Какие ещё павильоны республик и областей, сохранившиеся, но неоднократно меняющие свои названия и тематику, можно увидеть на современной Выставке?
Площадь Колхозов на ВСХВ. Павильоны «Московская, Тульская, Калужская, Рязанская, Брянская области» (слева) и «Ленинград и северо-западные области»
Современный вид
Павильон «Московской, Рязанской и Тульской областей» построен ещё в 1939 году по проекту архитектора Д.Чечулина. К 1954 году существенно реконструирован. Самое заметное обновление - башня, увенчанная золотым шпилем с рубиновой звездой.
Также к экспозиции павильона добавились Рязанская, Калужская и Брянская области. В 1959 году павильон получил имя «Московская область», а после перехода выставки на отраслевой принцип показа - «Зерно».
Последние годы павильон носил название «Золото», и в нём шла торговля ювелирными изделиями.
Павильон «Ленинград и Северо-Запад РСФСР»
Построен к 1954 году на месте павильона «Ленинград и Северо-Восток РСФСР» 1939 года. На ВСХВ 1954 года - это павильон «Ленинград и Северо-Запад РСФСР». Павильон отличается строгой, несколько схематизированной архитектурой в стиле русского классицизма. Ансамбль этого павильона удачно передает суровость и строгий ритм классических ансамблей Ленинграда, некоторую «пустынность» его северной природы.
За павильоном разбит садик с декоративными вазами и скульптурой. Садик невольно напоминает о садах Петродворца, Павловска, о суровых пейзажах севера.
Сад с фонтаном «Мальчик и рыба» в процессе реставрации.
Павильон «Центральные чернозёмные области». Июнь 1954 г. Фото Н. Грановского
Построен в 1954 году по проекту архитекторов В.В. Лебедева и П.П. Штеллера. У этого павильона имена менялись с самого рождения. Проектное название «Тульская, Калужская, Брянская и Рязанская области» - признано громоздким, переименовано в «Центральные чернозёмные области». В 1970-х годах павильон получил название «Центросоюз», в 1980-х годах - «Потребительская кооперация». Сегодня это банкетный клуб «Monplaisir».
Всё как у людей: хочешь выжить - стань хамелеоном. (Ха! Забавная фраза вышла, надо в блокнотик записать). Умение чувствовать перемены, подстраиваться под новое время приносит успех. Только как потом понять, где Я, а где уже не Я... Но лучше будем говорить об архитектуре.
Павильон находится чуть в стороне от площади Дружба Народов, в тихом месте живописного уголка Выставки. Перед павильоном разбит Тимирязевский сквер. У самого подножия здания, словно причудливый ковёр расстилается цветник. При этом кажется, что особняк застыл в широком жесте добродушного хозяина, с раскинутыми полукругом крыльями-галереями, и как бы приглашает отдохнуть и полюбоваться этой красотой вместе с ним.
Старые липы и ели, обрамляющие павильон, создают ощущение камерности этого чудесного места.
Теперь посмотрим на павильон, который строился архитекторами Р.Р.Кликсом и Б.С.Виленским, как «Центросоюз» к Выставке 1954 года. В своём статусе просуществовал год. С 1955 по 1963 - это павильон «Атомная энергия в мирных целях». После этого на год принял на себя обязанности по теме «Механизация сельского хозяйства СССР». Дальнейшая история павильона для меня покрыта мраком. Информации ноль.
Ниже выкладываю три фотографии, сделанные в разное время суток, разные сезоны года, и вообще в разные года. Вход закрыт и огорожен металлическими рамами и утром, и вечером, и летом, и осенью...
Павильон «Поволжье». Июнь 1956 г. Фото Н. Грановского.
К 1954 году вместо прежнего здания (1939 г.) появилось новое, созданное по проекту И.В.Яковлева и И.М.Шошенского. Павильон привлекал внимание посетителей шумом живых водных потоков, вырывающихся из-под витражей с изображениями Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций на стенах боковых крыльев павильона (созданы группой художников Е.В.Поповой и М.М.Лавровой и художником павильона Е.В.Яковлевым). Для сбора воды около цоколей стен устроены небольшие бассейны, облицованные голубым стеклом. На углах боковых стен высечены горельефы, воспроизводящие сцены сражений под Царицыном и Сталинградом (Царицын и Сталинград - прежние названия одного и того же города, известного нынче как Волгоград). Центральную часть композиции экстерьера украшали два аркадных пилона, декорированных многофигурными композициями и центральным витражом - картой Поволжья. Венчала павильон скульптурная группа "Колхозник и Колхозница" с гербом РСФСР в руках. Завершались углы боковых стен фасада фигурами матроса и солдата. В 1959-м павильон «Поволжье» превратился в павильон «Радиоэлектроники».
