Буддийский восьмеричный путь в современном понимании

Dec 10, 2016 08:17

Буддийский восьмеричный путь в его каноничной форме с определённой точки зрения является одной из разновидностей местечкового криминального и этического кодекса и суеверий, так что фанатичное бездумное следование ему избавляет от факторов стресса лишь частично, а может добавить и новые. Как я отдельно отметила в предыдущем постинге, принимать старинную мифологию следует осторожно и с полным пониманием, какую роль играет каждый её элемент.

Фактически избавление от страданий/стресса должно быть следованием пути духовно-магического развития вообще, который включает в себя энергетическое отсоединение от окружающего мира. Отсоединение не с целью «плохие вы, уйду я от вас», а с целью выйти из пассивного следования потокам, когда они тобой управляют, и перейти на уровень активного управления потоками. То есть кроулианское «I will», наработка магической воли, магической Силы.
Или же, если говорить совсем простым языком, то перестать быть ребёнком, с которым жизнь случается, и стать наконец взрослым, который сам живёт свою жизнь.

Это знали ещё первые гностики, а, значит, сия мудрость идёт со времён намного раньше нашей эры: В тот же день он увидел человека, работавшего в субботу, и он сказал ему: "Человек! Если ты знаешь, что делаешь, ты благословен, но, если не знаешь, ты проклят как преступивший закон."

Чтобы не обрести себе ещё стрессов от несоблюдения субботы, от поедания мяса, от непрочитанных молитв, от чувства вожделения, желания жены ближнего и от прочих некошерных естественных импульсовь или стечения обстоятельств, то необходимо понимать, для чего соблюдается суббота, посты, аскезы, подавляются желания, вырабатывается смирение и читаются молитвы. Как в магическом ритуале важно понимать, какую роль играет каждый предмет на алтаре, каждое слово и каждое действие мага, так и в любой религии все специфические действия, создающие закон этой религии, являются по сути ритуалами. Если ты знаешь символику всего, то пропуск какого-то одного элемента или несоблюдение какой-то формальности или последовательности не становится для тебя проклятием, не создаёт стресса/страдания, т.к. видится ценность и роль отдельного элемента, формальности или последовательности в общей картине.

Ведь это как ходить в спортивный зал с целью накачать мышцы (похудение тут не самый лучший пример, т.к. в большинстве случаев процесс отягощён огромным чувством вины из-за нарушений и отчаяния из-за медленной скорости процесса). Изначально ты даёшь себе установку на дисциплину: буду заниматься каждый день и делать такой-то набор упражнений со столькими-то подходами. Но если вдруг по какой-то причине эту дисциплину временно соблюсти не удаётся, это должно восприниматься максимум лишь как отсрочка, а не как антагонистичная сущность, которая навлечёт на тебя наказание.

Итак, восьмеричный путь обычно делят на 3 блока: мудрость, нравственность и духовная дисциплина.

Блок мудрости состоит из правильного воззрения и намерения.

Воззрение - это ясное понимание упомянутых в прошлом постинге четырёх благородных истин о происхождении и снятии стресса.

Намерение - это принятое решение начать работать над стрессом в своей жизни, намерение следовать дисциплине. Это подразумевает устранение стресса из своего поля, включая неперекладывание его на всех окружающих тебя людей. В теории буддизма это подаётся под термином "любовь". Типа, если есть любовь, тогда другим другим не сбросишь то, что доставляет стресс тебе. В даосизме это называется "золотое правило". То есть не делай другим того, чего не хочешь сам для себя. Если сбрасывать свои проблемы и всю ответственность на окружающих, перекидывая стресс на них, то это неправильное намерение, т.к. стресс никуда не уйдёт, а просто поменяет носителя и в конечном итоге вернётся за счёт чего-нибудь другого, завязанного именно на людях, на которых был перекинут стресс. Правильное намерение - это брать на себя ту ответственность, которая нам принадлежит, но не стрессовать по её поводу, вырабатывать в себе пофигизм.



Блок нравственности включает в себя речь, поведение и образ жизни. В принципе, если на уровне намерения решение принято серьёзно, то тут всё само себя регулирует со временем. Блок нравственности - это лишь конкретное выражение на практике принятого решения прокачивать пофигизм.

