с каким выражением лица!

Его замкнутость - в застывшей мимике, жесткой линии рта, в излишней сдержанности, которую он, очевидно, пытается выдать за ступор от прелести любимой. Ну да, конечно… Ни восторга, ни любви, ни восхищения. Надо полагать, он думал, что все это отражается в его необыкновенных глазах.



Искушенность и опытность Ромео-2013 сквозит буквально во всем: в том, как он держится, как движется, как целует Джульетту. Кстати, целуется Ромео-2013 определенно не в первый раз и тренировался явно не по книгам. А чего стоит брачная ночь, когда они впервые - впервые! - делят ложе. Вспомнить неумелые движения Ромео-1968 и на контрасте - руки Ромео-2013 на спине Джульетты и гораздо ниже… Это бросилось в глаза сразу, при первом просмотре фильма.

Во-вторых, и в главных. Вот откуда весь раздрай! Бут играет Ромео как-то странно. И настолько странно, что от сцены к сцене думаешь - да он ли это? Естественность и искренность (черты юного Монтекки) то и дело куда-то проваливаются. Вот только что играл, а в следующем эпизоде - замерз. Где актерская игра Бута, в анамнезе которого к его возрасту - десяток картин? По-моему, тут перевешивает, и значительно, опыт модели. Burberry и иже - это, разумеется, круто, но для такой монументальной роли маловато.

В РиД-2013 Бут словно не играет, а… позирует. Вот самое подходящее выражение. Как его поставили, так он и стоит. Всю сцену. С маской на красивом холодном лице. Собранный. Прямой. Неэмоциональный. В диалогах с Джульеттой - кошмар просто. Пока она говорит, его лицо выпадает в режим «ожидания», ну то есть ни один мускул не дрогнул, ни разу! Приходит время ему открывать рот - сразу что-то проявляется, пусть и слегка: улыбка, любование. А как же паузы? Ведь их тоже нужно играть! Нет, он просто таращится и честно ждет своей очереди. Так и хотелось треснуть его, как отец Лоренцо, и заорать: «Да реагируй же ты!» А он, словно в школьном театре, смиренно ждет, пока его партнер закончит свою реплику, и лишь потом включает мышцы лица. Вот честно. Я ради проверки этой теории даже фильм еще раз пересмотрела.

Умирает его друг Меркуцио… Каменная маска с единственной слезинкой. От его руки гибнет Тибальт, смерть которого означает крах всего для Ромео - ба! то же лицо. Он прощается с Джульеттой в склепе - как под копирку… Убила бы!

И все равно я его простила, даже дважды. Когда он узнает о смерти Джульетты от Бенволио - тут хотя бы мимика включилась, губы бессвязно шевелятся, слезы на покрасневших глазах при решении раздобыть у аптекаря яд… И второй раз - когда он уже выпил этот самый яд и вдруг увидел, что Джульетта оживает. Вот где меня пробрало! Даже стихотворение новое появилось (попробовала Шекспировский слог).



А еще Бут не знает, куда деть руки - это просто его визитка! В сцене у колодца с отцом Лоренцо, когда ему полагается убеждать, уговаривать священника поженить их с Джульеттой, он просто цепляется за ремень - и стоит. Или с тем же отцом Лоренцо, когда тот сообщает ему приговор князя. Его, Ромео, изгоняют из Вероны, а он не мечется, не рвет на себе волосы, не стенает, нет, СТОИТ - руки по швам, в некоторых ракурсах они у него, правда, оказываются почему-то на кинжале, а потом снова по швам.

Ромео-2013 «просыпается» только в драке. Опустим его странную стойку, словно он собрался ставить блок ребром руки. Но тут он хотя бы двигается, играет, и лицом в том числе.



Забавно, как он делает один и тот же жест правой рукой в разговоре с Тибальтом, со злым лицом говоря ему, что он его любит (ха!), и в разговоре с отцом Лоренцо, жалуясь на изгнание из Вероны.

