История одной песни: "La Canaille" ("Чернь")

Nov 03, 2016 19:20

Продолжаем изучать историю старой французской революционной песни :)
Вот еще одна известная песня, появившаяся впервые в 1865 году (по другим данным, в 1863 году). Автор слов - Алексис Бувье, музыка - Жозеф Дарсье

Поет Франческа Солльвилль:

image Click to view



Оригинал текста, например, здесь: http://www.collectif-smolny.org/article.php3?id_article=1117

Первоначальное название песни - "La Chanson des gueux" (Песня оборванцев/босяков/нищих), позднее получила название "La Canaille" (по строчке припева) - я вот так и не решила, как правильно передать по-русски это слово в данном контексте: чернь? сброд? быдло?


Подстрочный перевод

В старом французском городе
Существует железная раса;
Души которой подобны горнилу
Закалившему в огне ее плоть.
Все ее сыновья рождаются на соломе,
Вместо дворцов у них лишь трущобы…
Это чернь!
Ну да! Я такой!

Это не каторжник;
Это честный человек, руки которого
Зарабатывают пером или молотом
В поте лица свой кусок хлеба.
Наконец, это отец, который работает
Целыми днями и порой ночами
Это чернь!
Ну да! Я такой!

Это художник, это богема,
Тот, кто без ужина рифмует мечты,
Сонет той, которую любит,
Обманывая желудок сердцем.
В кредит он пьет,
Живет и одевается.
Это чернь!
Ну да! Я такой!

Это человек с землистым лицом,
Тощий телом, подслеповат,
С железным ломом в нервной руке,
Который появляется неизвестно откуда
Всегда с настроем над вами глумиться,
И смеется над вашим презрением…
Это чернь!
Ну да! Я такой!

Это ребенок, судьба которого
Вынуждает его сбросить свои лохмотья,
Когда звучат его двадцать лет,
Чтобы вступить в наши ряды
Пушечного мяса для битв,
Всегда он погибает без крика...
Это чернь!
Ну да! Я такой!

Они напевали Марсельезу,
Наши отцы, старые бродяги,
Атакуя в девяносто третьем
Крепости, пушки которых
Защищали старые стены…
Так что трусы потом сказали:
«Это чернь!»
Ну да! Я такой!

Одни работают пером,
Теряя волосы на голове,
Другие бьют молотом по наковальне
И напиваются, чтобы быть счастливыми.
Потому что нищета держит их в тисках,
Заставляя кровоточить их исхудалые бока
Это чернь!
Ну да! Я такой!

Наконец, это огромная армия,
Одетая в тряпье, в деревянных сабо,
Но сегодня старая Франция,
Призывает ее под свои знамена.
Их увидят под картечью,
И они скажут своим врагам:
«Это чернь!»
Ну да! Я скажу!

Рассказ об авторах песни следует начать с Алексиса Бувье.
Он родился в семье рабочего и начал свою трудовую жизнь гравером по бронзе, одновременно пытаясь пополнить свое образование. Вскоре у юноши обнаружились литературные таланты. Его первые работы - небольшие рассказы со сценками из жизни парижских улиц, затем он начинает писать песни и оперетты для театров и кабаре.
Некоторые его песенки быстро обрели популярность, такие как «Три письма моряка» и др.
С 1863 года он начал сотрудничать с газетой «Фигаро» - реализм был в моде, и Алексис Бувье пишет для газеты драматические рассказы о жизни социальных низов, всех несчастных и отвергнутых, к которым он сам принадлежит. Хотя в это время он уже неплохо зарабатывал, но любил напоминать о своем плебейском происхождении, которое служило ему для иллюстрации его рассказов. Около 1865 года он написал слова песни «La Canaille”, которая чуть позже получила известность в исполнении Розы Борда (о которой см.ниже).



Алексис Бувье (Alexis Bouvier), французский писатель, поэт-песенник и драматический актер (1836-1892)

Через некоторое время «певец черни», чтобы пополнить свои доходы, основал успешное торговое заведение по производству лимонада. Одновременно он пишет свой первый роман-фельетон. Когда через некоторое время читателям «Фигаро» надоели его трагические публикации, Бувье начал сотрудничать с различными издательствами, выпуская бесчисленные бульварные романы, целые сериалы по цене 5 сантимов за книгу в мягкой обложке (это очень дешево по тем временам). Плодовитый автор, он и в этой области познал успех: порой он успевал выпустить по три новых романа в год.
В 1888 году после инсульта он потерял частично память и речь и не мог больше работать. Его финансовое положение сразу пошатнулось. Друзья-художники организовали аукцион картин в его пользу, но это уже не помогло: в 1892 году последовал второй (фатальный) удар. Бувье похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Далее следует рассказать о композиторе.
Жозеф Лемэр родился в Париже в 1819 году. Свою артистическую карьеру он начал в 1842 году, выступая в пригородных театрах братьев Севест в амплуа героев-любовников. Однако его карьера как драматического актера по-настоящему не сложилась, к этому времени у него обнаружился певческий талант и он начал брать уроки вокала и гармонии. Через несколько лет он разорвал контракт с братьями Севест и в 1846 году поступил певцом в театр комической оперы (l'Opéra-Comique), куда еще раньше поступила его старшая сестра. Здесь он взял себе сценический псевдоним Дарсье.



