кросс-пост в
italia_provinceСдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009 Италия, Тоскана, июль 2006
Текст был написан в конце 2006 года.
Пара слов о начале поездки Hotel Fenice Palace 4*, Флоренция Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1,
часть 2,
часть 3 Пиза, часть 1,
часть 2,
часть 3 Сан-Миниато Ареццо Поджибонси Сан-Джиминьяно Сиена, часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4,
часть 5 Лукка, часть 1,
часть 2 и
часть 3 Пистойя, часть 1,
часть 2 и
часть 3 Дуомо (Duomo)
«Нынешний собор с его прославленным фасадом был закончен еще в конце XIII века, вскоре после Монтеаперти. Но в те самые годы Сиена задумала грандиозный план постройки нового собора, в который существовавший уже тогда Дуомо входил бы лишь составной частью, трансептом. Этот план был разработан Лоренцо Майтани. Если бы он был доведен до конца, Сиена могла бы гордиться самым большим храмом в Италии, и, может быть, во всей Европе. Работы были начаты, но продолжались недолго: их прервали чума, междоусобица, опустошение казны. Величественные арки и столбы, оставшиеся от постройки, свидетельствуют о крушении еще одной надежды на первенство, которую питала «высокомерная», по приговору Данте, Сиена». П. Муратов «Образы Италии»
Отказавшись от мысли затмить все церкви христианского мира, сиенцы обратились к украшению того, что уже имели - старого Дуомо. Эта работа велась на протяжении двух столетий, и в результате - перед нами здание, которому нет равных по завершенности по всей Италии (читай - Европе). В сравнении с сиенским Дуомо Санта Мария дель Фиоре во Флоренции или Сан-Петронио в Болонье кажутся какими-то неоконченными сооружениями. Сравниться с ним может, пожалуй, только Сан-Пьетро в Ватикане.
Летом 2006 года тот самый прославленный фасад Дуомо был закрыт лесами, в свою очередь, покрытыми полотном с изображением того, что спрятано. Строился фасад в два этапа: сначала сиенцы пригласили знаменитого мастера Джованни Пизано, который выполнил теперешнюю нижнюю часть из цветного мрамора, со всяческими готическими штуками - горгульями, резными сводами порталов, статуями пророков, апостолов и философов - выполненными самим мастером. В 1296 г. мастер, отдавший этой работе 12 лет своей жизни, внезпно покинул город, и работы возобновились только в 1376 г. под руководством мастера Джованни ди Чеччо, который искусно, на мой неискушенный взгляд, интегрировал уже существующую часть в свое новое видение фасада. Статуи работы Пизано с фасада сейчас их можно увидеть в музее дель Опера.
Витражное окно-розетка работы Пасторино де Пасторини датировано 1549 г. и изображает Тайную Вечерю. Розетка с противоположной стороны была изготовлена в XIV веке по эскизам Дуччо ди Буонисеньи в XIII в. Центральная бронзовая дверь - новодел и выполнена в 1958 г. Энрико Манфрини. Три большие мозаики на фронтонах фасада сделаны в Венеции в 1878 г. мастерами Луиджи Муссини и Алессандро Франчи. У левого угла фасада похоронен Джованни Пизано (об этом гласит надпись XIV века), все-таки вернувшийся в Сиену. А с правой стороны на высокой колонне стоит волчица, вскармливающая младенцев Ромула и Рэма, символ Сиены.
Кампанила, построенная в XIII веке, видна издалека и вместе с башней Torre del Mangia является одной из доминант города. Она построена в том же самом «полосатом» стиле, который вообще характерен для Тосканы вообще и Сиены в частности.
В стенах колокольни врезаны прямоугольные проемы, увеличивающиеся в ширину по мере подъема вверх. В них вставлены тонкие колонки, число которых растет с высотой - от одной до пяти в верхнем ярусе. Завершает кампанилу пирамидальный купол, окруженный четырьмя башенками по углам. На фоне всего этого великолепия как-то теряется купол собора, вовсе не маленький - 54 метра в высоту и 16 - в диаметре. Венчает купол фонарь, украшенный 42 изображениями и статуями святых XV в., по периметру крыши на полосатых возвышениях также стоят статуи XV в.