Ой, ну, меня понесло… Я готова препарировать все сцены с Бутом. А почему? Потому что мне не все равно. И будь он чуть мягче, выразительнее в мимике и живее в движениях, возможно, результат был бы иным. Получился бы его Ромео не только в статике. Ведь в интервью Дуглас только что вприсядку не пускается! Живейшая мимика, жестикуляция, руки, эмоции - все есть. Только куда он это закопал в данной роли, а главное, зачем?

Я не видела и не стану смотреть другие фильмы с участием Леонарда Уайтинга, пусть их совсем немного. Мне хочется, чтобы он остался для меня только в образе «того самого» Ромео. А киноработы Бута посмотрю обязательно: буду искать того, кем может стать Дуглас на самом деле. Его идеальный образ. Я уверена, что найду ЕГО, поскольку убеждена - он может. Что-то в нем есть помимо универсально-модельной внешности. Рано или поздно отыщу и, скорее всего, в отрицательной роли. Вон, «Восхождение Юпитер» грядет, и «Клуб бунтарей» у меня на подходе. Но не у Шекспира, это точно (хотя, вдруг Гамлет удался бы?).

Пора, пора переходить к Джульеттам…

«Джульетта, ты как день!»

И здесь, на другой гендерной стороне бессмертного дуэта, тот же расклад. «Моя» Джульетта - прежде и навеки - Оливия Хасси. Ее детскость, открытый, удивленный, робкий взгляд и этот неподражаемый наклон головы - все есть Джульетта.



Она скромна там, где нужно быть скромной, порывиста и импульсивна там, где нужно быть порывистой. Выражение ее лица меняется, как облачный узор на небе в ветреный день. Моя любимая сцена с ней - на балконе, при первом объяснении с Ромео. Боже, как Оливия естественна и органична в той смене чувств и настроения, которое она выразила в своей героине! Я смотрела на нее с тем же восторгом, что и на Ромео. В ней все говорит о том, что она любит. Она - любит! Как и он ее.

Черты лица Оливии, ее античная красота, фарфоровая кожа, тонкие руки, хрупкость и легкость - вот идеальное воплощение Джульетты. И видно, и чувствуется, как она нежна и юна.



А что касается Хейли Стайнфелд… Тут, на мой взгляд, банальный мискастинг, хотя играет она, вроде бы, неплохо, не на Оскар конечно, но кратно лучше Дугласа. Просто Джульетта - не ее типаж, вот и все. Тем более после непревзойденной Оливии Хасси.



Как-то она слишком простовата, с этим ее картофельным носом (который, похоже, слегка мешает целоваться :)) и пухлыми щеками. Говорили, что Дзефирелли запрещал Оливии Хасси переедать на съемках, сочтя ее на кастинге полноватой. Так вот, Стайнфелд тоже не мешало бы посадить на диету. Местами, особенно на крупных планах, она напоминала мне Фиону из «Шрека», причем ту, которая с зеленой кожей.



Но, надо отдать ей должное, дуэт с Дугласом она все-таки подтягивала. А вот теперь и про дуэт…

Химия не из курса средней школы

Все интервью, которые мне довелось прочесть о РиД-2013, буквально кричат о пресловутой химии между Дугласом и Хейли, химии, которая отразилась и на их героях, позволила проявить настоящие чувства, глубокие, как самое синее море…

Бессовестно врут! Ее там нет! Как нет любви в глазах актеров, ни у Нее, ни у Него. Они даже не пытаются сыграть то самое чувство, драматизм и сила которого несет эту пьесу сквозь века, они просто бездушно отрабатывают текст. Ее, эту всепоглощающую страсть, видишь в РиД-2013 только потому, что знаешь, что она должна там быть, и веришь в это. Иногда, когда Дуглас вспоминает, что вообще-то обязан играть, даже что-то и проскакивает, но тут же гаснет от его холода и диссонанса между актерами.