Жозеф Дарсье (Лемэр) (1819-1883), французский певец, музыкант, композитор, театральный актер

Вскоре он начал не только петь, но и писать музыку к песням, а также давать частные уроки. Однако богатства певец и композитор не достиг: вел довольно разгульную жизнь типичного представителя богемы, часто обходился без жилья и ночевал по очереди у различных приятелей и скрывал под широким пальто многие недостатки своего гардероба. После он начал петь не только в опере, но и в различных кафе и варьете и здесь наконец-то добился серьезного успеха: его многочисленные песни на слова разных поэтов стали популярны. Его начинают приглашать в различные кабаре и театры, в числе прочего он поет в опереттах Оффенбаха, выступает в казино «Пале-Рояль», в театре Бомарше и др. Но главное - пишет музыку к бесчисленным песням на слова всех известных поэтов-песенников того времени (в том числе на слова Бувье, на слова уже упоминавшегося Жана-Батиста Клемана и др.).
Кроме песен, плодовитый автор написал минимум две оперетты «Жаклин» и «Ночь поцелуев», давал уроки вокала, ежедневно проводил минимум четыре часа за фортепиано. Его работоспособность была колоссальна. В 1881 году в возрасте 62 лет он оставил сцену и умер два года спустя.

Ну и наконец здесь следует рассказать о первой исполнительнице песни - Розе (Розалии) Борда.
Она родилась в семье, традиционно придерживавшейся якобинских взглядов. В детстве она впервые услышала, как ее дед поет «Марсельезу» - в то время запрещенную песню. В маленьком городке семья держала «красное кафе», где собирались молодые поэты, якобинцы и вообще оппозиционная интеллигенция. Здесь Розали дебютировала в роли исполнительницы популярных песен. Здесь же она вышла замуж за молодого музыканта по фамилии Борда. Молодая семья вскоре уехала из провинции ради более крупных городов: Розали с мужем пели то в Марселе, то в Лионе в различных кабаре, где Розали завоевала популярность среди оппозиционных кругов Второй империи и славу «республиканской Марианны». В 1870 году, незадолго до падения Второй империи, Розали приехала покорять Париж своим искусством. Здесь она быстро завоевала популярность, впервые исполнив “La Canaille” на панихиде после убийства журналиста Виктора Нуара. Молодой журналист Виктор Нуар, сотрудник крупнейшей оппозиционной газеты «Марсельеза», был убит принцем Пьером Наполеоном Бонапартом, племянником императора. Скандальное убийство вылилось в крупнейшую политическую демонстрацию противников режима Второй империи. После начала франко-прусской войны Розали на одном из митингов впервые после многолетнего перерыва публично исполнила «Марсельезу», которая до этого была запрещена.



Розали Борда (урожденная Мартен), французская певица и актриса (1840-1901)

В дни Парижской коммуны она участвовала в публичных концертах, которые проходили во Дворце Тюильри с 6 по 21 мая в пользу раненых бойцов Национальной гвардии, вместе с выдающейся трагической актрисой Агар. Эффектно одетая в белую тунику, Роза Борда вновь пела “La Canaille”, и при этом медленно развевала вокруг себя красный флаг, в который под конец заворачивалась. Последний концерт был дан поздно вечером 21 мая. Конферансье, объявляя номер, объявил со сцены: «Граждане, Тьер давно заявил о том, что войдет в Париж. Он не вошел и не войдет. Приглашаем вас на следующий концерт здесь же через неделю» - как раз в это самое время версальцы входили в Париж через оставленные без охраны ворота.

После поражения Коммуны ее не арестовали, но ее сценическая карьера была разрушена. Ее ославили как «музу поджигателей» и уволили из театра, где она ранее пела. Вернуться к выступлениям она смогла только через несколько лет, когда страсти улеглись. Последние годы своей жизни она провела в Алжире и вернулась в родную деревню только накануне смерти в 1901 году, там и была похоронена.

Песня «La Canaille” не утратила своей популярности и после XIX века. Уже в двадцатом веке ее неоднократно исполняли и записывали разные исполнители. Вот эта запись относится к 1930-м годам (поет Пьер Сюжер):

image Click to view



Одна из ярких записей сделана французским певцом-анархистом Марком Ожере, его диск «Autour de la Commune» («Вокруг Коммуны») был записан как раз во время революционных событий 1968 года.

Запись Марка Ожере с диска «Вокруг Коммуны»

image Click to view



Ну и, как обычно, еще несколько записей, доказывающих, что песня не умерла.
Современная рок-обработка (группа «Les amis de ta femme», 2003 год)

image Click to view



И еще одна рок-версия (группа так и называется - “La canaille”, 2013 год)

image Click to view

песни, Франция, музыка, Парижская коммуна

Previous post Next post
Up