Храм Байон

Aug 25, 2015 01:50

- Иван, отвези меня еще раз в Байон!

Мой рикша имеет странное, совсем не камбоджийское имя. Он кивает головой, разворачивает свою гремящую тарантайку - и мы едем сквозь строй высокого леса и огромных каменных статуй на въезде снова туда - в Байон. При мысли, что у меня есть время его еще раз  увидеть и я могу упустить этот шанс, мне становится плохо. Там что-то осталось, что я не поймала сразу. Мне надо туда опять.

Вчера здесь было много людей и било палящее солнце. Люди, как мухи облепившие храмы-головы, своим гомоном, криком и смятеньем убивали все, что можно было у этого места убить. Солнце довершало работу - жаркими лучами подогревало и рассеивало над пространством царивший здесь туристический бедлам - и на жаре этот хаос казался вселенским.

Сегодня было пустыннее. Серое призадумавшееся небо мягко висело над миром. И купола храмов с выступающими на них огромными ликами Будд смотрелись под ним тихо и гармонично.
Ну здравствуй, - тихо говорю я Байону. - Давай я поброжу здесь еще. И если хочешь, расскажи мне что-нибудь о тишине.

Наверное, молчание - это ключ в тайную дверь Байона. Огромные лики будд недвижны в своей полуулыбке, полусмирении. Они застыли, как остров, на бурной реке, как слово, что незачем говорить, как время, что никуда не течет, как точка осознанности в самой глубокой медитации.




Наверное, смотреть на них нужно долго, ловя выраженья закрытых глаз, гадая, что за сны они видят каменные - сотен зим и сотен лет, в призрачном потоке времен.













Снова одеяния воинов - рубашки, как мне кажется, в цветочек. И даже каемку волнистую кое-где пустили. Хотя, может, это и обман зрения все..



Кхмерская империя (прародительница Камбоджи) много воевала с индуистским княжеством Чампа, живжим на юге Вьетнама. Столкновения на суше и на море искусно выведены в эпических фресках Байона.



Враги, то есть тямпы - жители княжества Чампа, свергнутые храбрыми кхмерами, с лодок падают в море, где их пожирают грозные рыбы. Такие вот сцены адских мук воинов-грешников нарисовали кхмерские художники-баталисты.


Чуть пониже - просто мирные сцены из жизни империи 12-го века - торговля продуктами на рынке, обсуждение сплетен, гадание по руке, выпивка в кабаках, продажа кур и много чего другого.













Голова храмов, как считают историки, похожа лицом на короля Кхмерской имеперии Джайавармана VII, жившем в XII веке и строившем храм Байон. Это он, слитый с образом Будды  милосердия Авалокитешварой, смотрел на своих подданных с десятков башен. И тем, кто молился здесь о мире, сразу должно было становиться ясным, кто есть защитник, спаситель и царь на земле.  Победивший соседей-соперников в многочисленных войнах и развивший свою империю до небывалого могущества, Джайаварман мог себе позволить такие архитектурные игры.







Так комплекс выглядит со стороны.






Лица по ощущениям напоминают стражей, которые неустанно следят за тобой. А скорее даже напоминают совесть, или, как я уже говорила, очень важную в буддийском мировоззрении категорию - осознанность (что ты делаешь, куда идешь, что происходит с тобой, как живешь, какие эмоции увлекают тебя в водоворот страстей и т.п.).


















Чтобы блоки галерей и наружных стен скрепить намертво, их соединяли сложной асимметричной кладкой - чтобы край камня выступал за край соседнего ряда.




Как всегда очень тонкая работа. Даже волосы на голове воинов, их проборы и стрижки тщательно вырезаны в камне.






Сфотографировалась с лицом Байона на память - и для масштаба, чтоб видно было, кто мы и кто они.

Камбоджа

Previous post Next post
Up