Столько было написано о том, как Дзеффирелли работал с Уайтингом и Хасси, как старался, чтобы они привыкли друг к другу, чтобы их любовь выглядела настоящей… Сцену их пробуждения снимали последней, когда они уже сблизились и смогли сыграть убедительно… А как они смотрели друг на друга! Как тянулись друг к другу при каждом появлении! Вот где завораживающая, не поддающаяся анализу и описанию химия со всеми своими элементами, физика с искрами и магнетизмом и анатомия во всей природной красоте и естественности!



В РиД-2013 все было гораздо быстрее и проще. Время другое, подход другой. Актеры познакомились, загримировались, выучили текст и - шагнули в кадр. Все. А что еще нужно, собственно? Им сопереживаешь, потому что сопереживаешь персонажам пьесы, но игра оставляет желать лучшего. И если бы Стайнфелд не старалась, то вообще все пропало бы. Я внимательно смотрела совместные интервью Дугласа и Хейли - по нулям. Нет там ни малейшего притяжения, какая уж тут химия…



В завершение разборок с Ромео и Джульеттой резюмирую - в РиД-2013 они потрясающе, театрально красивы, особенно во всех этих костюмах и интерьерах, верхом на лошадях, в старинном танце, но их пара проигрывает паре 1968 года как по типажу, так и по глубине отношения друг к другу. Вместе - ну никак…

И еще одно. Вопрос режиссеру и тому занятному человеку, который занимался кастингом. Как может Ромео быть настолько красивее Джульетты? Вот в принципе? От их дуэта невозможно оторвать взгляд, но ловишь себя на мысли, что смотришь все-таки не на Джульетту, а только на Ромео. И Ромео, кстати, не видишь.



Другие герои нашей пьесы

О других актерах тоже. Обязательно.

Больше всего вопросов в РиД-2013 из второстепенных персонажей вызывает кормилица. Ей полагается быть простоватой, громогласной, доброй, не особо умной и утонченной, какой она и была в РиД-1968 в исполнении Пэт Хейвуд.



А что мы видим у Карлеи? Изящная миловидная дама (Лесли Мэнвилл) с аристократическими чертами, которой ох как не идет роль прислуги. Особенно это заметно, когда кормилица пытается шутить на тему «упала на лобик, потом на спинку будешь падать». Их бы с Джульеттой поменять местами и возрастом, глядишь, вышло бы удачнее.



Остальные герои - замечательные! Яркие, выразительные, такие, как их представляешь у Шекспира. Мне понравился даже Меркуцио (Кристиан Кук), который вызвал столько неоднозначных откликов. Жаль, что режиссер так обрезал его роль, отобрав у него весь текст. В РиД-2013 он не такой нахальный и яркий, как в РиД-1968, в нем нет столько трагического шутовства и яда, он более сдержан и мрачен, но его принимаешь. Может, потому, что он так же красив, как и все в этой экранизации, и удачно вписывается своей внешностью и игрой в тандем актеров рядом с ним?



Тибальт-2013 более агрессивен по сравнению с Тибальтом-1968. Этому способствует не только хищная, жестокая в некоторых ракурсах внешность Эда Вествика. В нем нет ни капли юмора, пусть и недоброго, какой был у Майкла Йорка. В его мимике сквозит одна агрессия и злоба, и это вызывает его категорическое неприятие без капли сочувствия и понимания.



Кстати, Меркуцио называет его непревзойденным фехтовальщиком, пугая юного Бенволио, показывают его тренировку с оружием, однако в схватке Тибальт оказывается никакущим. В начале фильма дерется с молоденьким Бенволио без какого-либо ощутимого перевеса, а последний поединок с Ромео у него занимает минуту, в отличие от РиД-1968. И Ромео-2013, этот (по пьесе) пацифист и романтик, довольно легко укладывает натренированного Тибальта совершенно предсказуемым ударом в спину, хотя здесь уже вопрос к режиссуре, конечно.

