Эй, сорокалетние (+ -) журналисты, помните, ещё пятнадцать лет назад вас учили на семинарах BBC и Internews новостной повестке? Сколько вас было? Манана мне ещё шесть лет назад говорила на кофе-брейке очередного тренинга по программе TAСIS, или как это там правильно по-европейски? Манана мне Говорила следующее: "Я, Лёша, знаю почти каждого из шестидесяти тысяч в лицо". И я ей верил, потому что меня она узнавала эти последние 12 лет в любом городе, на любом мероприятии, просто встретившись глазами в невнятной толпе региональных редакторов и мелких политиков, приправленной парой телезвёзд и артистов. Манана встретив меня взглядам в толпе улыбалась и делая шаг навстречу говорила: "Здравствуй Алексей, а попадался я ей раз в три года в самом неожиданном для обоих месте.
Так вот. Англичане и американцы, профессионалы своего дела и просто весёлые парни и тётки, учили нас мастерству журналиста. Эти десятки тысяч за неделю семинара приобретали силу супергероя и начинали изрыгать из себя конвейером прекрасные репортажи в газетах, на радио, телеканалах и позже в сети.
А учили нас простым правилам. Ну типа, конечно ты должен показать сначала главное событие в своей стране, затем или значимую мировую новость или новость твоего города-области. А потом ещё, до кучи, Бантик - забавный или смешной сюжет из народной жизни. И самое главное, что нам объяснили, есть такие события, которые честный человек не должен скрывать, но если их кто-то скрывает, значит надо сделать достоянием общества попытку скрыть что-то, а ещё лучше - саму его тайну.
И вообще-то самым главным долгом журналиста, как во всём цивилизованном мире, было - критиковать власть. На семинарах нам так прямо и говорили: "Только вы можете спасти народ от произвола властей! Ваша обязанность, как журналиста, искать все случаи, когда власть не права и публиковать их".
Честно говоря, когда я неделю провёл на каком-то Карельском озере, научился сразу: писать тексты телерепортажей, снимать видео и монтировать с одного бетакама на другой, я вообще стал персонажем сериала "Герои", который правда сняли лет только через 15 после того, но именно подобные профессиональные способности дал мне первый семинар.
Одна была непонятка, я был неплохо знаком с председателем городского совета Свердловска-44, и даже один раз, когда ещё СССР только год как распалась, ездил с Москалёвым в одном "пазике" на картошку в Тарасково. Выкапывая под осенним моросящим дождём похеренные крестьянами клубни, мы рассказали друг другу массу анекдотов и просто поболтали. Он был меня старше раза в два-три, при этом оказался одним из самых интересных людей, которых я встретил в Новоуральске с момента своего рождения. За 22 года.
Я даже не знал, кто главнее он или председатель исполкома (мэром он стал через пару лет). Правда все они опасались начальника комбината. Он стал мэром через несколько лет. Или не он, а другой начальник комбината.
В общем, как-то ни к кому из них у меня претензии не было ни одной. Даже, как у журналиста.
Вот тот, кто сейчас готовит комментарий: "Хреновый ты журналист", - сам дурак. Реально. Я ещё не самый хреновый журналист. Я поменял массу работ, каналов, контор, городов, квартир, поездил по десятку-другому стран, которые посетил прямо на своё бабло, а не в однодневные командировки. Хоть в командировках тоже бывал.
Я не самый хреновый ещё и от-того, что отучился на нескольких таких семинарах и тренингах. Но уже на последних двух я внимательно относился к каждому предмету и старался отделять приёмы журналистики от указаний и команд, рассчитанных на самые простые рефлексы морали. А у нас эти рефлексы всегда были и будут простыми. Мы простодушная нация. Дикари по сути.
Глубоким регионалам из городков, где только что появилось какое-то городское или районное телевидение, внушали все то же самое что и мне. Но и Москвичам это тоже нехило инсталлировали. А потом появилось поколение регионалов бежавших со своих телеканалов. Ну они просто возвращались с семинара и начинали фигачить правду-матку (я только сегодня понимаю, что правды нет), за что их через неделю месяц нахер увольняли. Ну вот кто-то самый бойкий рвал в Москву, ну и ещё авантюристы типа меня, которым было тесно в принципе. А те, кого не поувольняли становились лучшими и обучали других журналистов. Тренерские амбиции и впитывались с первым семинаром, а к третьему оформлялись. Обучая местных журналистов тренеры естественно передавали им всю программу, а не только, как не "обрезать" камерой череп человеку, которого снимаешь.
Но настройка - "мочи любую свою власть" была, может, и не главной. Главным было то, что нужно было снимать любого человека, которого ты в чём-то подозреваешь, если особенно он чиновник, но и если он твой сосед. Да, и кстати, в маленьких городках людям о соседе даже интереснее. Вот чего хочет ваш зритель: знать что замышляет против него чиновник и видеть чем живёт сосед.
Ну, про регулярное подробное анкетирование студентов я тебе не буду напоминать, ты же помнишь какие там разные были вопросы.
Internews закрыли года три уже назад? Манана в эмиграции во Франции, хоть она всегда была гражданкой США, но у меня на симке всё ещё есть её семизначный номер. Я вот и стирать не думал и позвонить как то не собирался. А о чём можно поговорить с человеком, который узнаёт тебя с первого взгляда?
И только попробуйте, скажите, что я ренегат, отступник, что-то придумал или у меня паранойя. Просто знайте своё место. То, на которое вы опираетесь. Почти все, кто старше 30-ти и занимается журналистикой.
Так чего же ты хотел? Это что, "Программа Максимум" залезла в частную жизнь? Да ты сам делал такую программумаксимум уже лет пятнадцать, только не так креативно и лаконично, как Картозия. И делал её про всех, чиновников и соседей. Про всех. Ты и подозреваешь всех.
Николай Картозия - как Борхес в сравнении с этой размазнёй Кортасаром. А Маркес твой - Парфёнов.
Но всё это декаданс, как и сам ты со всей журналистской этикой. А нужен был со всеми своими профессиональными знаниями для изготовления гражданской войны. Кто прав: белые или красные? Да они ещё недавно были одни и те же люди. И никого на столбах вешать не собирались. "Что за бред!?", - картинно взмахивали они руками...
П.С. - У меня, кстати, ни одной претензии, ни к одному пиарщику. Они как адвокаты (хороший современный каламбур), честно работают на того, кто платит, и не пытаются его укусить или сожрать. Ну разве только кинет с гонораром крупным, тогда, да. Тогда, пожалуйста, но с удовольствием и юмором.
Вот всё, что я могу сказать коллегам. Ну и ещё, я не за белых, не за красных. Ещё недавно мы были одинаковы. Где тут белые и красные? Кто из них заблуждается и кого "мы повесим завтра на столбах"?