Jan 12, 2011 19:12
αμαρτία - это "промах при стрельбе, ошибка, осечка". То, что у нас переведено "грех" - заметим, в основе своей примерно то же, см. "погрешность".
Греки, как всегда, точны, как черти. Грех - это не вина. Это баг. Ошибка. Сбой. Нелепо чувствовать стыд за то, что ты мажешь по мишени. Ты не стыдись, а стрелять учись. Страдание от совершенного греха выдает неправильную мотивацию - плохой ты будешь стрелок, если вместо спокойного повторения выстрелов будешь страдать каждый раз, когда промажешь. Потратишь впустую силы и время.
И даже если ты не можешь "избавиться от греха", т.е. мажешь снова и снова - а ты просто посиди и подумай. А почему я мажу? Может, я зачем-то ХОЧУ мазать? Или просто не готов стрелять сейчас, надо отоспаться и отдохнуть? А может, у меня таки плохое ружье, которое стабильно дает сбой, как бы точно я не целился (это в данном случае метафора идеологии/религии/убеждений такая)? Но страданию тут всяко-разно не место, тем более стыду - и тем более глупо кормить этот стыд, уверять себя, что после каждого промаха тебе ДОЛЖНО быть стыдно. Не должно тебе быть стыдно. Должно тебе быть мотивированным на следующий выстрел. И желательно не тем, что тебя за промахи будут пороть шпицрутенами - потому что от страха у тебя будут дрожать руки и ты будешь мазать бесконечно.
Это раз.
Теперь про боль и про то, что боль-де способствует пониманию Господа. Это IMHO страшная чушь. Я могу рассуждать об этом более-менее эмпирически. Вот я - человек не очень-то здоровый, и моя болезнь имеет в том числе то следствие, что у меня случаются регулярные приступы сильной боли, срывающие все мои планы и нарушающие нормальное течение жизни. И что же, в этот момент я думаю о Боге? Ах нет. У меня в этот момент никакой концентрации ни на чем таком, кроме непосредственно страдания, просто нет, и если я и думаю о Нем, то только в контексте "А, блин, Боже, пожалуйста, помоги мне как-нибудь, прекрати эту боль!" И у меня долгое время были страшные проблемы с Богом - именно пока я верил в Его всемогущество, потому что, когда на эту молитву не приходило ответа, взбухала страшная ярость: "Так Ты меня сознательно мучаешь? Ты хочешь вот так, через эти корчи, меня к Себе привести? Ах Ты ж с-с-сволочь!!" Сейчас я, слава все Ему же, дуалист, и могу с уверенностью сказать: Он - не сволочь и такими методами не пользуется, и каждый раз, когда у Него получается, Он всеми силами старается избавить меня от боли. И у Него, к слову, на это есть некоторые причины, если Он действительно хочет моего спасения. Потому что вот когда я сыт, согрет и спокоен, и у меня ничего не болит, и я испытываю удовольствие от процесса жизни - вот тут-то у меня и просыпается освобожденная от гнета страдания мысль. Тут-то я и начинаю иметь возможность спокойно, свободно, в благословенной праздности рассуждать и размышлять, а я теолог, и в первую очередь я задумываюсь о Нем и Его устройстве мира и наших отношений. А почему мне это интересно? А потому что это - размышлять, думать, сопоставлять - доставляет мне УДОВОЛЬСТВИЕ и СНИМАЕТ остаточные эффекты многих моментов страдания. Я уж не говорю о том, что отсутствие боли (или сытость, или тепло, или любое приятное переживание) вызывает у меня естественное чувство благодарности - вот, мол, Ты таки прорвался ко мне, сумел мне помочь, поддержал. Спасибо Тебе, Ты классный. Жалко, что не так часто встречаемся, хорошо бы быть вместе постоянно, так уж с Тобой хорошо - вот и мотивация на то самое продолжение попыток стрельбы по мишени.
Ну вот.
theoanalysis,
philosofia,
rattusologia