К вопросу о смешанном происхождении сарматов+савроматов из конца этого поста Миф об амазонках, вышедших замуж за скифов, отсылает к тезису античных авторов что кочевниками правят женщины. Так является миф о племени женщин-воительниц, повыходивших замуж за скифов ( не Тыргатай, а Тыргатао+ не зря Ахилла, случайно убившего возлюбленную Ипполиту (конноводительницу) похоронили на Змеином острове у скифских берегов -"предание о посмертной жизни Ахилла в Северном Причерноморье"). См про Ахилла, Ахура-Мазду и Сосруко тж здесь Этимология имени Соса В современной Кабардино- Балкарии выпустили книжку что в качестве женихов-скифов выступили предки адыгов-кабардинцев.В Ингушетии книга об отношениях с амазонками потом вышла. Но если: амазонки вообще то с обеих сторон Кавказа. Цитата:"амазонок - племя воинственных женщин - помещали сначала в Малой Азии на реке Термодонт, но уже при Геродоте их локализация сместилась в Северное Причерноморье, а Птолемей вынужден был размещать их у Северного океана." https://lants.ru/history/DRSZI/I.1.htm С учётом её критических замечаний по поводу источников NB: тезис Башкеева с 33-34-й о критичности идеологии необходимости воспроизводства общества с примером по легализации представлений о необязательности двуполого социума, и.д. интерес античных авторов к теме амазонок из-за легальности гомосексуализма? И где то античное общество? Сыро, может тупиковая мысль. Апдейт к последующему изложению: меоты или уж метеи-метеки могут относиться к древнегреческому "подвластные, имаемые, зависимые". Метанаспы как переселенцы в сочетании с языгами в бассейне Дона повод для размышления (ср с одноглазыми аримаспами) Матраха которая Таматарха-Тьмутаракань, страна Матиена из поста Тубал Тувал металлургия на Балканах и в Закавказье на ближневосточном направлении, а также Хаттуса-Матиак в Германии, хатто-хурриты и прочие носители земледелия и металлургии во взаимоотношениях со степняками, сарматские катафрактарии, и , если отделить мат от сар, вот они меоты-маеты (вспомним и метеков в Греции, метисы хоть не илоты) (Мизия, Мидия как-то...не то). И,если вернуться к этногруппе которая сейчас за Триполи в Ливии участвует в борьбе, то там же и местность-клан-аэропорт Ма(й)тега (в Бенгази кстати и черкесы есть, вспомним вариант самоназвания киргизов-кыркытов-черкисов "керен" и Киренаику). Посты про Царские-нецарские, Иерушалаим, Курды иберы казаки и тэдэ - связь Евразии через Кавказ, Ближний Восток и острова Средиземноморья с Северной Африкой Цитата Страбона (он родом с Боспора) о том, что хотя меоты и земледельцы, они не уступают воинственностью кочевникам. Адыгская версия нартского эпоса - нарты сами пашут землю, а коней добывают в набегах. Мотивы схожие с гомеровским эпосом (где малая азия и Кавказ присутствуют, на стороне Трои, но есть в Ахилле и мармидонянах черты от Медона,про которого записана З.Налоевым сказка у кабардинцев, с Аяксами тоже непросто - см про хурритскую-ханаанскую-месопотамскую мифологию с Эаком-Анаком и героями и богами, миф о прикованном на Кавказе Прометее (но гора Кабк есть и в Малой Азии) и аналоги с Насреном Бородатым в нартском эпосе (впрочем Насрен с семитского это не только обет что в контексте Прометея, но и орёл, что ситуацию переворачивает). Опять же Про- метеи. А его брат Атлас - см выше про Сев Африку). Эпизод с заворачиванием нарта Сосруко ( есть ли такое про сослана?) в шкуру коня, при этом его не могут пробить стрелами, при осаде некоего города откуда он с сыном Бадына пытался вывезти дочь правителя. Вот тебе и Троянский конь. Одиссей хоть и с Итаки, напоминает Эдессу, где уже во времена Мари и Угарита все встречались и обменивались Сосруко с одной стороны, сын пастуха с другой стороны Кубани, то есть степняка ( к вопросу о женитьбах), которого нарты в итоге прибили пущенным с горы острым колесом (память о боевых колесницах?). Он силён хитёр и коварен, он родился прожгя мать как уголёк и принимавший роды кузнец повелитель крови и руды Тлепш взял его щипцами. Закалённый в кузне Сосруко неуязвим, кроме бёдер, по которым острое колесо о проехалось, разрезав его пополам. Дальше с захоронением уже мотивы ворочается под землёй начинаются с обновлением природы и хозяйственным циклом в мифологическом круге, овцам трава, земледельцам пшеница. При этом составители греческих мифов видимо уже далеки