31. Истребитель-бомбардировщик МиГ-27К (Киров)

May 25, 2015 08:57

Памятник установлен в городе Киров Калужской области на площади Победы.
Доступ свободный, но залезть или потрогать - сложно. Памятник на высоком постаменте. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Рядом с памятником находится ещё один - Пушка ЗИС-3.
Дата съёмки - 22 декабря 2014 года.

01.




02. МиГ-27 (изделие 32-25, по кодификации НАТО: Flogger-D) - советский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик третьего поколения с крылом изменяемой стреловидности.
Предназначен для нанесения ударов по подвижным и неподвижным наземным и воздушным целям. Может нести тактическое ядерное оружие.



03. К концу 1960-х перед советскими ВВС остро встала проблема замены устаревших истребителей-бомбардировщиков (таких как различные ударные модификации истребителей МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и Су-7), переставших отвечать требованиям времени в части бортового прицельно-навигационного оборудования и номенклатуры управляемого вооружения.



04. Проанализировав в полной мере достоинства и недостатки существовавших на тот момент истребителей-бомбардировщиков инженеры конструкторского бюро Микояна и Гуревича (КБ "МиГ") пришли к выводу, что наиболее рациональным с точки зрения цена/качество вариантом создания нового ударного самолёта станет адаптация новейшего по тем временам истребителя МиГ-23 для решения ударных задач.



05. Под руководством главного конструктора Г. А. Седова на базе двух МиГ-23Б были построены МиГ-23БМ.
В конструкции планера были выполнены следующие изменения: была демонтирована система управляемых сверхзвуковых воздухозаборников УВД-23 и изменена конструкция шасси - усилены стойки и амортизаторы, установлены новые колёса с встроенными электровентиляторами обдува.
Самолёт получил стояночный угол, близкий к горизонтальному, что положительно сказалось на разгонных характеристиках при взлёте.



06. Значительно было изменено бортовое оборудование.
Был установлен прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23, построенный на базе суперсовременной на тот момент БЦВМ "Орбита-20".
Также в комплекс вошли: навигационный комплекс КН-23, визирная головка С-17ВГ и лазерный дальномер "Фон".
ПрНК обеспечивал автоматический полёт по маршруту с возвращением на аэродром вылета или три запасных аэродрома, предпосадочный манёвр, бомбометание вне видимости земли - всего одиннадцать задач.
В качестве артиллерийской системы, вместо пушки ГШ-23Л было решено установить 30-мм шестиствольный автомат АО-18 корабельной артустановки АК-630, адаптированный для маленького бомбардировщика.
Новая пушка была существенно доработана и облегчена, также дорабатывался и усиливался планер самолёта.
Несмотря на впечатляющую эффективность получившей название артустановки ГШ-6-30А, на самолёт дополнительно могли подвешиваться пушечные контейнеры с пушками ГШ-23Л.
Бомбовое вооружение размещалось на семи точках наружной подвески.
Также самолёт мог нести ракету "воздух-поверхность" Х-23 и для самообороны - ракеты Р-3С (позднее - Р-13М).
Управление оружием осуществляла система СУВ-2.



07. В серии на все самолёты устанавливались двигатели Р-29Б-300.



08. Первый МиГ-23БМ поднялся в воздух 17 ноября 1972 года. Серийное производство самолётов осуществлялось на Иркутском авиазаводе.
После официального принятия на вооружение в 1975 году самолёт получил новое наименование - МиГ-27.



09. Боевая нагрузка самолёта: до 4000 кг различного вооружения на 7 узлах подвески вооружения: центральный подфюзеляжный (обычно используется для подвески ПТБ), 2 под воздухозаборниками двигателя, 2 под хвостовой частью фюзеляжа и 2 под неподвижной частью крыла.



10. Ещё два узла могут быть установлены под поворотными консолями крыла, но сами они не являются поворотными, и при их использовании невозможно изменить стреловидность.
Обычно эти узлы используются при перегоночных полетах и несут дополнительные баки.
Задние пилоны используются редко, так как в этом случае из-за проблем с центровкой приходится сокращать запас топлива на борту машины.



11. Установленный в Кирове памятник - это вариант МиГ-27 - МиГ-27К "Кайра".
МиГ-27К (изделие 23БК, до принятия на вооружение в 1976 именовался МиГ-23БК) был оснащён прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К, в состав которого входила цифровая электронно-вычислительная машина "Орбита-20-23 К" и лазерно-телевизионная прицельная система "Кайра-23".
На момент создания, по совокупности характеристик, МиГ-27К являлся одним из сильнейших истребителей-бомбардировщиков в мире.
Всего изготовлено 197 машин.



