Вернувшись к Галичу из тупика, мы повернули на восток. На Киров идет дорога, которую всё никак не могут достроить; есть на ней очень плохие участки (между Галичем и Буем, к примеру), есть так себе, а встречаются если и не отличные, то качеством заметно выше среднего. Несколько лет назад мы возвращались по ней из Пермского края, доехав от Кирова до Шарьи и затем уйдя на Нижний; в этот раз интересовал сравнительно небольшой и пока незнакомый отрезок трассы - судя по отзывам очевидцев, он не должен был доставить никаких неприятностей.
Немного отвлекусь от сюжета рассказа. Дорожная тема занимала меня с детства, я обожала рассматривать карты и искать пути из пункта А в пункт Б (хотя школьную географию, как ни странно, не любила). Еще сильней будоражили воображение старинные тракты - я и сейчас могу долго вычислять их на картах, а потом пытаться найти следы исчезнувших дорог на местности.
Дороги рождаются, образуют новые ответвления и умирают, когда их перестают использовать, а потом возникают в другом месте. Дорога как живой организм - захватывающая идея! К чему это я? А к тому, что лет пятьсот назад из Москвы на Вятку ездили иначе. Если мы катили по сносному асфальту параллельно железной дороге, то прежний путь вел из Галича через Парфеньево на Кологрив, а оттуда уже на край света в вятско-пермские дебри.
В Парфеньево хотелось заглянуть давно, несмотря на отсутствие в селе выдающихся архитектурных памятников - просто потому, что в верховьях реки Неи когда-то существовала крепость, прикрывавшая с востока Галич Мерьский. Поскольку первую половину дня мы провели в зашугомских лесах (о чем рассказывалось в
первой части), до Парфеньева добрались после обеда. Каталог "Памятники архитектуры Костромской области" (Кострома, 2007 г.) сообщает: "Бывший посад Парфеньев - одно из интереснейших в Костромской области поселений городского типа, в котором живописное расположение сочетается с регулярным планом нач.19 в.; отличается цельным характером исторической застройки сер.19 - нач.20 в."
Застройка и впрямь цельная, без прорех - возможно, еще и потому, что село оказалось в стороне от железки, до ближайшей станции Николо-Полома 18 км. Поселение известно с XVI века, оно возникло на землях присоединенного к Москве в предыдущем столетии Галичского княжества. "...в Парфеньеве на горе, впоследствии названной Соборной, находилась деревянная крепость, которая, по сведениям историков, была поставлена по приказу Ивана III в 1520-1522 гг. для обороны от набегов казанских татар и черемисов. На территории крепости находились деревянная, клетского типа церковь Ризположения, тюрьма и две житницы пушкаря Левки Максимова."
Сейчас странновато читать о том, что Галичский уезд граничил с Казанским ханством и землями зависимых от казанцев черемисов (марийцев). Эта пограничная территория делилась на военно-административные районы, называвшиеся осадами; в каждой осаде была крепость, чтобы население могло укрыться в случае нападения недружественных соседей - такой крепостью и стал Парфеньев. Теперь на нешироком холме, отделенном от центральной площади села узким перешейком, вместо стен и башен высится Воскресенский собор 1790 г. (позже перестроенный), рядом деревянная часовня и домик всё того же пушкаря с хозпостройками и огородом.
На Соборную гору можно подняться и с другой стороны по лесенке, дополненной чугунными плитами явно церковного происхождения; но из какого именно храма они сюда попали (в селе их три), мне неизвестно.
К XVIII веку крепость потеряла свое значение, при Екатерине II Парфеньев был разжалован из города в посад, а чуть позже получил регулярный план. Правда, из-за глубоких оврагов вести строительство в соответствии с новыми правилами было проблематично, пришлось менять план.
То, что получилось в результате, дошло до наших дней с небольшими изменениями: застройка в основном деревянная, кирпичные купеческие дома с лавками окружают главную площадь - Парфеньев был торговым поселением, на площади дважды в год проходили ярмарки.
Современные здания тоже есть, но они не портят вид, задвинуты куда-то вглубь кварталов. Из парфеньевских церквей две действуют, а третья, Христорождественская, что на холме напротив Соборной горки, заброшена и разрушается.
Судя по внутренностям здания, в нем размещался гараж или ремонтная мастерская. Потом организация съехала, но убрать за собой не сочла нужным, а после местные подростки с алкоголиками добавили мусора.
Но мне жальче всего, что в советское время с площади исчезли деревянные торговые ряды с колоннами, типа солигаличских. А так - место тихое и спокойное, окруженное смешанным лесом. За счет этого леса тут и живут, как повсюду на Русском Севере.
Из Парфеньева мы вернулись на трассу и продолжили движение в восточном направлении. Ближе к Нее дорога внезапно превратилась в автобан - приятный сюрприз, плохо лишь то, что на всем участке от Галича до Неи не встретилось ни одной заправки, а это почти 100 км.
Кстати, от Неи до Макарьева тоже пустота, хотя деревни в этой местности старые, многие дома выглядят жилыми.
Есть магазины, я видела сельские клубы в рабочем состоянии, за памятничками Ленину следят, за военными обелисками ухаживают.
Кое-где пытаются восстанавливать церкви, но чаще их состояние местным безразлично.
Хотя может быть и так, что само село исчезло, а громадный храм, стоящий среди фруктовых деревьев, реставрируется.
Вот так, потихоньку двигаясь вдоль Неи-реки, вечером этого длинного дня мы прибыли в Макарьев Унженский.