Советский средний танк Т-34-85 в центре белорусской столицы городе Минск.
Найти его можно между зданием Центрального дома офицеров и зданием Администрации Президента республики Беларусь.
Доступ свободный, потрогать и залезть сложно. Охрана рядом.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 01 мая 2018 года.
01.
02. Надпись на постаменте:
Доблестным воинам 4-й гвардейской Минской
Краснознаменной ордена Суворова II-й степени
танковой бригады 2-го гвардейского Тацинского
Краснознаменного ордена Суворова II-й степени
танкового корпуса вступившим первыми в г.Минск
3 июля 1944 года при освобождении его
от немецко-фашистских захватчиков
03. Этот мемориал интересен тем, что относится к самой первой волне установок техники на постаменты, произошедшей ещё во время Великой Отечественной, либо в первые несколько лет после неё.
Памятником стал танк, который принимал участие в освобождении Минска.
Судя по всему машина вышла из строя и её оставили в городе.
04. На фотографиях центра освобождённого Минска этот Т-34-85 встречается несколько раз.
Вот он на месте будущей площади Независимости перед Домом Правительства.
05. Затем его переместили к выставке трофейной техники.
06. А к 1952-му году машина уже стоит на нынешнем месте (Источник фото:
pastvu.com)
Можно заметить, что текст на табличке иной.
На полях сражений советские танкисты показали беспримерное мужество и с честью выполнили свой долг перед Родиной. И. B. Сталин
07. За прошедшие годы постамент был облагорожен гранитом, а деревянные здания позади него превратились в светлые высотки.
08. Перед монументом большой Центральный сквер, в котором расположен Национальный театр им. Я. Купалы.
09. Что же касается самого танка, то он с самых первых известных фото имеет нестандартную конфигурацию.
10. Корпус машины имеет признаки производства на заводе № 183 (Уральский танковый завод, Нижний Тагил).
А башня выпущена на заводе №112 (Красное Сормово, Горький).
Предположительная датировка корпуса - первая половина 1944 года, башни - весна-лето 1944 года.
11. В какой момент возникла такая конфигурация сказать сложно.
Я могу предположить, что ещё в 1944-1945 годах этот танк был собран из двух погибших машин для установки рядом с выставкой трофейного оружия.
А затем, когда немецкие пушки, танки и самолёты отправились на переплавку, советскую боевую машину сделали памятником.
В любом случае, перед нами настоящий воевавший танк выпуска военного периода.
12. Обратите внимание на повреждение башни справа от маски пушки.
Очень похоже на заплатку закрывающую глубокий след от попадания снаряда.
Если это так, то становится понятна причина списания башни.
13. На корпусе явных следов повреждения вражеским огнём не видно.
Хотя моторный отсек с самых первых фото уже закрыт гнутым листом металла, вместо оригинальных деталей.
14. Интересные бандажи у двух опорных катков с левой стороны.
С перфорацией и протектором.
Это достаточно редкий вид опорных катков
выпускавшихся с 1942 года.
С правой стороны есть ещё одна такая пара.
Остальные шесть опорных катков образца 1944 года.
15. Литьевой номер башни 492.
Координаты:
53°54'5.85"С
27°33'54.26"В
Другие Т-34:
- Танк Т-34: Каменск-Шахтинский, Карачев, Краснодар, Кубинка, Минск (Музей), Хвастовичи;
- Танк Т-34-85: Белгород, Болхов, Брянск, Воронеж, Вязьма, Иркутск, Калининград, Кубинка, Лиозно, Людиново, Минск, Минск (Курган Славы), Минск (Музей, макет), Михайлов, Могилёв, Мценск, Наро-Фоминск, Нахабино, Новокузнецк, Орёл, Первый воин, Рославль, Ростов-на-Дону, Смоленск, Советск (1), Советск (2), Тирасполь, Тула, Улан-Удэ, Филоново (М4, 725 км.), Чернь (башня), Чита (1), Чита (2), Ярцево.