Это второе наше подобное мероприятие, о первом я рассказывала в марте
Экскурсия от "Москвы глазами инженера", "Вино глазами инженера", Франция
Часть 1, бордоccкое вино, архитектор Эктор Гимар и ар нуво, экскурсия от "Москвы глазами инженера" Часть 2, бургундское вино, архитектор Огюст Перре и ар деко, экскурсия от "Москвы глазами инженера" Часть 3, вино региона Лангедок-Руссильон, Ле Корбюзье и модернизм, экскурсия от "Москвы глазами инженера" Часть 4, вино долины Луары, Жан Нувель и современная архитектура, экскурсия от "Москвы глазами инженера" Искусствовед Мария Никитина и сомелье Вадим Стольберг рассказали нам очень много интересного
Первый пост - о прекрасной Каталонии и великом Гауди
Антонио Гауди (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet) родился в небольшом городке Реус, недалеко от Таррагоны, в Каталонии, в 1852, это один из самых знаковых архитекторов рубежа XIX-XX веков.
Когда говорят о Гауди, очень часто упоминают термин "эклектика" ( от греческого «выбирающий», «отбирающий») - использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях. Уже ранние произведения Гауди, например, Доме Висенс, 1883-1885,
используют элементы других сооружений, например, Паласио дель Инфантадо в Саламанке, 1480
Сходство этих зданий легко увидеть: ярусы, снизу более тяжелый, сверху более ажурный; ярко выраженная структура камня; регулярность повторения деталей.
Это очень характерно для Испании, где смешались многие культуры еще в XI-XVI вв., образовав муде́хар - своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании, плавильный котел разных стилей и направлений.
Но еще легче увидеть и отличия этих зданий, например, цвет: заказчик Гауди, фабрикант плитки, хотел использовать ее в оформлении своего дома. Гауди использовал растительный орнамент - цветы бархатцы, именно они росли на поле, где был построен дом, Гауди хотел их сохранить, хотя бы перенеся с поля на плитку. На сторонах дома вырезаны каталонские изречения, например, на северной - « Oh, la sombra de I'istiu!» - «Да будет летняя тень!», или «Sol, Solet, vina'm a veure» - сокращение от каталонского : «Солнышко, маленькое солнышко, приди и посмотри на меня, потому что мне холодно» на юго-западной.
Несколько домов Гауди построил в Эшампле, регулярный новый район Барселоны, появившийся, когда городу стало тесно в старых рамках средневекового города, и к нему стали прирастать новые индустриальные регулярно спланированные районы
Один из них - Дом Батльо (Casa Batlló, 1904-1906)
Гауди удалось встроить его в ограниченное отведенное для этого место, где по правилам дом не мог быть выше других, отходить от красной линии улицы. Но в отличие от других зданий, Гауди построил совершенно другой дом, он изменил все: появилась аморфная крыша, весь декор дома напоминает о мотиве змея и святого Георгия, символа Каталонии.
Плитка дома - чешуя дракона, стальной каркас стены позволил отразить весь облик живого организма,
балконы - скелет.
В оформлении дома также широко использован растительный орнамент.
А как интересно оформлено плиткой внутреннее пространство, если смотреть сверху вниз и снизу вверх, оно выглядить по-разному из-за различных оттенков синего
Интересно, что другой великий испанец, Сальвадор Дали, был очень вдохновлен этим домом
Совсем рядом Гауди построил и другой дом, Дом Мила, здесь в его распоряжении было уже два участка и угол, а не узкое пространство между двумя домами. Этот дом, построенный в 1906-1910, трансформирует пространство. Здание задумывалось использовать как фундамента статуи девы Марии высотой 20 м, но проект не состоялся. Но то, каким стал этот дом, впечатляет
Дом испанцы как только не называли из-за сходство с ущельем, скалой, каменоломней, особенно часто его называют "Ля Педрера" - Каменоломня.
Сразу после постройки он часто появлялся в карикатурах, например, в виде гаража для дирижаблей, его аморфная форма позволяла видеть в нем очень многое.