Лучшие мастера Италии работали над собором два столетия - с 1369 по 1562 гг., единовременно их число достигало 48 человек. Внутри собора при этом сохранилось неимоверное количество шедевров - на зависть любому музею. Удивительно, что несмотря на свой стиль работы каждого мастера, единство интерьера собора достигнуто изумительное! Интерьер радует и поражает глаз черно-белыми и бело-зелеными мраморными полосами с вкраплениями красного мрамора. Черный и белый - символические цвета Сиены, на черной и белой лошадях в здешние места прибыли легендарные основатели города. Сводчатый потолок собора, голубой с золотыми звездами, украшают бесчисленные бюсты Пап (их 172), начиная со Святого Петра и заканчивая Люциусом III, и 36 бюстов императоров. Мощные полосатые колонны протянулись на всю длину центрального нефа и соперничают по красоте с инкрустированным полом.
Повторюсь, что в соборе хранится великое множество заслуживающих внимания шедевров, и лучше всего почитать о них в специализированной литературе (если не очень длинно и занудно, то подойдет
http://en.wikipedia.org/wiki/Duomo_di_Siena). Я ограничусь лишь описанием того, что произвело лично на меня самое большое впечатление и по совместительству является самыми известными шедеврами
Инкрустированный полудрагоценными камнями мраморный пол в соборе является гордостью Сиены. Он составлен из 56 прямо- и многоугольных сюжетных панелей (сцены из Библии), созданных по проектам сорока ведущих сиенских мастеров в течение двух веков. Самой известной является «Избиение младенцев» работы Маттео ди Джованни (1482). Во избежание быстрого уничтожения пол Дуомо открыт целиком лишь на короткое время в августе, после палио. В остальное время открыта та или иная его часть: узор закрыт досками, и на виду оставляют по одному фрагменту в месяц. «Название мозаики не вполне применимо к этому полу. Рисунки состоят из тонких черных линий на общем фоне белого мрамора. Вначале лишь изредка и потом все чаще, ради стремления к живописному эффекту, появляются вставки из черного и цветного мрамора. Это не что иное, как колоссальная гравюра на мраморе». П. Муратов «Образы Италии»
В левом трансепте - знаменитая готическая кафедра из каррарского мрамора, лежащая на львах, шедевр такого калибра, что он является вехой в истории искусства.
Три самых великих скульптора своего времени - Никола и Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио работали над кафедрой вместе 3 года (1265-1268), украшенной почти 400 изумительными статуями, изображающими животных и людей. Удивительно, как отец и сын Пизано умудрились создавать за короткий период времени такие шедевры, как Дуомо Сиены и Дуомо с Баптистерием Пизы! И при этом ни разу не повториться! Кафедра имеет форму восьмиугольника, стоящего на девяти колоннах из гранита, порфира (минерал такой) и зеленого мрамора. Две колонны стоят на постаменте, две покоятся на львах, две - на львицах, центральная колонна - на статуях Семи гуманитарных наук и философии.
В одной из капелл собора хранятся мощи Святой Екатерины.
Стоит посмотреть еще на чашу для святой воды работы Федериги, фрески Гирландайо в сакристии, гробницу епископа Джованни ди Бартоломео Печчи работы Донателло.
«Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы к баптистерию: в нем была купель, созданная делла Кверча, Донателло и Гиберти. Обойдя вокруг купели и полюбовавшись работой лучших скульпторов Италии, он вышел из баптистерия и стал взбираться на крутой, как гора, холм, к кафедральному собору. С чувством благоговения смотрел он на черно-белый мраморный фасад собора с его великолепно изваянными фигурами работы Джованни Пизано, на круглые ажурные окна, на черно-белую мраморную кампанилу. Войдя внутрь, он ступил на мощные мраморные плиты с черно-белой мозаикой, изображающей сцены из Ветхого и Нового завета. И тут его сердце словно оборвалось и упало. Перед ним был алтарь Бреньо, - ниши алтаря оказались гораздо мельче, чем он воображал, и над каждой из них надстроен похожий на раковину купол с густой насечкой: под такою кровлей лица предполагаемых фигур должны были утратить всякое выражение. Некоторые ниши помещались столь высоко, что о том, какие в них стоят изваяния, зритель не мог и догадаться». И. Стоун «Муки и радости»
В левом трансепте расположена капелла Святого Иоанна Крестителя, в центре которой стоит бронзовая статуя Иоанна Крестителя работы Донателло и крестильная купель XV в. Стены капеллы украшают восемь фресок и два портрета работы Пинтуриккьо.
Маленькая круглая капелла Мадонны (Capella della Madonna del Voto) с золоченым куполом, заменившая капеллу XV в., была построена по проекту Лоренцо Бернини и находится в правом трансепте. Главное сокровище капеллы - Мадонна - хранительница Сиены, почитаемая по сей день.
«Ни одно значительное событие в жизни Сиены не обходилось без повторения обета, передавшего город в руки Мадонны. Пять раз в истории Сиены ключи от городских ворот бывали торжественно вручаемы алтарному образу в соборе, известному под именем Мадонны дель Вото. Впервые это было сделано в 1260 году перед битвой при Монтеаперти. Блестящая победа Сиены над ее вечной соперницей, Флоренцией, послужила свидетельством того, что Богоматерь приняла предложенный дар». П. Муратов «Образы Италии»
Из четырех мраморных статуй в нишах две - Святой Жером и Мария Магдалина - выполнены Бернини. Восемь мраморных колонн перенесены из Латеранского дворца в Риме (до Ватикана там была папская резиденция).
В соборе время от времени ведутся кое-какие раскопки, и в 2003 году были найдены фрески, сохранившиеся от собора, что стоят на этом месте до Дуомо.
Алтарь Пикколомини, стоящий слева от входа в библиотеку, создан скульптором из Ломбардии Андреа Бреньо (Andrea Bregno) в 1483 г. Примечателен он тем, что четыре скульптуры (Святой Петр, Святой Павел, Святой Григорий и Святой Пий) в нижней его части были сделаны молодым Микеланджело между 1501 и 1504 гг. Алтарь венчает скульптура Мадонны с младенцем предположительно работы Якопо дела Кверча.
Libreria Piccolomini
В примыкающей слева к собору библиотеке Пикколомини Пинтуриккьо на 10 больших ярких фресках во всех подробностях изобразил карьеру папы Пия II, в миру сиенского гражданина Энеа Сильвио Пикколомини (Enea Silvio Piccolomini). Есть версия, что фрески выполнены по эскизам Рафаэля, он же позировал для некоторых фресок. Сюжет каждой фрески написан внизу на латыни, там же лежат книги из сакристии собора. Сильвио Пикколомини был дядей хранителя этой библиотеки кардинала Франческо Пиколомини (впоследствии архиепископа Сиены и Папы Пия III), и когда племянник тоже стал Папой, Пинтуриккьо изобразил и его восшествие на папский престол на фреске над алтарем. Кроме этого великолепия, стоит обратить внимание на расписной потолок библиотеки, также выполненный Пинтуриккьо, на арочные порталы работы Лоренцо ди Майано (1497). На алтаре многоцветная Пьета работы Альберто ди Бетто да Ассизи (1421). В центре библиотеки - статуя Три Грации, римская копия греческого оригинала.
Baptistry
Баптистерий славен удивительной мраморной шестиугольной купелью с барельефами и позолоченными фигурами (сцены из жизни Иоанна Крестителя) работы Донателло, Гиберти, Якопо делла Кверча и других прославленных скульпторов XV века.
Opera del Duomo
В этом музее хранятся мраморные статуи работы Джованни Пизано, снятые с фасада, и великолепная «Маэста» Дуччо ди Буонисеньи, которые затмевают все остальное, что там хранится (например, витражи по проекту Чимабуэ).
