кросс-пост в
italia_provinceСдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009 Италия, Тоскана, июль 2006
Текст был написан в конце 2006 года.
Пара слов о начале поездки Hotel Fenice Palace 4*, Флоренция Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1,
часть 2,
часть 3 Пиза, часть 1,
часть 2,
часть 3 Сан-Миниато Ареццо Поджибонси Сан-Джиминьяно Сиена, часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4,
часть 5 Лукка, часть 1,
часть 2 и
часть 3 Пистойя, часть 1,
часть 2 и
часть 3 Пьяцца дель Кампо (piazza del Campo)
Сиена оказалась городом красно-коричневого цвета -
кирпич здесь делался из местной красноватой земли,
точно так, как кирпич в Болонье - из жжено-оранжевой
болонской земли. Микеланджело миновал городские ворота
и въехал на площадь дель Кампо, напоминающую
по очертаниям огромную раковину, -
на противоположной стороне высился дворец Общины,
над ним пронзала небо прекрасная и дерзкая
в своем полете башня Манджиа: от совершенства
е скульптурной пластики захватывало дух.
Обозрев чудесный фонтан работы делла Кверча,
Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы…
И. Стоун «Муки и радости»
Площадь Кампо (иль Кампо - так называют ее сами сиенцы) чудо как хороша: блюдечко, на плавных боках которого прямо на камнях лежат туристы - закусывая, читая, загорая (некоторые - в купальнике!), играя в карты, болтая, а некоторые даже сладко спят, прикрыв лицо картой города или путеводителем. Банально, но площадь напоминает собой приоткрытую створку раковины, по краям которой высятся величественные дворцы.
Есть мнение, что иль Кампо была выстроена на месте древнеримского форума. Красивая версия, но, по моему мнению, неправдоподобная: римское военное поселение на задворках империи было не настолько важным местом, чтобы там отстраивали форум. К тому же, сам наклонный рельеф местности мешал возведению классических римских зданий - какой уж тут форум. Тем не менее, площадь была в центре внимания - здесь пересекались важнейшие городские дороги; здесь стыковались три холма, на которых лежал город; в этом же месте сходились три независимых, соперничавших друг с другом контрады - таким образом, площадь была единственной нейтральной территорией в кипевшем страстями противостояний городе. Наконец, здесь с незапамятных времен располагался городской базар - сердце (а также глаза, уши и длинный язык) любого города.
Кто владеет информацией - владеет миром - так решили и члены Совета Девяти, городского органа самоуправления, скупили в 1292 г. земли в округе и построили здесь новую площадь, которой суждено было стать свидетельницей важнейших событий Сиены. Поверхность площади, выложенная в 1349 г. «в елочку» красным кирпичом, разделена полосами из травертина (известкового туфа) на девять частей, расходящихся веером, каждая из которых представляет одного из членов средневекового Совета Девяти (1292-1355). Так неровности рельефа были превращены в шедевр архитектуры.
Напротив башни внимание привлекает Лоджия ди Мерканция, величественное здание из красного кирпича, удивительно похожее на стоящее напротив палаццо Публико. Все остальные здания, окружающие площадь, выстроены в едином стиле (арочные окна и двери) из красного кирпича, правда, они порядком обветшали и подслеповато таращатся на туристов закрытыми ставнями - солнце здесь почти целый день. А когда-то на месте этих похожих друг на дружку зданий высились башни активно друживших друг против друга знатных семейств - в Сиене XIII века их было больше 100 (тогда нам еще только предстояло увидеть, как некогда это выглядело - в городке Сан-Джиминьяно, в который мы попадем вечером). Часть башен порушили сами горожане в междоусобных войнах, часть испанцы использовали как строительный материал для цитадели. Позже по закону, принятому сиенским городским советом, облик площади был приведен, как говорится, к общему знаменателю.