были от металлургии, мама просто за пятки Ахилла в речку мокала. [К слову, если сравнить образ Сослана/Сосруко из разных версий нартского эпоса на Кавказе со сложенным вместе Одиссеем и Ахиллом то будет похоже, Одесса Черноморская и остров Змеиный]. С другой стороны Сосруко как Прометей добыл огонь (отобрал у металлургов секреты? Наладил производство?) и вытащил то ли у природы то ли у земледельцев рецепт хмельного напитка для ритуальных в том числе посиделок (санэ, нектар с амброзией, сома-хаома). Насчёт майотов-метеев - слово"металл"? +https://nash0l.livejournal.com/12898.html + https://nauka-pro.ru/tamanskij-poluostrov-v-drevnosti где на 11-й минуте Кияшко говорит о примерно совпадающем по времени движении с Балкан индоариев во фракийском контексте через Поднепровье и Крым на Таманский полуостров гряды (тогда это архипелаг был или нет?) и заселении микенской Греции (привет сходству мифологических сюжетов помимо малоазиатского коридора). С Балкан железо привезли а богатый сырьем регион Кавказа. Прим кстати тоже что то типа"красивых, светлых"означает, сравни с означенным выше и киренами-киргизами... Это в контексте имени светлых в конце этого поста https://nash0l.livejournal.com/34053.html А вот что могло предшествовать по мнению Кристиансена: движение с Кавказа на Балканы: "Несколько более поздняя версия майкопской культуры осуществила экспансию в степь и привела там к формированию ямной культуры и ПИЕ языков, которые распространялись главным образом на запад в течение начала третьего тысячелетия до Р. Хр., хотя сопутствующая восточная экспансия могла породить тохарский [про тохаров и металлургию-ср Тхаос на путях истории ; и если говорить про"фракийский контекст" вернувшихся переселившихся на Тамань - см выше+ то Фракия- Thracia, Фригия в Малой Азии- Thrygia; Thorax Фрикс был принесён на Кавказ к царю Ээту золотым овном, дочь Ээта Медея (сп с Медоном)помогла приплывшему на Ар-го Яс-ону справиться и с драконом, и с воинами, выросшими из посеянных драконовых зубов, имена и жизненные истории остальных аргонавтов сильно вплетаются в контекст перечисленных здесь в начале постов]. Дальше Кристиансен: "Реконструкция самого раннего ИЕ языка и его институций отвечает, пожалуй точно, археологическим материалам западной Евразии этого периода. Начальную ПИЕ фазу можно поместить в конец четвертого - начало третьего тысячелетия - она приходилась на экспансию ямной культуры из понтийских степей в Венгрию и сильно влияла на Балканы (включая северную Грецию) и северную Италию (Harrison and Heyd 2007, figs. 43 and 50). 3) В последних упомянутых регионах ПИЕ язык, согласно некоторым интерпретациям, позже стал прото-греческим и прото-италикским. Другие помещают это в гораздо более поздние даты - в бронзовый век начала второго тысячелетия, связывая это с экспансией колесниц. Однако многое говорит в пользу культурной и языковой связи Дуная с северной Италией (прото-италикский, продолжение в течение бронзового века), в Италии отразившейся в культуре Ремеделло. Позже в Северной Италии ощущалось и влияние колоколовидных кубков, формируя раннюю связь с прото-кельтским (Harrison and Heyd 2007, fig. 40). Язык италиков распространился по полуострову не позже XII века, когда 100 000 человек культуры Терра Маре оставили долину По великим исходом (Brea et al. 1997, fig. 445; Bietti Sestieri 2005, fig. 4)." Это к вопросу о связях всяких маятов-мазегов с индоевропейцами и их доиндоевропейскости. Он же полагает что индоевропейцы и палеокавказцы вместе двигали в Анатолию: "Середина и вторая половина четвертого тысячелетия - ПИЕ и хеттский. Формирование майкопской культуры с ее царскими курганами на Кавказе в течение середины и второй половины четвертого тысячелетия и ее экспансия как на север, в степь, так и на юг, в северную Анатолию, может, вероятно, быть связана с формированием ПИЕ на севере и раннего хеттского в северной Анатолии. Это подразумевает, что хеттский, вероятно, самый древний из ИЕ языков, отделившийся уже в течение середины и второй половины четвертого тысячелетия до Р. Хр. (Anthony 2007: 287 - 300)." http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=4402
