История авторского кино (моего) - 1

Feb 18, 2012 21:12

Вот прямо как это было. Мысли снять игровой фильм к 97-му меня посещали не раз, но я рассматривал их на какое-то будущее. Не важно далёкое или близкое, просто будущее. Но вот как-то мне приснился сон, как мы с другом, скорее всего Ромой Шемякиным, пришли к кому-то в госте, поднялись на лифте, его не оказалось дома, а заходя в лифт мы вспомнили, что не запомнили, не каком этаже вошли. И затем, сюжет сна строился именно на наших попытках выйти на нужном этаже.

Я сразу подумал, что снять фильм с таким сюжетом довольно просто. А потом решил, что сниму. Я ещё не знал, кто такие продюсеры, но к этому времени спродюссировал уже и снял три документалки: "Город в три имени", "М-ские истории" и "М-ские истории-2". делал это всё по наитию. В Е-бурге тогда ещё можно было, чтобы тебя научили работе телерепортёра, но никто не учил снимать документальное кино. Всё приходилось придумывать самому. Так же и с "Всемирно Известно Абсолютно Всё", а ведь он уже игровой.

Видимый успех первых трёх фильмов и невидимый их бюджет заставили руководителей канала дать мне на два съёмочных дня камеру Ikegami, чуть ли не самую профессиональную камеру во всём Екб в тот год. Обычно её вывозили только на коммерческие съёмки рекламы с самым опытным оператором. А снимать со мной радостно согласился Коля Старостин, тогда один из сучших операторов "4 канала" и просто хороший парень. Мы с ним дружили и старались на съёмки ездить вместе. Так часто, что секретарша Росселя, когда я входил в её кабинет с микрофоном руках, узнавала меня по моим стендапам и говорила: "О, Алексей Нарицин, Николай Старостин", - ведь так я представлялся в стендапах чаще всего.

Надо сказать, причём спасибо, всем, кто вместе со мной делал фильм. Видимо, в то время я был не хилым пассионарием, раз мне помогало столько людей. Мне кажется, никто из них не получил денег за эту работу (и получить не предполагал). Может монтажёру Ринату оплатили смену, а может и нет.

В общем дело завертелось. Но никакого сценария не было. Ничего из снятого не написано на бумаге, ведь просто придумывалось на месте. В начале, я знал три истории, про лифты, та что написана выше, про человека, которого преследует некто, угрожая, что знает о нём всё, и про двойственность мира.

Затем я поговорил с несколькими друзьями о том, чтобы они всё это и сыграли. Все радостно согласились. Первый съёмочный день мы потратили на истории "Неделя" и Версия Мироздания". Причём Неделя, конечно, была сложнее на порядок. Её сюжет надо было шлифовать и продумывать на месте, Коля в тот день не смог снимать, актёрский состав взбунтовался.

Сначала Ситников, отказался сниматься после того, как я описал ему, что в финале его персонажа убьют. Так и сказал: "Лёха, а чего это, меня убьют что-ли? Не, я тогда не буду сниматься!". Этот вопрос я решил, придумав седьмую сцену, которая называется "Воскресение", где Ситников воскрес. Это его вполне устроило.

Но бы ещё Мольман, который вечером перед съёмкой горячо радовался её планам, а утром не ответил на звонок. Мы прямо приехали к Мольману домой, колотили в дверь, и когда он открыл, я уговаривал его минут пятнадцать, а ему просто было неохото. Но уговорил.

Затем этот швейцарский нож! На съёмках последней сцены, где у героя в руке нож. Ножа никто не взял, хоть лопату, например, кто-то взял. Нашёлся швейцарский перочинный, который в концепцию убийства конечно вписывался, но чисто метафизически, а метафизики в фильме уже было навалом, не хватало чего-то настоящего. А тут ещё этот Мольман, который всё время ныл: "Может закончим уже съёмку, а!?". Но я настоял. Световой день осени на Урале вообще короток, а был он один.

Ужас поджидал меня в монтажке, когда мы с монтажёром Ринатом обнаружили, что забыли снять одни часы. Циферблат в каждой из частей был составным элементом сюжетной линии. Но я нашёл выход, мы сняли сами себя, монтирующих сцену, где не хватало часов. Часы были из монтажки.

День съёмки части "Свой этаж" выдался морозным. Может быть было минус пятнадцать. Спасало то, что действие происходило в подъезде. Выходы из него снимали просто проезжая на машине по району вокруг УПИ. И даже один из выходов УПИ использовали для саспиенса.