Пожалуй, единственный персонаж, который впечатлил меня на все сто в обеих экранизациях, - это отец Лоренцо. Я не знакома с творчеством Майло О’Ши, а Пола Джиаматти просто обожаю, особенно его инспектора в «Иллюзионисте». Какой же он все-таки естественный и органичный в роли священника, мудрого и доброго советчика, помогающего двум влюбленным обрести друг друга!



Джиаматти - это чистая ртуть! Подвижный в мимике, чуткий, реагирующий на каждый вздох партнера, не говоря уже и о словах. А во всех диалогах с Ромео - вообще единственный живой персонаж.

А еще Бенволио. Оба хороши, в обеих экранизациях! Каждый интересен по своему, но оба настолько преданы Ромео, что кажется, эта их дружба проистекает из реальной жизни. Конечно, Коди Смит-МакФи впечатлил сильнее, он играет намного более трепетно, искренне и эмоционально, и плачет натуральнее, и держится естественнее, и его горю сопереживаешь всем сердцем. Талант в нем есть, и мастерство тоже, несмотря на юность. А еще он как-то поразительно вписывается в то время, в те интерьеры, костюмы и прочее окружение. И однозначно переигрывает Ромео.



Хочется отметить родителей несчастных влюбленных - в обеих экранизациях интересны и колоритны. Конечно, в РиД-2013 они более яркие, как и весь антураж в этом фильме, но и в Рид-1968 подбор актеров мне кажется верным. Признаться, мне лично больше по душе главы семей в РиД-2013, но, что скрывать, в значительной степени потому, что узнаешь в них известных современных актеров, которые, к тому же, играют неизмеримо лучше своих «детей», пусть и на втором плане.



Чета Монтекки-2013



Чета Капулетти-2013

Кого забыла? Париса? Тут ровно, потому что я к нему, как бы это выразить, слегка равнодушна. :) В РиД-2013 мне его даже жалко немного, но что поделать… Не ту девушку он выбрал, не ту… И у склепа не вовремя оказался… И не послушался обезумевшего от горя Ромео - на конфликт пошел… Отсюда - карма.



Актерский ансамбль 2013 в целом неплох (ключевая фраза - в целом), однако актерский ансамбль 1968 выигрывает на сто очков благодаря профессионализму, харизматичности и удивительной гармонии между ними. И конечно же, завораживающей игре Ромео и Джульетты, которую не перекроет никакой лоск, никакая, даже самая яркая, картинка.

Что в голосе тебе моем?

А в голосе - провал и триумф, в зависимости от ситуации.

К дубляжу 1968 нареканий нет, есть только немое восхищение и благодарность Герасимову и Каменковой за их филигранную, искреннюю работу над образами Ромео и Джульетты. Здесь опять приходит на ум слово «гармония». Русские голоса органичны и эмоциональны, в них звучит душа и вся палитра чувств.

А с РиД-2013 опять не без косяков. Во-первых, на мой взгляд, это не лучший перевод Шекспира, ну да ладно. Но вот Джульетта в озвучке Арзамасовой - божемойбожемой! А ведь дубляж мог спасти фильм, вытянуть местами картонную игру, углубить драматизм одних сцен и нежность других. Джульетта Арзамасовой тарахтит так, словно пытается успеть прочесть рэп. Самой ужасное впечатление оставила сцена на балконе, где во время довольно длинного монолога меняется настроение Джульетты, эмоции, темп речи, в конце концов. Это у Шекспира. И, к слову, у Хасси. А тут что? Тра-та-та - все на одном вдохе, поверхностно, бегом, а то не успеем. Куда, спрашивается?

«Какой сейчас царит в моей груди», - апогей дубляжа в этой сцене. Я специально пыталась повторить эту фразу с той же скоростью. Практически фиаско...

Ромео в этом плане выигрывает с большим перевесом. Спасибо Филиппу Бледному - подставил Дугласу Буту костыли, и весьма надежные. Хотя бы голосом подарил Ромео отсутствующие эмоции. Особенно в той сцене, когда отец Лоренцо сообщает Ромео о приговоре, и тот заходится в слезах и крике. Честное слово, даже забавно стало - каменное лицо с красными глазами (это типа слезы), крик о «секире золотой» и стойка, тянущая на первое место в игре «Морская фигура, на месте замри». Ну, о динамичности игры Бута я писала выше.