В речи рекомендуют не врать, не ссорить и не ссориться, не распускать слухи, не грубить и говорить только по делу. Если это получается, то можно подключить модуль добрых слов и вежливости. Говорить то, что людям слышать приятно и что одновременно идёт им и тебе на пользу, то есть без подлизывания и двуличия. Вообще я заметила, что бытовые разговоры между людьми становятся зачастую лишними и бессмысленными, если начинаешь соблюдать эти правила. Реально говорить становится не о чем, так чтобы не сплетничать и не кормить своих тараканов. И вот тут приходится учиться слушать.

В поведении рекомендуют не убивать, не воровать и воздержаться от иных проявлений некорректного поведения. Отдельным группам людей ещё советуют воздержаться от распутства и пьянства. Это правило вводилось в качестве местечкового закона, где в этом смысле совсем всё плохо было, а также озвучивалось для тех, кто собирался идти по пути магического развития.

В образе жизни рекомендуют не практиковать деятельность, которая доставляет страдания другим живым существам, то есть от чего напрямую страдают животные и люди. Сюда же входит запрет на производство оружия, мяса, алкоголя и одурманивающих веществ, а также запрет на виды деятельности, связанные с обманом, нечестным накоплением богатств и мошенничеством. Здесь упомянуты гадания, но, думаю, имеется в виду именно то гадание, где гадатель не имеет связи с духами и намерения помочь, а лишь гадает ради денег, намеренно обманывая клиента.

Фактически, образ жизни должен быть таков, чтобы не создавать мини-эгрегоры иллюзий и привязок для других людей. Производством оружия способствуешь войне, а война - это кормление ЧСВ большого количества людей. Производство алкоголя и наркотиков аналогично большей частью служит злоупотреблению, а значит, кормлению внешних агрессивных сущностей. Виды деятельности, связанные с нелегальными накоплениями материальных средств, также питают агрессивные эгрегоры. Гадания, если на них просто даётся клиенту информация, оставляя его в пассивной роли, также способствуют либо обману со стороны гадателя, либо пребыванию в иллюзии со стороны клиента. Логически выходит, что гадания, на которых клиент прокачивает себе понимание ситуации и находит помощь в принятии решений, не запрещены.

В общем, как пока видно, эти два блока очерчивают большей частью обычный здравый смысл. Если мы эти элементарные правила будем применять по умолчанию, то будет хорошая база для того, чтобы идти дальше.



Хотела тут отдельно про мясо и алкоголь сказать. Но получилось столько текста, что вынесу это в отдельный постинг.

Отдельные источники также рекомендуют отказ от излишеств, богатства и роскоши. Здесь тоже самый обычный здравый смысл. Если не гонишься за модой и накоплением богатств, если не меряешься пиписьками, карьерными достижениями, фигурой, количеством детей, дипломов, наград, лайков и прочих символов статуса в искусственной и преходящей пирамиде человеческих ценностей, то из жизни исчезает бóльшая часть стресса. Ни с кем себя больше не сравниваешь, не стремишься к искусственным ценностям и не своим целям, избавляешься ото всех навязанных социумом интроектов. Начинаешь заниматься тем, чем хочешь заниматься сам, а не пашешь на следующий айфон, ипотеку или пластическую операцию.

Одним волевым решением так себе переменить ценности очень мало у кого получается. Многие адепты даже через годы практики будут неосознанно ожидать восхищения, одобрения и согласия с ними окружающих; будут некомфортно себя чувствовать в ситуации сравнения с менее духовными, но более успешными собратьями; будут ждать лайков и комментариев к их опусам и мудрым мыслям; будут примерять на себя образ гур и ждать толп последователей. Отвязка от социальных эгрегоров - это долгий путь.

Рабство не исчезло. Сейчас практически все официально свободные люди являются рабами вещей, статусов и мнений. Рабами информации.

Первая истина - информация везде
Вторая истина - информация управляет нами
Третья истина - можно научиться управлять информацией
Четвёртая истина - управлять информацией можно, ступив на восьмеричный путь

Не зря символом этого пути является руль. Если постоянно отвлекаться на лайки, шмотки, айфоны и статус, то рулить будет невозможно. Будешь бегать по кораблю и собирать блестящие штуки, пока судно не окончит свои дни естественным образом.



А вот если наплюёшь на всё, кроме Пути и встанешь за руль, тогда появляется шанс приплыть в какое-нибудь более интересное место. А вот как найти дорогу и править, говорит третий блок восьмеричного пути - духовная дисциплина, состоящая из усилия, памятования и сосредоточения. Эти элементы разберу в другой раз.

психология, религия, буддизм

Previous post Next post
Up