Новый облик павильонов старались сделать соответствующим содержанию. Таков облик павильона «Радиоэлектроника и связь». Обычно у человека электроника ассоциируется с различными видами радиоаппаратуры. Создатели павильона пошли от этого принципа. Фасад здания напоминает корпус лампового радиоприемника 1960-х годов. Он собран из вогнутых пластин алюминия, похожих на телевизионные линзы или антенны.
Павильон «Сибирь». Июнь 1956 г. Фото А. Сергеева.
Шестиугольный павильон с декоративными башенками на площади Дружбы народов строился в начале 1950-х годов для экспозиции Сибири. Его боковые фасады знакомят гостей Выставки с флорой и фауной этого региона. Эпическую картину Сибирского края создают и насыщенные лепными орнаментами карнизы, и барельефы, в которых мы без труда узнаем охотника, комбайнера-механизатора, колхозницу, овцевода, агронома и шахтера.
Павильон напоминает небольшую крепость. Подчеркивают этот образ рустовка и стоки в форме бойниц. Вход в здание отмечен высоким шестиколонным портиком, увенчанным композицией из большого снопа и рогов изобилия.
В 1967-м в здании открылась выставка «Угольная промышленность», знакомившая посетителей с историей и способами угледобычи, достижениями и перспективами отрасли. Ныне павильон «Армения».
Забавный путь прошёл павильон от Сибири до Армении.
Павильон «Молдавская ССР» построен в 1951 году, архитекторы Ф.П. Наумов, А.И. Захаров, В.П. Туканов при участии Е.В. Васильева. Фото 1954 года.
В архитектуре фасадов здания авторы соединили мотивы классики и национального зодчества Молдавии. Главный фасад павильона, обращенный на площадь Дружбы Народов, был решен в виде портика с глубокой лоджией, ярко расписанной народными орнаментами. Резные колонны поддерживали декоративный фриз, украшенный десятью барельефами, отображавшими основные отрасли сельского хозяйства Молдавии.
Фото 1961 год с сайта
https://pastvu.com/. Включила эту фотографию в свой пост, так как мне показалось, что на ней особенно хорошо выделяются метопы и триглифы во фризе. Крупнее эту прекрасную деталь найти не удалось.
Большой фронтон венчал герб республики, а по углам фасада высились огромные рога изобилия из белого бетона.
Скромные боковые фасады здания были прорезаны оконными проемами экспозиционных залов и служебных помещений. Лепной декор воспроизводил кружева и орнаменты народных вышивок.
Окно бокового фасада павильона Молдавской ССР, 1954 год (открытка из архива Величко).
С 1964 года павильон поменял тематику и стал называться «Стандарты».
В рамках переоборудования здания были сняты с главного фасада элементы национального декора, включая герб Молдавии, рога изобилия и барельефы.
Спустя четыре года в преддверии 50-летия Октябрьской революции здание подверглось реконструкции. С отступом на шесть метров был возведен новый главный фасад, представлявший собой огромный остекленный экран. Исчезли фронтон и колонны. Появились межэтажные перекрытия.
фото 1985 год, фотограф Виталий (malenkovka), сайт
https://pastvu.com/
В 1997 году фасад павильона вновь изменился, к счастью частично вернувшись к первоначальному облику. Хотя об-Лика- он всё-таки лишился, и на мой взгляд, как раз выглядит безликим.
Вид сбоку, сквозь завесу ветвей имеет хоть какие-то запоминающиеся формы.
Павильон «Дальний Восток». Июль 1954 г. Фото Н. Грановского
С 1959 года назывался «Советская книга», «Советская печать». С 1966 по 1977 - выставочный зал павильона «Советская культура». Сгорел в конце 1970-х.
Источник: отрывки из книги Ольги Никологорской "Олтаржевский", серия "Жизнь замечательных людей"
Старые фотографии с сайта:
http://retromosfoto.ucoz.ru/
http://mosarchiv.mos.ru/trudy/virtualnye_vystavki/vdnh.php
http://www.bcxb1939.com/ Все современные фотографии из моего личного архива.