Сложно сказать, откуда лучше всего снимать площадь - хороши и неожиданные ракурсы иль Кампо, когда, осмотрев весь город, выныриваешь к ней снова из неожиданного переулка и смотришь на нее снова как в первый раз, но уже в лучах заходящего солнца…
Palazzo Pubblico (Palazzo Comunale)
Безусловно, главным дворцом иль Кампо является Palazzo Pubblico (Общественный Дворец), где в средние века заседал Совет Девяти, а сегодня находится городской муниципалитет. Здание было построено в 1297-1342 гг. из кирпича и белого травертина, слева высится башня Торре-ди-Манджа. У основания палаццо стоит часовня Богоматери, которая была построена в 1348 г. в ознаменование окончания эпидемии чумы. Около входа во двор мы видим символ Сиены - волчицу с младенцами работы Джованни и Лоренцо ди Турино (Giovanni, Lorenzo di Turino, 1430). Оригинал из позолоченной бронзы хранится в городском музее. Вдоль первого этажа стена дворца украшена черно-белыми гербами правителей Сиены. Цвет не случаен - по легенде, сыновья Рэма, основатели Сиены, прибыли сюда на двух лошадях - черной и белой. Возле капеллы расположен вход в Двор подесты (главы городского магистрата), где по стенам с арочными окнами развешаны гербы подест. Отсюда начинается осмотр городского музея и отсюда же поднимаются на башню.
Итак, на первом этаже (вход со двора) палаццо Публико расположен городской музей, в котором хранятся шедевры сиенской школы XIV-XVI столетия: скульптуры, монеты, оружие, гончарные изделия и керамика, ювелирные изделия. Дальше следует Sala del Mappamondo (зал мировой карты), которую во время войн использовали как штаб-квартиру. Свое название зал получил из-за огромного деревянного диска с изображением территории Сиенской республики работы Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti).
Особое внимание следует уделить «Маэсте» работы Симоне Мартини Simone Martini, 1321), которая считается одним из шедевров европейской готической живописи и демонстрирует, как далеко продвинулась сиенская школа живописи 1300-хх гг. В отличие от более прославленной «Маэсты» Дуччо ди Буонисеньи (Duccio di Buoninsegna), эта Богоматерь изображена не такой каноничной (в свое время была даже выдвинута версия, что Дуччо обучался в Константинополе и оттуда перенял «византийскую» манеру живописи), и, пожалуй, более человечной. Небесный суд, что окружает Мадонну, также явился в свое время новым словом - каждый персонаж обладает своим лицом, своей позой, своим характером, в отличие от принятого ранее изображения безликой единой неподвижной толпы… На противоположной стене еще один шедевр мастера - портрет Guidoriccio da Fogliano, правителя города.
Смежной с Sala del Mappamondo является Sala della Pace, комната, где заседал Совет Девяти, правивший городом с 1292 по 1355 гг. В выстроенном ими дворце члены Совета никогда не жили, а только проводили собрания. На трех стенах комнаты - знаменитый цикл фресок Allegoria del Buono e del Cattivo Governo (изображающие хорошее и плохое правительство) работы Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti). В музее также можно посмотреть на Залы деи Пиластри и дель Кончисторо, и на работы таких сиенских живописцев, как Pietro Lorenzetti, Spinello Aretino, Taddeo di Bartolo, Domenico Beccafumi.
Torre del Mangia
Рядом с палаццо Публико высоко в воздухе парит 102-метровая башня Torre del Mangia. Говорят, что по высоте башня равна Дуомо, что должно было подчеркнуть равенство церковной и светской властей. Правда, 102 метра - это вместе с громоотводом, который, вероятно, был построен несколько позже Преодолев 332 ступеньки, вы сможете насладиться панорамой города, которого как будто не коснулось время. Своим именем башня, обязана своему первому владельцу, Джованни Бальдуччо (Giovanni di Balduccio), прозванного «il mangiaguadagni», транжирой-чревоугодником. Возведена башня была в 1325-1348 гг. братьями Франческо и Муччо ди Ринальдо (Francesco, Muccio di Rinaldo), а белое навершие из белого травертина приписывают Агостино ди Джованни (Agostino di Giovanni). Рассказывают, что по средневековому обычаю «на удачу» в фундамент замурованы монеты, а по другому поверью, под каждым углом башни лежат камни с латинскими и еврейскими письменами - якобы это отвращает от башни грозы. Громоотвод оказался все же более надежным средством защиты На вершине башни с 1666 г. висит колокол по имени Sunto, весящий 6764 килограммов.
У подножия башни стоят несколько русскоязычных групп, гиды которых, как обычно, несут несусветную чушь. По одной услышанной мной версии, башня получила свое имя потому, что «в эту башню был посажен и долгое время там находился самый злостный кредитор-процентщик, которому вся Сиена должна была денег. Там он однажды и умер, поэтому стали говорить, что его "съела" башня». По второй, еще более забавной, башня была названа в честь своего звонаря по фамилии Mangia. Интересно, где этих гидов готовят.
