Боевая машина пехоты БМП-1 входит в экспозицию техники на площади Памяти Героев в городе Норильск.
Рядом стоят
две гаубицы М-30 и
танк Т-62М.
Проехать к памятнику можно на самолёте до аэропорта Алыкель, затем на городском общественном транспорте.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Дата съёмки - 21 мая 2014 года.
Версия рассказа на моём канале Дзен.
01.
02. БМП-1 была установлена в 2013 году и дополнила собой комплекс боевой техники из двух гаубиц и танка.
Тактико-технические характеристики и персональные данные этого экземпляра.
03. БМП-1 (от Боевая Машина Пехоты) - первая советская серийная боевая бронированная плавающая гусеничная машина,
предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности,
вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками в бою.
04. Машина разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро 2) на Челябинском тракторном заводе им. В. И. Ленина для замены БТР-50П.
05. Боевая машина принята на вооружение Советской Армии ВС СССР в 1966 году. Серийно выпускалась с 1966 по 1979 год.
06. Вооружение БМП-1 включает 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», спаренный пулемёт 7,62-мм ПКТ и ПТУР 9М14М «Малютка»,
также в десантном отделении крепится и перевозится зенитно-ракетный комплекс 9К32 «Стрела-2».
07. В задних люках БМП-1 расположены дополнительные топливные баки
08. Бронекорпус БМП-1 сварной, выполнен из стальной катаной брони высокой твёрдости.
09. Башня конической формы.
10. Двигатель (УТД-20 - потомок знаменитого В-2, двигателя Т-34), трансмиссия и ведущие колёса расположены в передней части корпуса.
Зацепление ведущего колеса и гусеницы - цевочное.
Для успешного преодолевания водных преград в БМП-1 были установлены полые металлические катки, увеличивающие плавучесть.
11. Ленивец (колесо использующееся для регулировки натяжения гусеницы).
Перед ним ножевидный очиститель от грязи, которая при попадении между ленивцем и натягиваемой им гусеницей, может привести к разрыву последней от излишнего натяжения.
12. Машина не имела водомёта, поэтому для увеличения скорости на плаву на задних крыльях, над гусеницами, установили специальные решётки, перенаправляющие поток воды с гусениц не вверх, а назад.
13. Спереди гусениц формой корпуса поток направлялся вниз, что приподнимало нос машины над водой.
В верхней лобовой части расположен большой люк, закрывающийся откидывающимся ребристым бронелистом из алюминиевого сплава,
обеспечивающий доступ к двигателю.
14. В верхней части заднего люка заливная горловина для топлива (закручена болтом).
В центре закрытая сдвижным бронещитком бойница.
Внизу - запасной гусеничный трак.
15. 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», люк механика водителя, многочисленные перископические приборы наблюдения.
16. Закрытые бронещитками отверстия-бойницы для ведения огня из личного оружия экипажа.
На верхнем листе корпуса - приборы наблюдения.
17. Штампованное днище корпуса. Видны рёбра жёсткости и сервисные лючки.
18. Антенна радиостанции в защитном кожухе.
19. Фара (в отличном состоянии) без щёлевой крышки.
В Норильске есть ещё несколько памятников технике.
Например, самолёт Ан-26 у Надеждинского металлургического завода (
раз,
два), одинокий
узкоколейный паровоз Гр-274 у моста по дороге в аэропорт, несколько уникальных локомотивов и вагонов
в музее Норильской Железной дороги на вокзале,
вагонетка у мемориального комплекса первых горняков.
Любопытно, что почти все эти памятники появились после 2010 года.
К сожалению, у меня не было возможности добраться до них. Может в другой раз получится.
Координаты:
69°20'29.13"С
88°12'57.49"В
Другие машины семейства БМП:
- БМП-1: Богородицк, Иркутск, Норильск, Советск, Тобольск, Тула, Чита;
- БМП-1П: Адлер, Бендеры, Брянск, Глубокое, Новомосковск, Орёл, Советск;
- БРМ-1К: Советск;
- ИРМ Жук: Советск.