Советский средний танк Т-34-85 установлен в самом центре города Тирасполь (Приднестровская Молдавская Республика).
Танк входит в комплекс Мемориала Славы на площади Суворова на берегу Днестра.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - внешне хорошее.
Дата съёмки - 19 июня 2019 года.
01.
02. Это мой второй рассказ об этом памятнике.
В прошлый раз я его видел 1 мая 2012 года.
Сделал несколько кадров ещё не вполне осознавая зачем.
03. Этот танк, судя по внешним признакам, выпущен на заводе №183 в Нижнем Тагиле.
На описании памятника
на викимапии есть информация о его боевом пути.
Автор мемориала - известный в Европе архитектор, австриец по происхождению, Гарри Файфермахер, родившийся в Тбилиси в 1942 году.
В то время его семья была эвакуирована в Грузию из оккупированной МССР.
После освобождения города Файфермахер вернулся в Тирасполь, где закончил художественное училище под руководством Александра Фойницкого.
По его замыслу, танк стал высотной доминантой и центром архитектурной композиции всего Мемориала Славы.
За время Великой Отечественной войны этот Т-34 прошёл через Украину, Молдавию, Болгарию и дошёл до Венгрии.
На территории Венгрии был подбит возле озера Балатон.
Весь экипаж, расстреляв боеприпасы, погиб.
В апреле 1945 года командованием 7-го механизированного корпуса танк был прислан в Тирасполь.
Под ним хранится капсула с землей, привезенной из города Волгограда, с Мамаева Кургана.
UPD(март 2021): Камрад
ext-3281189 прислал в комментарии фрагмент рассказа "Богатыри стального войска" из сборника "Огненные цитадели" молдавского писателя
Тудора Цопа (1978 год) более подробно проливающий свет на историю.
Повествование ведётся от имени Василия Антоновича Сергеева, отца одного из погибших в этой машине танкистов - Бориса Сергеева.
У озера Балатон, где фашисты сконцентрировали отборные части, велись тяжелые, кровопролитные бои.
Около венгерской деревушки наши танкисты попали в окружение. Положение было критическим: корпус располагал каким-то десятком танков. Борис Сергеев получил приказ прорвать окружение и выйти на соединение со спешащим на помощь корпусом. Он первым ринулся на мост. Со всех сторон летели бомбы и снаряды. Мост не выдержал, и стальная громадина рухнула в воду. Фашисты решили, что экипаж станет их легкой добычей. Но погруженный в воду танк превратился в крепость. Схватка продолжалась несколько часов. М ного врагов положили мужественные танкисты. И погибли, сражаясь до последнего патрона.
«В эти роковые часы, - пишет Василий Антонович автору этой книги, - я находился недалеко от трагического места, где погибал мой сын. Я ничего не знал, но сердце чувствовало эту страшную беду. Еще перед выходом Бориса на прорыв я не находил себе места от страшного предчувствия.
Когда мне доложили о гибели сына, я поехал к месту трагедии. Там увидел пять трупов и среди них труп Бориса. Мое сердце готово было разорваться от боли. Подняв танк Бориса своим танком, я взял его тело в свою машину и несколько суток возил с собой.
А бой кипел. Мы находились в огненном котле, враг неистовствовал. Сколько надо было иметь человеческих сил, чтобы перенести все это, совмещая в своем сердце чувства отца и командира в тяжелой боевой обстановке... Это невозможно описать.
Борис был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Через неделю был убит майор Гапоненко. Выйдя из боя, я не хотел оставлять сына на чужой земле и решил похоронить обоих в братской могиле в Тирасполе, где было уже захоронено 13 офицеров нашего корпуса. Я отправил два гроба с двумя Борисами в Тирасполь и испросил разрешение высшего командования списать танк Т-34 № 2944, командиром которого был мой сын, и установить его на братской могиле. Мне разрешили».
04. Литьевой номер башни 2449.
Бортовой номер танка 125.
На башне лозунг "За Родину!"
05. На носовой балке виден серийный номер.
Кто-то уже отковырял слои краски, но номер по прежнему плохо различим.
Я смог разобрать только 2___4861_ и квадратный штамп с неразборчивым рисунком.
Следующие фото кликабельны, если вы хотите самостоятельно попытаться разобрать номер.
06. Крыша МТО зашита металлическими листами.
07. Сюрприз нас ждёт на крыше башни - она полностью не родная.
Сложно сказать, куда делся верхний бронелист.
Возможно, это как раз следствие боевых повреждений (внутренний взрыв) или крышу вырезали для ремонта другого танка.
В любом случае люди, устанавливавшие боевую машину в качестве памятника, позаботились о том, чтобы это не бросалось в глаза зрителям.
Установлены имитации командирской башенки, оптики и (половинка) башенного люка.
08. В передней части привлекает внимание "пулемёт" (он есть) и фара в интересной проволочной защите "от детей".
Люк механика-водителя приоткрыт, но нормально сфотографировать внутренности мне не удалось.
09. Внешние топливные баки с пробкой под ключ.
Интересно, от чего они.
10. Опорный каток с внутренней амортизацией.
Достаточно редкая штука на Т-34-85.
Выпущен на Сталинградском тракторном заводе не ранее весны 1942 года.
С левой стороны таких катков пять, а с правой - три.
Странный набор для танка сделанного, минимум, на пару лет позже.
11. Остальные два катка - литые с наружной резиновой амортизацией с перфорацией.
Судя по литью - это 1945 год.
Про катки и траки Т-34 у меня была
отдельная история.
12. Ведущее колесо с гребневым зацеплением.
Здесь мне очень понравились гайки.
13. Слева от танка часовня и Днестр.
Перед ним Мемориал Славы с именами погибших в Великой Отечественной и в конфликте 1992 года.
Справа - администрация.
Позади - площадь Суворова.
Координаты:
46°50'7.81"С
29°36'31.85"В
Другие Т-34:
- Танк Т-34: Каменск-Шахтинский, Карачев, Краснодар, Кубинка, Хвастовичи;
- Танк Т-34-85: Белгород, Болхов, Брянск, Воронеж, Иркутск, Калининград, Кубинка, Людиново, Минск (Курган Славы), Михайлов, Мценск, Наро-Фоминск, Орёл, Первый воин, Ростов-на-Дону, Смоленск, Советск (1), Советск (2), Тирасполь, Тула, Улан-Удэ, Филоново (М4, 725 км.), Чернь ( башня), Чита (1, 2), Ярцево.