По тут сторону камеры

Единственная часть рецензии, над которой я, как это принято говорить, «долго думала». С одной стороны, здорово получилось. Натурные съемки, великолепные интерьеры, красочные фрески (пусть частично и в виде компьютерной графики, как, например, в сцене бракосочетания Ромео и Джульетты)… Про костюмы - сплошной восторг, особенно на балу со всеми этими роскошными масками и платьями. И искорками Сваровски - а как же?



Очень заметен акцент на крупный план - ну, тут понятно, такие лица красивые... Переброс действия ближе к эпохе Возрождения - довольно занятный ход в плане расцвечивания визуальной картинки, в этом Карло Карлеи не прогадал. Глаз не оторвать!

Мне понравился счастливый финал истории (вытаращили глаза?)… в пересказе отца Лоренцо, когда он готовил снотворное для Джульетты. Хотя бы так показали счастье влюбленных, которого уже никогда не будет. Но пробирает почему-то не меньше, чем в финале истинном.

Интересно и неоднозначно увлечение Ромео живописью и скульптурой. Да, это оригинально, но образ Ромео искажает, подает его в ином свете. В РиД-1968 Ромео бродит, неприкаянный, мается, страдает, а в РиД-2013 он как в начале фильма, так и в Мантуе, весьма деятелен и деловит. Как-то не верится, что «долог час тоски». Зато умопомрачительно красиво - все эти фрески, свечи и скульптуры!

Что-то Карлеи явно заимствовал у Дзеффирелли (тут, как ни крути, иногда не обойти), что-то привнес, и, если не придираться, снято замечательно. А если придираться, то в любом фильме можно найти неполадки. Есть они и в РиД-2013. Например, совершенно не впечатляют поединки. Слишком искусственные. Боялись поранить Бута, который по куче контрактов обязан беречь свою внешность?

Еще из странностей - смещение эмоциональных акцентов в сценах. Взять хотя бы расставание на балконе, при котором Ромео и Джульетта размыкают руки, а камера фиксирует их пальцы. В РиД-1968 этот драматичный момент был оправдан: влюбленные, не зная того, расставались навеки, чтобы уже никогда не коснуться друг друга. И - размыкали руки… Сердце замирало! А зачем в РиД-2013 Карлеи вставил этот же (!) прием в счастливое, в общем-то, расставание на балконе? Только обреченность внес, с самого начала их отношений, не говоря уже о том, что на крупном плане у Ромео - левая рука, и тут же правая - на общем. :)

Сцена брачной ночи и пробуждения тоже пережила реинкарнацию. При всей похожести на РиД-1968 и попытке от него уйти (у Дзеффирелли - только рассвет, тогда как у Карлеи - и закат тоже), мне все равно больше по душе РиД-1968, где после пробуждения виден весь трагизм при расставании Ромео и Джульетты, их страсть и страх перед будущим. И, что немаловажно, - их чистота и неискушенность, пусть и с долей наготы, прекрасной наготы, которой любуешься и которая усиливает впечатление непорочности юных душ.



У Карлеи все по-другому. Он добавил сцену встречи. Отдельный разговор, КАК они встречаются в первый миг, учитывая все то страшное, что случилось с ними за минувший день после свадьбы… Это музей мадам Тюссо. Но если отсутствием наготы режиссер хотел подчеркнуть целомудрие этой сцены, то Бут своими движениями ему все напрочь запорол.
А утром? Это что такое было? У Шекспира совсем другие чувства и эмоции, а тут… почти безмятежное семейное утро… И - неужели? - улыбка Ромео в реплике «А наше горе все темнее!» Откуда? Он вообще, как минимум, спокоен. Повторюсь, и за то, как погано отыграл Бут в сцене пробуждения, я бы его пришибла.