Не реализовалась, увы, и идея, что дом будет покрыт зеленью, Гауди даже скорстнуировал систему автоматического полива, чтобы зелень не увядала даже в летний зной. Балконы он украсил завядшими цветами и листьями, чтобы когда наступала зима, и живые растения засыпали, решетки являли собой зимние растения
Интересны также идеи Гауди изобразить клеточную структуру в плитке, узоре решетки. Сама планировка дома тоже представляла собой сложную клеточную структуру комнат, которые были уже тогда оборудованы всеми современными удобствами
Меценат Гуэль познакомился с Гауди еще на всемирной выставке 1878 г в Париже, их сотрудничество было плодотворным и для всемирной выставки в 1888 в Барселоне, для которой архитектор распланировал в том числе волшебный Парк Гуэль. Запланирована была построяка города будущего, города сада, но мало кто захотел строить в этом отдаленном тогда районе себе дома.
А общественное пространство (так же, как это было в античности, созвучно очень популярному в то время возврату к классике для нового мира) было сделано, и парк стал одним из важнейших достопримечательностей Барселоны
Один из незавершенных шедевров Гауди в Барселоне - Крипта Колонии Гуэля (для рабочих текстильной фабрики). Гуэль умер, а наследники не стали продолжать строительство поселка для рабочих.
Интересна архитектура крыльца здания - Гауди не стал сносить растущее там дерево, а "обошел" дерево архитектурными элементами
Для планирующегося собора Саграда Фамилия Гауди сделал множество статических моделей арок и сводов. Это позволило опробовать многие архитектурные и инженерные решения заранее
Сам собор задумывался как перенесение идеала Готики на современный лад.
Один из прообразов послужил Кельнский собор и его башни.
Башни в плане представляют собой двойные параболы, они помимо всего еще и резонаторы - Собор это не только архитектурное, но еще и звуковое сооружение. Совершенно необычно внутреннее помещение собора, где все навеяно растительными мотивами, деревьями.
При жизни Гауди был построен только один фасад, в 1926 г обнищавший архитектор попал под трамвай его чертежи сгорели во время Гражданской войны в 1937 г. Творение Гауди, как и готические соборы, тоже строится веками, но наше поколение может увидеть его достроенным.
Но мы вспомнили о еще одном творении Гауди - Винных погребах Гуэля в Гараффе (собственно погреба а также помещения для рабочих)
Тут настало время поговорить о винах Каталонии. Испания - первая в мире страна по производству вин ( 2013 г - 50.5 гектолитров), виноградниками занято около 1 млн га, это 30% виноградников Европы. Большая часть виноградников находится на плоскогорьях и горах (90%), на высоте от 500 до 750 м. Здесь красная земля терра рьоха, глина с охрой, и растет виноград темпранильо, подверженный выдержке и долго сохраняющий свои достоинства, а также сорт айрен
Сначала для аперитива мы дегустировали вино Кава, сделанное по методу шампанского, очень легкое игристое
Сейчас в производстве вин больше внимание уделяется таким трем аспектам:
1) органика (все сельское хозяйство было органическим до ХХ века до внедрения достижений науки и техники: пестицидов и гербицидов и машинной обработки. Сначала прогрессом считался виноградник без единого сорняка, победа над мучнистой росой одним опрыскиванием, фантастическое увеличение урожайности, стабильность урожая, но вред от нововведений во многом перевесил пользу, и сейчас все хозяйства в той или иной мере возвращаются к старым методам ведения работ)
2) биодинамика (максимум диоксид серы, которая удлиняет срок хранения; удобрения-цикличный компост; динамизация-часовое размешивание удобрения в ведре воды; астролог календарь)
3) и натуральное вино (используются дикие дрожжи с кожицы, нетрадиционная антибактериологическая защита, без диоксида серы, максимум ручного труда)
Регион Каталония характеризуется резко средиземноморским климатом, который позволяет производить множество различных вин. Например, очень интересные вина получаются из сортов винограда Шарельо (xarello - обладающие высокой кислотностью и тоном яблока), Гарнача Бланка (Garnacha Blanca). Мы дегустировали белое вино Lagravera La Pell Puresa Blanc (в переводе "гравийный карьер"), которое выдерживается в 300 литровых амфорах. В его производстве применяется прессование ногами, ручное удаление гребней. Год посадки виноградника 1889. Фруктовые нотки с грушевым послевкусием, все вместе создают гармонию вкуса, как смешение стилей у Гауди создавало гармонию в архитектуре