Fonte Gaia
На залитой солнцем блюдечке иль Кампо внезапно видишь фонтан, в котором нежно зеленеет вода. К источнику приникли все - и дети, что только что бегали по площади, и туристы, набиращие воду в походные бутылки из двух питьевых колонок, и птицы, сидящие на головах волчиц (куда же без них!), что лежат по периметру всего бассейна. Это Фонте Гайя, или Источник радости, который имеет весьма интересную историю. В 1342 году сиенцы завершили восьмилетнее строительство многомильного городского водопровода и ирригационной системы полей, окружавших город, и в конечной точке системы орошения построили на этом месте фонтан. История умалчивает, чем он не угодил горожанам, но в 1419 г. на месте старого фонтана Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) построил новый фонтан, ставший шедевром итальянской скульптуры, символизировавшим переход от готики к ренессансу. Мастер совершил настоящий прорыв в искусстве - впервые со времен античности изобразив в публичном месте две обнаженные женские фигуры, которые не были ни Евами, ни кающимися грешницами - мать и кормилицу Ромула и Рэма, основателей Рима. Спустя четыреста с лишним лет обе статуи, располагавшиеся по краям фонтана, показались отцам города слишком языческими или слишком обнаженными, и в 1858 г. Тито Сарроччи (Tito Sarrocchi) сделал копию фонтана - но без этих статуй. Подлинное твоение делла Кверча хранится по сей день в музее Оспедале ди Санта Мария делла Скала (Ospedale di St. Maria della Scala).
От иль Кампо по Виа ди Чита (via di Citta) можно придти к Дуомо. Но нельзя пройти мимо громады палаццо Сарачини (Saracini), каменного, с отделкой кирпичом. Это здание в стиле сиенской готики было построено в XIV веке. Рядом возвышается грандиозное Палаццо Пикколомини (palazzo Piccolomini) - наиболее совершенный пример архитектуры флорентийского Возрождения (кстати, палаццо Пикколомини в Сиене целых два - одно там, где я только что описала, и второе по другую сторону от Кампо, возле университета Сиены).
Продолжение следует.
Италия, Тоскана, июль 2006
Пара слов о начале поездки Hotel Fenice Palace 4*, Флоренция Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1,
часть 2,
часть 3 Пиза, часть 1,
часть 2,
часть 3 Сан-Миниато Ареццо Поджибонси Сан-Джиминьяно Сиена, часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4,
часть 5 Лукка, часть 1,
часть 2 и
часть 3 Пистойя, часть 1,
часть 2 и
часть 3 Картинки из Флоренции Поджо а Каяно Поправки и дополнения к путеводителю "Афиша" о Флоренции Полезное по Тоскане ***
Италия на фоне портков на веревочке Что посмотреть вокруг Рима Однодневные поездки из Рима Музеи Италии Напоминалка об Италии Содержание последних рассказов (в т.ч. об Италии) Книги об Италии Такс-фри: общие правила и частности Копилки полезных ссылок по странам Европы Виза
Сдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009 Транспорт
Железные дороги Италии Как добраться от аэропорта до города: Рим, Милан, Римини Бронирование билетов на Easyjet по инету-пошагово со скриншотами Где жить: отели, дома, апартаменты
Вопросы по бронированию отелей Письмо в отель на итальянском Отели из этой поездки
Best Western Universo 4*, Рим Ludovisi Palace, 4*, Рим Терни, Valentino, 4* Перуджа, Sangallo Palace Hotel, 4* Рассказы друзей
(с) Arial
Я бы хотел быть чайкой, живущей в Венеции FAQ по Венеции - его же монументальный труд Фото Ареццо и Кортоны Верона: на лавке в обнимку с Джульеттой Казерта Капри: ноги моей там больше не будет! Пиза vs Лукка Бурано Виченца (с) Micktrik
Поджо а Каяно (c) AlinaT
Италия, южная Тоскана. Часть 1. Природа и отель. Италия, южная Тоскана. Часть 2. Питильяно. Италия, южная Тоскана. Часть 3. Сатурния, Поджио Мурелла и Сована. Италия, южная Тоскана. Часть 4. Сорано и Витоцца. Италия, южная Тоскана. Часть 5. Лацио, Капалбио и Монте Аржентарио Италия. Часть 6. Рим. Италия. Нерола, Витербо, Губбио, водопад Марморе и др. Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Ч. I. Общие вопросы Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть II Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть III Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть IV