Но апогеем и апофеозом режиссерской мысли Карлеи явилась сцена, в которой Джульетта убивает себя рядом с мертвым Ромео. Признаюсь, до этого момента у меня на глазах были слезы… Но когда, по идее, хрупкая и нежная девушка одной рукой (!) поднимает парня (а Бут далеко не эльф при всей его красоте), держит его на локте (!) и при этом умудряется одной левой (!) вонзить себе в живот немаленький кинжал, причем через несколько нетонких слоев одежды, я засмеялась. Режиссеру следовало бы изучить тему харакири и понять усилия, которые должен приложить человек, чтобы вспороть себе живот. А теперь внимание! И умудриться умереть при этом сидя (!), не выпустив тело Ромео. Как?!



Однако за одну вещь - совершенно фантастическую - я режиссеру все же благодарна. За крошечное отступление от Шекспира, которое я ему прощаю, потому что мне безумно этого хочется. За минуту встречи Ромео и Джульетты после того, как Ромео выпил яд. Потрясающе по эмоциональному накалу! И Бут молодец (хотя, может быть, перед съемками сцены его просто побили?). Вот где впервые появились слезы! И стихотворение, о котором я уже упоминала. Весь трагизм, вся безысходность и неотвратимость смерти - в одной этой минуте...

А знаете, что еще заставляет глубоко сопереживать и переживать в РиД-2013? Музыка Абеля Коженевского, от которой все переворачивается внутри. Она звучит весь фильм, углубляя его краски, обогащая эмоции и чувства героев. Она просто бесподобна, и в своем великолепии, и в трагизме! И сердце замирает едва ли не так же, как при звуках «What is a youth?» в фильме у Дзеффирелли.

Что же получается в итоге? А в итоге, как я и обещала, - парадокс, от которого не оторваться. При всем вышеописанном РиД-2013 хочется пересматривать с тем же упоением, что и РиД-1968. Вот такие дела… Я же говорила: раздрай и парадокс. Чтобы не писать длинных объяснений, коих и так уже с избытком, для себя я определила так: Дзеффирелли стоит пересматривать ради живого Шекспира, Карлеи - ради красоты. И я пересматриваю оба фильма, со слезами, переживаниями и преклонением перед Шекспиром и его вечной историей о вечной любви.

P.S. Месяц спустя после написания рецензии...

Докладываю: посмотрела «Клуб бунтарей», «Ной», «Восхождение Юпитер» и «Переживая за Боя». Из-за Дугласа Бута, разумеется, как и собиралась. Это что-то! «Что-то» - его потрясающая игра во всех фильмах («Юпитер» - отдельная история, там Вачовски умудрились закатать в асфальт весь каст). Так вот, Бут просто бесподобен в роли избалованного богатенького мерзавца в «Клубе бунтарей», эта роль ему идет, как смокинг, сшитый у лучшего портного по спецзаказу. Его Бой Джордж - это Бой Джордж, каким его помню и представляю себе я и, судя по отзывам, - его поклонники. Полное перевоплощение, боль, любовь и музыка в одном образе. Сим в «Ное» - пусть и не центральная роль, но зацепила и не отпускает... Сильно и проникновенно. И - снова стихи.

А вот Ромео... Когда я смотрела вышеперечисленные фильмы, я корила себя за столь низкую оценку актерского мастерства Бута. Думала - может, не права, ошиблась? Посему пересмотрела «Ромео и Джульетту» еще раз. И не раз... И осталась при своем. Увидев, КАК может играть Бут, я теперь еще больше не понимаю, что с ним сделали перед съемками. Отморозили, что ли, где-нибудь на Аляске? Побили? Напугали? А может, это я так прикипела к образу Ромео, созданному Уайтингом, что теперь не приму никого в этой роли? Может, и не стоило сравнивать? Не уверена. Но уверена в одном - он и правда может сыграть так, как говорил в одном из интервью: «Эта профессия дает мне возможность прожить несколько жизней за свою одну». И он живет, не играет.

Ромео и Джульетта

Previous post Next post
Up