Notes on a Scandal: "Весенняя" хрупкость и богемность бытия

Oct 07, 2012 00:47

По просьбам читателей (и к моему удовольствию) продолжаю "весенний" анализ. Сегодня на рассмотрении - образы Кейт Бланшет в недавнем Notes on a Scandal никто так и не сказал, как называется на русском этот фильм. На случай, если вы не смотрели: приготовьтесь к элинековской "Пианистке", но в новой интерпретации, с большей пикантностью. Компоненты те же: несчастная женщина пожилая, не гнушающаяся подпортить жизнь другим + [местами] не очень счастливая женщина молодая + совсем уж юный герой-любовник (у Элинек он, конечно, постарше будет).  А вот "соус", т.е. связи между этими составляющими другой, в нем вся соль и приправы. И часть этого можно уловить в костюмах и образах героев.
Персонаж Бланшет в этом смысле самый увлекательный, ибо именно её героиня проходит в фильме через наибольшее количество состояний и душевных трансформаций. Также, в её нарядах наиболее точно можно уловить, как одежда отражает внутреннее "я" человека.
Шиба (героиня фильма в исполнении Бланшет) - учительница ИЗО в городской школе. И одной из ведущих её характеристик является необычность и богемность. Банальное решение (для художницы-то!), но что поделаешь. И это качество в свою чередь,поддерживают одеждой художники по костюмам. Признаюсь, что поддерживают, особо не мудрствуя: 


Делают они это в первую очередь при помощи пресловутого богемного стиля: длинные, подметающие полы, юбки, иногда с орнаментом или вышивкой, как на иллюстрации выше. Эффект многослойности: топ, поверх которого надет кардиган, поверх которого повязан шарф, поверх которого накинуто пальто... Плюс, сапоги из какой-то другой оперы. Цель здесь проста - создать впечатление определенной небрежности, даже некоторой рассеянности и расхлябанности наряда, ибо "художница, творческий человек - о какой собранности и аккуратности может идти речь?!". Стереотипы, опять же, но они же и ассоциации.
На иллюстрации выше видно, что цвета наряда подобраны удачно для внешности Кейт Бланшет (она теплая и светлая Весна). Но по большому счету вся сущность [настоящего] богемного стиля - творчесво и выражание собственной креативности, нестандартности, даже маргинатьности. Поэтому данный стиль по сути не делает общую миловидность и привлекатьность образа главным своим приоритетом. И это по двум основным причинам.
Во-первых, традиционно будучи стилем художников/творческих людей, богемный стиль (происходящий, по некоторым источникам, от манеры одеваться, присущей бродячим цыганам Богемии) предполагает некотовую неустроенность (читай: бедность), которая и не позволяет быть наряду собранным и продуманным до конца. Все начиналось с того, что "настоящий художник = бедный художник", а значит и одевается он или она в то, что есть в шкафу (и не было еще снесено в ломбард ради покупки холста и красок). Конечно, сегодня далеко не все художники страдают "пороком" бедности, но исторический контекст богемного стиля остался. Так что если для вас это актуально, не "приглаживайте" свои богемные наряды - они не должны выглядеть "волосок к волоску", не пытайтесь сделать так, чтобы образ выглядел откровенно дорогим - это лишает стиль его сути, а ваш наряд богемности.
Ну а если вы пока в рядах сомневающихся, подумайте: оно вам надо? Шибе как раз-таки надо, даже очень. Так что результат соответствующий:


И хотя с одной стороны мне хочется обвинить стилистов с стереотипности, с другой их задача - отображать жизнь. И поверьте мне на слово, худ. студии и мастер-классы (по крайней мере в известных мне частях Украины, Израиля и Голландии) полны креативных дев в подобных нарядах.

О влиянии темно-коричневого пальто и крупной тяжелой клетки (также и на одном из шарфов) я уже упоминала - это то самое отображение сложностей, груза горечи и разочарований, лежащих на плечах героини. Также темные цвета рядом со светлой "весенней" внешностью говорят здесь сами за себя:

   

Но есть еще один способ, к которому прибегают художники по костюмам, когда сценарий требует показать слабость, беспомощность и другие виды distress героини Бланшет:


Серый цвет. Случаются Весны, которые способны "вытянуть" серый оттенок, но для весенней внешности Кейт Б. он, мягко говоря, проблематичный. В первую очередь тем, что разность температуры (внешность теплая, а одежда холодная) создает дисгармонию - внешности и одежды. Видно, как золотистая голова существует  фактически отдельно от серого наряда. Метафорически получается, мысли в одном месте, а тело - совсем в другом. А во вторую очередь (и это сложно заметить на фотографии, в том числе и из-за макияжа) холодный серый бликует на теплую и светлую кожу и "гасит" её, за счет чего выделяются круги под глазами.
Возвращаемся к хорошему - к богемности Весны Кейт. Второй способ подчеркнуть это оказался не менее очевидным.


Здесь стилисты просто отправляют нас в прошлое. В 70е, если быть точным. Время свободных и раскрепощенных хиппи (это, кстати, намек на дальнейшее развитие сюжета, затрагивающее некоторую либеральность моралей героини). Что имеем? Этническая блуза с "народной" же вышивкой вкупе с джинасами на высокой и стройной фигуре - it doesn't get more 70s than that. Кстати, обратите и здесь внимание на мышино-серый кардиган - не зря от широко распахнутый. Весь наряд как бы говорит: "в душе я молодая, креативная и раскрепощенная, яркая и цветущая, но груз рутины и жизненных проблем ограничивает меня".
А вот - для сравнения - "счастливый" образ.


Все таже блуза, да еще и с кружевной выглядывающей майкой (про богемную [псевдо]-рассеянность уже говорили?). Холодного серого и след простыл. Его заметил кардиган более светлого и "утепленного" оттенка серо-бежевого. Но важную роль играет не только правильный цвет, но так же правильная фактура. Признаться, после того, как я пять раз подряд разным клиенткам отсоветовала использовать именно такую ворсистую пушистую фактуру, я уже и сама начала сомневаться, подходит ли она вообще кому-нибудь. И вот ответ: мягкой "весенней" внешности. Причем, сама по себе внешность может быть и не слишком "фактурная/шершавая". Такую внешность пушистый и мягкий ворс как будто обволакивает, поддерживает, подчеркивает хрупкость. Он как мягкая вата, в которую упакована хрустальная рюмочка. И внешность такой деликатной Весны не кажется в этом случае провинциальной, тем более тяжелой или грубой - в этом случае принцип контраста работает во благо, оттеняя и подчеркивая изящество и деликантость героини.

tv-lishious, стиль

Previous post Next post
Up