12. В носовой части самолёта находятся элементы прицельного комплекса "Кайра", давшего буквенный индекс "К" этой модификации МИГ-27.
Это прозрачные "окна" для видеокамеры и лазерной системы подсветки цели (прямоугольное и овальное, между антеннами, в самом кончике носа).
Название комплекса было выбрано со значением: кайра отличается тем, что у этой птицы глаза во время полета могут смотреть в разные стороны и даже "в хвост" (как и оптика "Кайры" самолетной, способной "заваливать" направление визирования и лазерный луч назад по полету).



13. Достигнутый в стране уровень новых технологий, микроэлектроники и оптико-электронной техники позволил разработать работоспособную аппаратуру для прицельной системы, аналогом которой потенциальный противник не располагал.
В основу "Кайры" были заложены принципы телевизионного слежения за целью с лазерным каналом целеуказания и дальнометрирования.
Поиск цели осуществлялся с помощью дневного телевизионного канала, представлявшего собой оптическую систему с видиконом - разновидностью передающей электроннолучевой трубки обладающей высокой разрешающей способностью и преобразовывающей световое изображение в электрические сигналы.
После их обработки изображение выводилось на монохромный индикатор ИТ-23 в кабине летчика.
Телевизионный канал "Кайры" имел систему подчеркивания контраста, что, в свою очередь, обеспечило рост дальности обнаружения целей в условиях дымки, недостаточной освещенности, в сумерках и полумраке.
Типовую цель типа танк "Кайра" была способна выделить с расстояния до 5 км.
С ТВ каналом "Кайры" был сблокирован лазерный дальномер-целеуказатель, осуществляющий измерение дальности до цели и ее подсветку лучом.
Обнаружив цель и зафиксировав на ней перекрестье, летчик обеспечивал с помощью системы синхронную привязку лазерного луча к объекту атаки.
Подсвеченная цель отражала рассеянное излучение и становилась сама по себе "светящимся" источником, на который и наводилась ракета или бомба.



14. Подфюзеляжный гребень на памятнике отсутствует. Это изменяет характерный силуэт самолёта (оперённый дротик).



15. Зато, сначала самолёт покрасили, задав крыльям максимальную стреловидность 72° (прижав к фюзеляжу), а потом переставили в посадочное положение минимальной стреловидности 16° (раздвинув их в стороны).
Непрокрашенные сектора позволяют нам оценить разницу между этими углами (суммарно три квадратных метра площади крыла)



16. Здесь была шестиствольная пушка ГШ-6-30А, разработки Тульского КБП. Но её нет.
Осталось место крепления (два треугольных кронштейна с отверстиями).
И чёрный защитный кожух коробчатого, вида непосредственно за нишей шасси.
Кожух должен был прикрывать посадочные фары и другое оборудование от сильного разрушительного действия пороховых газов.
Из-за огромной мощности пушки имелись ограничения на её применение (стрельба могла привести к отказам электронного оборудования, выпадание приборных панелей, взрывались фары). Перед вылетом на стрельбу снимались посадочно-рулёжные лампы-фары ПРФ-4, отверстия глушились фанерными заглушками.


В 1989-м году в связи с решением Советского правительства сократить тактические ядерные силы, на большинстве оставшихся в строю "двадцать седьмых" была демонтирована система специального бомбового вооружения. На практике это оказалось не простым делом, поскольку самолет очень плотно закомпонован и в итоге ограничились снятием соответствующих пультов управления и заглушиванием электроразъемов. В 1993 году командование ВВС решило сохранить на вооружении только современные машины с несколькими двигателями и в свете этого решения МиГ-27 стали постепенно передавать на базы хранения, а затем и на разделку. 1 апреля того же года на базе Лесная западные эксперты могли наблюдать разделку первых 10 белорусских МиГов. Не отставали в уничтожении еще не устаревшей военной техники и Россия с Украиной. На заводе в Иркутске случилась даже забастовка рабочих, которые не хотели участвовать в ликвидации машин созданных своими же руками. Негативно отнеслись к этому и работники ОКБ Микояна, понимавшие, что далеко не все возможности МиГ-27 исчерпаны и они еще могут послужить Родине. Пример Индии только подкреплял эти выводы. Но "вверху" уже решили иначе.
Первая Чеченская война неожиданно вновь возбудила интерес к покинутому всеми самолету. Для точечных ударов по боевикам очень бы пригодились "Кайры" с их мощным прицельно-навигационным оборудованием и вооружением, да и МиГ-27М/Д не остались бы без дела.
В этой обстановке ведущий конструктор машины А.А.Попов несколько раз лично выезжал на базы хранения для определения возможности "реанимации" МиГ-27К. Но время было уже упущено. (Уголок неба)
Координаты:
54° 4'47.08"С
34°18'28.48"В


военная техника, Калуга, памятники, авиа

Previous post Next post
Up