551. Танк ИС-3 (Родионово-Несветайская)

Feb 05, 2021 07:33

Советский тяжёлый танк ИС-3М установлен в центре Родионово-Несветайской слободы в Ростовской области
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - нормальное.
Дата съёмки - 06 августа 2020 года.

01.




02. Памятник установлен в честь неуточнённых танкистов.
Предположительно, бойцов 39-й танкового полка из состава 82-ой механизированной бригады четвёртого Гвардейского механизированного корпуса, которые 14 февраля 1943 года освободили Родионово-Несветайский район.
Дата устройства мемориала мне неизвестна.
Предположу, что его построили где-то в 1967-1975 годах, но это не точно.
Танк открыт.
Сам я туда не лазил, но в конце моего рассказа приведена ссылка на форум sevenbytes.ru с прекрасным внутренним обзором этой машины.



03. А у меня есть любопытное описание ИС-3 из специализированного советского справочного издания 1981 года.



04. Танк ИС-3.
Характерные особенности.
Корпус и башня танка - оригинальной конфигурации с большими толщинами броневых листов.
Лобовые листы корпуса установлены с двойным наклоном под большим углом к вертикали.
На литой башне сферической приплюснутой формы боковые стенки тоже имеют большой угол наклона.
Кормовой лист корпуса для удобства доступа к агрегатам силовой передачи сделан откидным.
Механик-водитель размещается впереди по оси машины.
Над его сиденьем имеется люк с крышкой, отодвигающейся в сторону, в которой установлен смотровой прибор.
За сиденьем в днище находится люк запасного выхода.



05. В крыше башни прорезан большой овальный люк, закрываемый двумя крышками.
В правой крышке закреплён смотровой прибор заряжающего, в левой расположен командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой установлен смотровой прибор командира.



06. Пушка танка Д-25 спарена с пулемётом ДТМ.
Начальная скорость бронебойного снаряда 781 м/с.
На крыше башни на турели установлен зенитный пулемёт ДШК.
Боекомплект составляет 28 выстрелов раздельного заряжания, 765 патронов к пулемёту ДТМ и 250 патронов к пулемёту ДШК.
Для стрельбы прямой наводкой имеется прицел ТШ-17.
Механизм поворота башни - планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатым приводами.
Максимальная скорость поворота 12 °/с.
Регулирование скорости осуществляется по схеме Леонарда.
Электропривод оборудован системой командирского управления: командир может, удерживая цель в поле зрения своего прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути.
При совпадении линии визирования с направлением оси канала ствола башня останавливается.



07. Двигатель танка В-11-ИС3 крепится на кронштейнах, приваренных к бортовым листам корпуса.
Наружные топливные баки подключены к внутренним и могут быть сброшены.
Воздухоочистители поставлены типа "Мультициклон".
В систему охлаждения встроен котёл для подогрева охлаждающей жидкости при помощи паяльной лампы.
Запуск двигателя осуществляется стартером СТ-700 и воздухом.
Инерционный стартер изъят.



08. Силовая передача и ходовая часть - такие же, как и на танке ИС-2.
Система электрооборудования однопроводная, 24-вольтовая.
Имеются генератор мощностью 1500 Вт и четыре аккумуляторные батареи.



09. Машина оборудована радиостанцией 10-РК-26 и ТПУ-4бисФ.



10. Танк ИС-3 - хорошо бронированная, обладающая мощным вооружением боевая машина.
По компоновке, габаритным размерам, конфигурации корпуса и башни он выделялся в лучшую сторону по сравнению со всеми танками этого класса отечественного и зарубежного производства.
Недостаточная надёжность в эксплуатации вследствие малой жёсткости корпуса несколько снижала его превосходство над другими танками.



11. Танк ИС-3 в Великой Отечественной войне на советско-германском фронте участия не принимал.



12. Разновидности.
В 1948-1952 годах танк ИС-3 подвергался модернизации, направленной на устранение конструктивных недостатков.
Были усилены кронштейны крепления двигателя, изменено крепление КП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовой передачи и опорных катков.
Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установлен электрический.
Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ.



13. Танк ИС-3М.
Характерные особенности.
При модернизации танка ИС-3 внесены следующие изменения и дополнения:
- увеличена жёсткость корпуса путём введения планок в кормовой лист и раскосов в днище.
На днище перед КП вырезан люк и закрыт крышкой, приваренной внакладку с целью увеличения зазора между КП и днищем;
- пулемёт ДШК заменён на модернизированный ДШКМ;
- уплотнён вращающийся колпак командирского люка;
- установлен прибор ночного видения ТВН-2 механика-водителя;



14. - вместо В-11-ИС3 поставлен двигатель В-54К-ИС.
Воздухоочистители типа "Мультициклон" заменены на ВТИ-2 с эжекционным удалением пыли.
В системе смазки смонтирован новый масляный бак с теплообменником и пеногасителем.
В систему охлаждения встроен подогреватель НИКС-1 с электроприводом;



15. - предусмотрено крепление на корме дополнительных бочек с топливом;
- агрегаты силовой передачи и ходовая часть модернизированы так же, как и на танке ИС-2М;
- в систему электрооборудования введена двухпроводная цепь дежурного освещения.
На корме смонтирована штепсельная розетка внешнего запуска.
На части танков снята система командирского управления.
Контрольно-измерительные приборы непосредственного действия заменены электрическими;



16. - установлены радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120.



17. Модернизация в значительной степени повысила надёжность танка.


Цитируется по:
Ю.Н. Вараксин, И.В. Бах, С.Ю. Выгодский
Бронетанковая техника СССР (1920-1974). Справочное издание. - М.: ЦНИИ информации, 1981 г.
стр.261-264.

Координаты:
47°36'33.60"С
39°42'47.23"В


военная техника, бронетехника, +Л.Н., aer20, , памятники, , М4, Ростов-на-Дону, +Л.О.

Previous post Next post
Up