Про напиток -санэ, сваны, виноградарство (род Занов?) Про параллели к сома-хаоме и иранским богатырям (аристократам-нартам)см того же Кристиансена: "После 2000 года до Р. Хр. развитие и экспансия новых социальных формаций и новых языков передвинулась в Восточную Евразию (рис. 14.7). Возникнув юго-восточнее Урала, экспансия военной аристократии, управляющей колесницами, на сей раз направлена на юг и восток. Свою завоевательную экспансию они направили к Месопотамии и основали царство Митанни, и через Среднюю Азию в Пакистан и Индию, где основали царства ранней ведической литературы. На своем пути они также заселили Иран (Hiebert 1998). Эта юго-восточная экспансия может быть надежно идентифицирована с экспансией индо-иранских языков. Соответствия между институциями и ритуалами ранней Ригведы и археологическими материалами культуры Синташты, которая позже трансформировалась в андроновскую, поразительны (Kuzmina 2001; 2007; Mallory 1998)." Про меотов-земледельцев и царей конников см кайзер и кентавры Про ойкумену Средиземноморья и скотоводов см здесь
Про Ифигению в Крыму, Рим, день гнева, марсиан-скотоводов и меотов-земледельцев, Митру и Майтейю см здесь По-баскски мужчина-воин-гиза Ещё: про Сосруко- дандарии на Кубани у Гекатея Милетского+, столица мол Сос, рядом псессы (Кубань у местных Псыж, см тж апсуа) Lungudunum во Франции и Англии, Лондон, Donnerкак гром Тор Таурус Таранис, дон вода река дун по-лакски и в других языках Дагестана дорога, путь (Дао-Тенгри), дуния в арабском- простертый мир, дин-религия, суд, данаи, даны, день, река day, нахр (и река и день по арабски) Ар и дун -светлый путь-Ариадна Дан-река или дорога, путь дарии- скотоводы (возможно знакомые с земледелием, см дари про просо), дыра и Дер'а как щит в Сирии топоним, Дарьял Дандарии как opposite Дарданелл (и дарданов?) Возвращаясь к амазонкам. Ama -zone Помимо мифологизированного матриархата в краях кочевников -"Очень характерно указание на наличие у арабов матриархата - Mulieres aiunt in eos regnare.26 Это сведение идет от очень древней традиции и уже не отвечает сведениям византийских источников доисламского периода."(Пигулевская)- стоит вспомнить сочетание с -м- как понятие о крае,земле, стране (см здесь где про Эдем), почве. Ойкумена - если эйку- это середина (света), то мена- познаваемое/работаемое пространство. Ама- вокруг середины света, по ее границам, дальше этой середины? Может ли быть, что амазеги и амазонки-это мужской и женский пол? Ама - окрест по земле зег-зон живущие, существующие, находящиеся. Ср Я-ма-то - пучина,почва активность, пространство объем. Ама-тэра(terra, ertz)-су... Также ама можно сопоставить с хтоническим женским началом См про умелых кефтиу В целом заны, занды, зенги, сваны (ср свеи суоми и сувары), дзики/джики (обр внимание на люди-зубы), кинаниты/киндиты и тд связаны видимо с границами с лесами и горами, ср Андреев: [Spoiler (click to open)]Веер значений бореального Gy-Xy- сложился из «распускающаяся почка дерева или куста», «прорастать», «обрастать», «(обрастающий) подбородок», «нижняя челюсть» (РИЕ лишь ^слетка «сместил центр тяжести этого набора сем, см. III главу): хант. СеГ-о «распускающаяся почка лиственного дерева», «прорастающий стебелек ягодного куста» (из *GyeXy-x-); арм. GE-I «росток», «стебель» (из *GyXy-el-); лтш. диал. ZE-iju. «распускаюсь», «прорастаю» (из *GyeXy-y-); фин. KeH-ittya «развиваться» (из *GyeXy-y-); гот. KE-inan «прорастать», «обрастать»^ (из *GyXy-y-); эвен. даГ «подбородок» (из *GyoXy-e); греч. GE-nys «подбородок» (из *GyXy-en-); сол. заГ-і «подбородок», «челюсть (нижняя)» (из *GyoXy-y-); лит. ZA-ndas «челюсть», «щека» (из *GyXy-n-); дрангл. CeA-fl «челюсть (нижняя)» (из *GyXy-p-); лит. ZE-beti «есть, хватая губами» (из *GyeXy-bh-).
Мжк, mjk, мзг -м и корпускулированная жизнь, ср мозаика Соон, зан, зиель душа, синдика-т, солнце и суждение (лучами освещение), (на)саждение, торговля, управление, распределение ресурсов, Синд полуостров? Геродот сообщает: «От торгового города борисфенитов (Ольвия), составляющего наиболее срединный пункт во всей приморской Скифии, первыми живут каллипиды, представляющие собой эллинов-скифов; выше их живет другой народ, именуемый алазонами. Как эти последние, так и каллипиды во всем ведут такой же образ жизни, как и скифы, но хлеб они сеют и употребляют в пищу, равно как лук, чеснок, чечевицу и просо. Над алазонами обитают скифы-пахари, сеющие хлеб не для собственного употребления в пищу, но для продажи» http://www.sno.pro1.ru/lib/lurie/15.htm