Четыре буддийские благородные истины в современном понимании

Dec 09, 2016 08:48

Вчерашний постинг о буддийском страдании, которое современным языком называется стресс, подтолкнул меня таким же образом подумать над переводом на современный язык остальных буддийских понятий, которые для людей не в теме обычно звучат как магические заклинания.

Первая благородная истина о том, что всё есть страдание, означает, что мы по самой своей человеческой сути энергетически неизбежно вовлечены во взаимодействие с окружающим миром на основе полярностей, создающих всю энергетическую динамику проявленной жизни. Что угодно может вызвать у нас стресс от самого маленького напряжения до полной жизненной катастрофы.
Эмоции - вот главное проявление стресса. Совершенно не важно, положительные они или отрицательные.

Положительные эмоции - это наши личные ресурсы, которые мы вкладываем в то, что рассчитываем сделать частью собственной энергетики. Любя, мы рассчитываем на взаимность. Оказывая дружескую поддержку, вкладываемся в энергетику дружеского союза, от которого в будущем сами ожидаем поддержку и хотя бы чувство собственного благородства. Любим своих детей, потому что они - наша экстериоризированная часть. Любим домашних животных, потому что получаем от них взаимные положительные эмоции. И вот когда носитель частички нашей души (а эмоции - это энергия нашей души) ведёт себя не так, как нам хочется, уходит или умирает, то вот тут и начинается опять страдание-стресс, пока не вернёшь себе отданные частички души (некоторым помогает месть), либо пока сам себе окончательно не отрежешь то, что ушло из-под контроля и больше не щекочет приятно.

И всё дело именно в нашей природе, а не в объективной стрессогенности какого-то фактора. Кому-то табачный дым - противная вонь, а кому-то - долгожданное расслабление. Кому-то видеть страдания других - как самому страдать, а кому-то - в удовольствие. Кому-то слушать классическую музыку - это испытать духовный оргазм, а кому-то физически больно от этой тягомотины. Кому-то жить в России - высшее счастье, а кому-то - проклятие. Одним иметь много детей - самая заветная мечта, а другим - это как пожизненный срок в колонии для несовершеннолетних. Одним попасть в тюрьму - хуже быть не может, а другим - отличный способ попасть в условия, где есть все возможности практиковать продвинутые духовные аскезы, которые не идут на свободе. Одним смерть - самое ужасное, что может только случиться, а другим - долгожданное освобождение или начало путешествия. Получать удовольствие теоретически можно от боли, насилия, болезней, унижений, холода и сырого лука. И страдать можно от благополучной жизни, от высокой должности, от богатства, от смазливой внешности, от жары и от шоколада.



Вторая благородная истина - о том, что у страдания есть причина. В принципе, то же самое, что и первая. Если есть стресс, есть и то, что его вызывает, и то, что внутри нас реагирует на это. Из каких соображений реагирует - это уже обусловлено конкретной ситуацией. Обычно главными поршнями реакций являются желание изменений и желание стабильности, желание удовольствия и желание отсутствия стресса, желание жизни и желание смерти. По сути все эти формулировки - синонимы для энергетических процессов притяжения и отторжения.

Третья и четвёртая благородные истины утверждают, что освободиться от страданий, то есть от стресса, можно при помощи восьмеричного пути.

И вот тут, в принципе, для разукрашивания восьмеричного пути уже можно выбирать себе любую религиозную или эзотерическую мифологию и натягивать её на свои культурно-исторические реалии. При этом для пущего эффекта надо проследить, чтобы не самого себя на мифологию натягивать, а её - на себя. А что из того, что мы называем собой, на самом деле является нами, и что - наносное, выяснится лишь в процессе прохождения восьмеричного пути. В начале просто важно помнить, что все мифологии и религиозные системы - это хрестоматии личного гнозиса других людей, полученного в конкретных культурно-исторических реалиях. То есть писались они тараканами людей, живущих в далёком прошлом и имеющих иное мышление, жизненный уклад и набор ценностей. Зачем подсаживать себе древних незнакомых тараканов, которым на вас наплевать, если можно договориться со своими, которые напрямую заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве с вами?

Так что во имя мира и психического здоровья, симпатичные древние мифологии, если уж очень тянет, лучше использовать символически, а не буквально, перенося всю их символику на современную реальность и просеивая на предмет соответствия здравому смыслу. И да помогут тут Хугин и Мунин!



мифология, энергия, религия, буддизм

Previous post Next post
Up