Убыточность ГУЛАГа и низкая производительность принудительного труда.

Sep 01, 2019 22:30




1929 год Джугашвили назвал «годом великого перелома», а в 1930 году начинает действовать ГУЛАГ. Страна перешла к мобилизационной модели индустриализации. И начинается формирование миллионного отряда людей, которых можно перекидывать с одного объекта на другой без заботы об их благополучии, здоровьи, условиях жизни; заселить их в бараки, не особенно беспокоиться, как они одеты, в чём выходят на работу. Можно сказать, что система ГУЛАГа «вписывалась» в ту мобилизационную, форсированную модель советской индустриализации, которая была инициирована большевицким руководством в конце 1920-х годов и предполагала масштабное использование принудительного труда.

Конечно, трудно сравнивать принудительный труд в ГУЛАГе и, например, на рабовладельческих плантациях в США в середине XIX века. Исторические реалии слишком разные. Но американских рабов хозяин покупал на рынке, и платил довольно дорого. Заинтересован ли рабовладелец в том, чтобы сделать из него доходягу? Вряд ли. Он купил раба, чтобы тот был в работоспособном состоянии. Рабы жили в своих хижинах. У них могли быть семьи. В этом плане, конечно, сравнение не в пользу ГУЛАГа.
       Нужен ли был ГУЛАГ для развития советской промышленности, какова была его истинная роль, был ли это становой хребет индустриализации или нет?
       Доля ГУЛАГа в экономике, в валовом внутреннем продукте СССР не превышала в целом 2−3%. Есть общепринятый тезис о том, что принудительный труд менее эффективен, чем свободный труд. Изначальная задача стояла так: ГУЛАГ должен быть на самообеспечении. То есть бюджетные затраты на функционирование ГУЛАГа должны покрываться полностью его экономической деятельностью и приносить еще и прибыль. Надо сказать, что уже в 1930-х годах, а особенно после войны руководство ГУЛАГа сообщало: «Мы не можем решить эту задачу!» В архиве сохранилось немало писем начальства ГУЛАГа большевицкой верхушке с просьбой снять принцип самоокупаемости в силу его невыполнимости. Руководство ГУЛАГа давало оценки: у нас «низкая производительность труда, примерно 40% по сравнению с трудом вольнонаёмных». При этом нужно учитывать, что производительность труда вольнонаёмных в СССР в сравнении с аналогичным показателем развитых капиталистических стран была итак невысока (30% от производительности труда в США в 1950 году).
       В этой связи с конца 1940-х годов переписка руководителей ГУЛАГа с вышестоящими инстанциями содержит выраженный мотив: «Дайте нам возможность ввести зарплату для заключенных, иначе мы не выполним план - ввиду недостаточной мотивации их труда». И вот в 1949 году на нескольких объектах ГУЛАГа экспериментально вводится зарплата, а затем с 1951 года она вводится во всех лагерях, и это даёт некоторый прирост производительности труда. Весьма интересный эксперимент. Он показывает, что даже в условиях неограниченного принуждения нельзя добиться эффективного труда. Придётся вводить материальные стимулы. Поэтому их и ввели. Последние годы ГУЛАГа прошли в условиях выплаты зарплат заключенным. Конечно, они были мизерными и не покрывали минимальных человеческих потребностей.

Наиболее информативным является архив ГУЛАГа. Он хранится в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФе). Это миллионы страниц документов. ГУЛАГ имел очень пунктуальную систему документации и фиксирования всей своей деятельности. Это практически ежедневный поток приказов, директив и циркуляров. Его можно подробно изучать. Что здесь ценно? Ужасающие цифры и факты взяты не из художественных произведений. Это отчётная документация руководства ГУЛАГа.

Из этих архивов можно вполне достоверно делать вывод о том, какой была динамика численности заключенных с самого начала строительства ГУЛАГа в 1930 году и до окончания в 1960 году. Хотя реально в 1953 году со смертью Джугашвили ГУЛАГ уже резко сдал по всем параметрам. Можно увидеть, что в максимуме количество заключенных превышало 2,5 миллиона. В отчетном документе ГУЛАГа за 1940 год указано, что к 1940 году через ГУЛАГ прошли в общей сложности 8 млн человек. Оценка общей численности заключенных к концу 1950-х годов - около 18 миллионов, т.е. 15% граждан СССР. Оценки варьируют в пределах от 16 до 18 миллионов. Но уже можно достоверно говорить о масштабе этого явления. Доля политзаключенных менялась на этом 30-летнем отрезке, достигая в среднем 30−35%. Однако не надо думать, что остальные были уголовниками. Гораздо больше было тех, кого репрессировали за «хозяйственные преступления», по «закону о трех колосках» и т.д.
       Работа с документами по ГУЛАГу - психологически нелёгкое занятие, особенно когда речь идёт о безчеловечном обращении с заключенными ГУЛАГа. В лагерной практике бывали настолько вопиющие случаи, что даже начальство ГУЛАГа из Москвы посылало комиссию проверять, что произошло. В целом, в ГУЛАГе 1,6 млн заключённых умерли, отбывая срок (в их числе не учтены фиктивно «освобождённые» непосредственно перед смертью, для улучшения статистики).
       Однако Джугашвили был уверен: система должна сохраняться. Именно его смерть повлекла сокращение ГУЛАГа. Прошла знаменитая амнистия. Около миллиона человек было выпущено из тюрем и лагерей. Неэффективность системы принудительного труда была понятна многим, начиная с Берии и кончая низовым звеном лагерной администрации. Эта система начала сворачиваться со дня смерти Джугашвили.

За четверть века «сталинского правления» сформировалось представление, что непрерывная мобилизация с её принудительными мерами, подавлением структур гражданского общества - это и есть «наш путь». Как будто сейчас стоит ввести лагеря - и вся коррупция закончится.

К сожалению, такие представления тормозят развитие страны по эффективному пути, создают одну из главных проблем нашего общества. Но эта тема требует отдельного обсуждения.

Замечу, что предыдущая фаза индустриализации, проходившая в дореволюционной России, была достаточно успешной. В течение четверти века - до первой мировой войны - Российская Империя сделала мощный промышленный рывок. Однако на этой фазе принудительный труд практически не применялся, уровень жизни широких слоёв населения страны не понижался. ©

смертность, плановое хозяйство, демография, тоталитаризм, Сталин, принудительный труд, Сосо Бесович Джугашвили, СССР, оплата труда, плановая экономика, индустриализация, ГУЛАГ

Previous post Next post
Up