К счастью, Рома и Макс были не такими требовательными к роли актёрами, как Ситников и Мольман. И Старостин взял Икегами в руки. Правда звук пишется на радио петличку, причём одну. Второй в тот момент на "4канале" не было.

Примерно зная сюжет, лакейшены мы искали по ходу, какие понравятся, диалоги придумывали на месте, смотря по обстановке. В общем это просто были Мякиш и Макс Ким, какими бы они могли быть, если бы оказались в ситуации моего сна (а Рома Шемякин в том сне даже был). И Максу это даже что-то вроде памятника. Он погиб через год при странных обстоятельствах.

А вот дедушку, который сказал героям, что они позвонили не в ту квартиру, мы просто выловили на улице у подъезда, с мусорным ведром и попросили сняться у нас в фильме. Он не стал возражать и снялся. А сначала мы планировали просто имитировать нажатие звонка и снять первую попавшуюся дверь.

Оставался открытым финал истории. В сне никакого варианта финала не было. Я придумал его на месте и он всем понравился. И в общем, кольцо удалось. А сцена, когда кораблик качается на стене, в условиях невозможности компьютерной графики, была моментально решена операторским приёмом и последующим линейным монтажём.

Через две недели у меня в руках уже были смонтированные сцены, но без музыки и названия. Сначала Ситников на какой-то пьянке у себя в мастерской, в шуме Френка Заппы, двадцати мужских и женских голосов, в дыме сигарет и запахе водки, прокричал мне прямо в лицо: "Всемирно Известно Абсолютно Всё! Понял!", и я сразу понял и даже написал эти слова на какой-то наклейке от видеокассеты, потому что утреннее похмелье обещало быть точно.

А потом Богдан дал мне кассету группы "Девочка ничего не boysя", и прямо с той кассеты, по устной договорённости с другим уже Богданом (лидером группы), мы наложили музыку на сцены.

Графику сделал Андрей Зеленин. Тоже просто по просьбе. Мы даже знакомы были мало, но именно он уже делал графику к "М-ским историям и эту тоже сделал, причём быстро и именно так, как я его просил словами (даже термина техзадание я тогда не знал).

Перед тем, как ставить в эфир, программный директор Олег (он сейчас мой френд в Фэйсбуке, а кто сейчас не френд в фэйсбуке?) конечно посмотрел первый игровой фильм "4 канала", потом выловил меня в коридоре, оглянулся, не слышит ли нас кто, и спросил безо всякой иронии: "Алексей, я фильм конечно в эфир поставлю, но только скажи мне, а зачем ты это снял? Ты хотел кому-то что-то рассказать? (пауза) Ты хотел кому-то что-то доказать? (пауза) Ну а чего именно ты хотел?". Дальше пауза сплошная, я так ему и не ответил.

Через неделю после трансляции на адрес канала пришло письмо адресованное мне. Я вскрыл конверт. Писала девушка лет 25-ти. Писала о том, что случайно увидела "Всемирно Известно Абсолютно Всё" по "четвёрке" и это изменило её жизнь. Она уже никогда не будет такой, как раньше, за что мне большое спасибо.

А наверное самой клёвой рецензией были слова одной знакомой, что она с известным театральным режиссёром Блиновым пришла в гости к известному мультипликатору Золотухину (с которым я только начинал дружить) и он показал им этот фильм с ремаркой: "Смотрите, ведь эту у нас в Е-бурге снял парень!".

А последняя важная для меня рецензия была уже в Питере, когда мой коллега по местному НТВ Слава Гуляев, посмотрев кассету с фильмом, на мой вопрос, мол, ну как тебе, ответил: "Знаешь, Лёша, тут если оглянуться вокруг, то у каждого есть свой "Всемирно Известно Абсолютно Всё", а некоторые даже призы в Каннах получали". Я понял, что он прав абсолютно и с этой минуты перегорел желанием снимать авторское кино.

Я до сих пор не знаю, хороший это фильм или плохой. А тебе как?

Приятного просмотра.

image Click to view



П.С. - "Твойтруба", наконец, разрешает мне заливать что-то больше 2-х гигов и десяти минут. Наверное 80000 просмотров роликов делают тебя на этом видеохостинге эсквайром... Буду заливать свои старые фильмы и рассказывать о них, потому что смотреть их без рассказа уже не интересно.

Известно, Е-бург, кино, Всемирно, Екатеринбург, Ситников, Ким, Всё, Абсолютно, Россель, Мольман

Previous post Next post
Up