"Вино глазами инженера". Часть вторая, бургундское вино, архитектор Огюст Перре и ар деко

Mar 13, 2019 23:10

Первая часть рассказа о мероприятии - бордоccкое вино, архитектор Эктор Гимар и ар нуво




А теперь вторая часть, Бургундия.


Вино 2. Бургундия.

В этом регионе преобладают такие сорта винограда, как шардоне (Chardonnay) - белый виноград, и пино-нуар (Pinot noir, переводится как «черная шишка)- красный виноград. Бургундия - более классическая "деревенская", сельскохозяйственная область Франции. Виноградарство и виноделие здесь ведут традиционалисты, поле обрабатывается на лошадях, ведется только ручной сбор винограда. Это истинная биодинамика -не используются никакие химикаты, минимум механизации и пр. Виноград тех мест капризен к почве, которая представляет собой в основном известняк и глину, булыжники и меловые почвы, его корни уходят вглубь на 5-7 метров. Вино из такого винограда может достигнуть своего расцвета в возрасте 15 лет. На дегустации мы пробовали шабли Жан-Марк Брока



Сомелье дал нам почувствовать в вине запах минералов, грифеля, свежей булочки, оно немного кислотно на вкус. Его хорошо пить с С жирной рыбой (палтус, дорада). Забегая вперед, скажу, что нам это вино больше всего пришлось по вкусу.

Архитектура 2. Огюст Перре и ар деко.
И только такой виноград может ассоциироваться с человеком, который ввел в архитектуру новый материал - железобетон и построил первые жилые здания из этого материала.



Этот архитектор может напомнить нам 20-е гг XX века, когда после первой мировой войны народы старались забыть ее тяготы. Джаз, вино, развлечения, все это порождала и другую архитектуру, во многом антагонистичную изгибам модерна: очень геометричную и ассиметричную.
Первым важным проектом Огюста Перре был жилой дом на улице Франклина в Париже (1903), где бетонная конструкция вместо того, чтобы быть скрытой, была четко видна и являлась частью внешнего дизайна. (фото из интернета)


Это было первое железобетонное здание, да еще и практически в центре города, недалеко от Эйфелевой башни, громко говорящее о том, как оно было создано. У дома необычный вогнутый у-образный фасад, нет крыш, весь фасад - почти одни окна, и все это мог дать только новый материал. Нарушены были все традиции и каноны каменной архитектуры, тяжелой снизу. Железобетон позволял сделать все наоборот: стеклянный фасад и витрины снизу здания, и более тяжелый верх. В доме нет несущих стен (несущими являются колонны), что позволило сделать разными по планировке все квартиры на разных этажах. Декор здания - керамические листочки, утопленные в железобетоне. И еще среди преимуществ здания - что это дешевое быстро построенное огнеупорное здание.

А первое здание в стиле ар-деко в Париже это Театр Елисейских полей, 1912.



Здесь не так явно видно железобетон (только каркас железобетонный), но все в облике здания выдает авангардную архитектуру, модерн играет с формами: куб, цилиндр. Здание щедро кидает намеки на колонны, выступающий карниз, барельефы, так что издалека момжет показаться, что это классика, Аполлон и музы (Автор скульптур - Бурдель). Но это очень переработанная классика, все фигуры очень мощные, много золота (признак ар нуво и ар деко).


Внутри квадратных ниш кессоны. Они являлись необходимыми в Греции, практически декоративными в Средневековье, а теперь они опять стали несущими, но из нового материала - железобетона.
Театр должен быть классикой, в зрительном зале все отделано красным бархатом и золотом, но это уже позолоченный металл, как и позолоченные решетки. Морис Дени (автор дом Морозова на Пречистенке в Москве) сделал плафон, используя немного растительные орнаменты, но явно тяготеющие к геометрии.



Новый материал давал новые возможности. Если раньше павильон ротонда был полукруглым или круглым с колоннами, но теперь та же ротонда может быть параллелепипедом.



В зданиях нет теперь колонн, тяжелых снизу, как в камне, а колонна наоборот утолщается кверху, туда, где она крепится к фасаду. Каннелюры (вертикальные желобки на стволе колонны, часто использующиеся в классической архитектуре) теперь имеют совершенно другую функцию: это просто опалубка.

По-новому может быть организована лестница, например, она может быть "текущей", как в Малом дворце в Париже


Опять стали часто употребляться ряды колонн, как в Египте, новые возможности давал и железобетонный, а не стальной купол, стало возможным делать огромные помещения.

Все эти изменения в материале были использованы Огюстом Перре в его церковной архитектуре. Церковь Нотр-Дам-дю-Ренси (в память о битве на Марне) немного напоминает готику, немного американский небоскреб,


а изнутри в ней голые желехобетонные нештукатуренные стены



Огюст Перре участвовал в создании группы зданий в центре портового города Гавр, который был почти полностью разрушен во время второй мировой войны. Он использовал для церкви св. Иосифа L'église Saint-Joseph du Havre в память жертв 2 мировой войны египетские мотивы - пирамиду и Фаросский маяк.


Во внутреннем интерьере очень необычно отсутствие в центральной части колонн для поддержания высокой колокольни. Это удалось сделать благодаря свойствам бетона (Огюст Перре использовал для строительства церкви 50 тысяч тонн бетона и 700 тонн стали). Алтарь в храме находится строго в центре. Цветовое решение церкови уникально, цвета смешиваются в воздухе. Автор витражей Маргарет Юре расположила 7 цветов по сторонам цвета, получив в итоге очень много сочетаний, более 50.


Лекция, Хочу все знать, Экскурсия, Фото, Культурная программа, Москва глазами инженера, Еда

Previous post Next post
Up