Советский тяжёлый танк ИС-3М, установлен на площади 40-летия Победы в городе Армавир (Краснодарский край)
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - ухоженное.
Дата съёмки - 05 августа 2020 года.
01.
02. Табличка.
Заметим, что армавирский ИС-3 это не "тяжёлый" танк, а "боевой".
Особо внимательные зрители могут рассмотреть на заднем плане вывеску 81-го БТРЗ.
И это не случайно.
Площадь 40-летия Победы была устроена перед проходными завода ко дню Победы в 1985 году.
Памятник открыли 8 мая.
03. 81-й танкоремонтный завод находится в Армавире с 1947 года.
Он был образован слиянием 34-го и 81-го трактороремонтных заводов и унаследовал от второго из них не только номер и название, но и орден Красного Знамени.
04. С 1953 года завод передали в подчинение Начальника ГБТУ и он получил наименование «81 Ордена Красной Звезды бронетанковый ремонтный завод».
С этого момента деятельность предприятия тесно связана с укреплением обороноспособности нашей страны.
05. 81-й завод ремонтировал и выпускал дизели В-2, В-6, УТД-20, Д-12, В-46, 5ТДФ и другие.
Максимальный годовой выпуск достигал 4450 штук (1977 г.)
Завод благополучно пережил распад СССР, освоив в начале 1990-х выпуск бронетранспортёров БТР-Д и БТР-80.
В настоящее время завод является ведущим по капитальному ремонту и модернизации колесных бронетранспортеров и двигателей.
06. Само собой, ИС-3 стал визитной карточкой завода и за ним присматривают.
Слой краски свежий, всякие финтифлюшки выделены специальной красной краской для выделения финтифлюшек.
Больше деталей по установке этого памятника можно узнать
из комментариев к посту о нём у камрада
tankist_31.
07. Что же касается непосредственно машины, то это обычный ИС-3, прошедший программу устранения конструктивных недостатков (УКН) и последующую модернизацию до уровня ИС-3М.
Особое внимание привлекает защита фар - достаточно редкий элемент
Серийный номер, как и у
Лабинского ИС-3, технично прикрыт запасными траками.
08. Интересная особенность конструкции ИС-3 - 110-мм нижняя лобовая деталь из катаной гомогенной броневой стали соединяется с 20-мм штампованным днищем.
09. Попытка облегчить танк, использовав тонкое дно корпуса привела к тому, что оно оказалось недостаточно жёстким и на нём стали появляться усталостные трещины в районе опор двигателя и ходовой части.
Одним из этапов УКН как раз и было усиление нижней детали наваркой дополнительных листов.
10. Ходовая часть так же подверглась модернизации, но уже позже.
Одним из признаков обновления стали опорные катки по типу Т-10М с десятью болтами на крышках подшипников (на первоначальных катках их было шесть).
11. Гусеницы тоже от Т-10М.
Ширина 720 мм, шаг - 160 мм.
По краям отверстия для крепления уширителей.
Координаты:
44°59'35.50"С
41° 8'49.00"В
Другие танки ИС:
- ИС-2: Белгород, Буйничи, Воронеж, Ленино, Минск (Курган), Минск (музей), Новомосковск, Чита, Щёкино;
- ИС-3: Армавир, Белгород (2 штуки), Краснодар, Кубинка, Лабинск, Ленино, Минск, Наро-Фоминск, Тольятти, Тула (2014, 2017), Чита;
- ИС-4: Чита.