«…в день, когда Дуччо окончил свой великий алтарный образ (9 июня 1311 года), с утра были закрыты все лавки и мастерские. При звоне колоколов толпы горожан залили улицы. Процессия, во главе которой были священники и монахи, направилась к дому художника и, приняв там икону, торжественно понесла ее в собор. Весь тот день до самого вечера Сиена праздновала, молилась и наделяла милостыней бедных». П. Муратов «Образы Италии» Описывать шедевр бесполезно - его нужно видеть. А когда стоишь перед ним, понимаешь, что версия, согласно которой Дуччо учился в Константинополе, все же имеет под собой основание…
Ospedale di S. Maria della Scala
Если стоять лицом к собору, то слева стоит Palazzo Arcivescovile (Дворец Архиепископа). Напротив собора расположилась больница Санта Мария делла Скала (Ospedale di S. Maria della Scala). Основание этого благотворительного учреждения, одного из самых старых в Европе, восходит к IX веку. Почти 800 лет здесь находилась больница Сиены, а сегодня здание является одним из основных музеев города.
Pinacoteca Nazionale
Национальная пинакотека, центральная художественная галерея Сиены, занимает величественное здание XV в., Палаццо Буонсиньори. Здесь собраны основные произведения местных художников, представителей сиенской школы живописи XII - XVI вв.: Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Гвидо да Сиена, Симоне Мартини и Липпо Мемми.
В Сиене, как и в большинстве итальянских городов, на каждом шагу палаццо и церкви. В те, которые представляют исторический интерес, вход платный - в этом Сиена от соседки-Флоренции не отличается.
Окончание следует.
Италия, Тоскана, июль 2006
Пара слов о начале поездки Hotel Fenice Palace 4*, Флоренция Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1,
часть 2,
часть 3 Пиза, часть 1,
часть 2,
часть 3 Сан-Миниато Ареццо Поджибонси Сан-Джиминьяно Сиена, часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4,
часть 5 Лукка, часть 1,
часть 2 и
часть 3 Пистойя, часть 1,
часть 2 и
часть 3 Картинки из Флоренции Поджо а Каяно Поправки и дополнения к путеводителю "Афиша" о Флоренции Полезное по Тоскане ***
Италия на фоне портков на веревочке Что посмотреть вокруг Рима Однодневные поездки из Рима Музеи Италии Напоминалка об Италии Содержание последних рассказов (в т.ч. об Италии) Книги об Италии Такс-фри: общие правила и частности Копилки полезных ссылок по странам Европы Виза
Сдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009 Транспорт
Железные дороги Италии Как добраться от аэропорта до города: Рим, Милан, Римини Бронирование билетов на Easyjet по инету-пошагово со скриншотами Где жить: отели, дома, апартаменты
Вопросы по бронированию отелей Письмо в отель на итальянском Отели из этой поездки
Best Western Universo 4*, Рим Ludovisi Palace, 4*, Рим Терни, Valentino, 4* Перуджа, Sangallo Palace Hotel, 4* Рассказы друзей
(с) Arial
Я бы хотел быть чайкой, живущей в Венеции FAQ по Венеции - его же монументальный труд Фото Ареццо и Кортоны Верона: на лавке в обнимку с Джульеттой Казерта Капри: ноги моей там больше не будет! Пиза vs Лукка Бурано Виченца (с) Micktrik
Поджо а Каяно (c) AlinaT
Италия, южная Тоскана. Часть 1. Природа и отель. Италия, южная Тоскана. Часть 2. Питильяно. Италия, южная Тоскана. Часть 3. Сатурния, Поджио Мурелла и Сована. Италия, южная Тоскана. Часть 4. Сорано и Витоцца. Италия, южная Тоскана. Часть 5. Лацио, Капалбио и Монте Аржентарио Италия. Часть 6. Рим. Италия. Нерола, Витербо, Губбио, водопад Марморе и др. Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Ч. I. Общие вопросы Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть II Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть III Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть IV