7 сентября 2007 года в микрорайоне Новый городок поселка Нахабино Московской области на пересечении улиц Новая и Инженерная был установлен танк Т-34-85 в необычной комплектации - с колейным минным тралом.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 18 марта 2020 года.
01.
02. На постаменте закреплены две таблички.
Первая: Воинам-сапёрам инженерно-танковых полков штурмовых инженерно-саперных бригад.
Вторая: Мемориальный комплекс создан по инициативе и трудом военнослужащих, рабочих и служащих частей, учреждений и предприятий инженерных войск ВС РФ.
В создании мемориала принимали участие Администрация и патриотически настроенные граждане Красногорского района.
03. В непосредственной близости от памятника находилась в/ч 45816 (6-й Ковельский гвардейский учебный центр г. Нахабино), расформированная 1 декабря 2009 г.
Через пять лет (1 августа 2014 года) на этой территории решением Министра обороны России сформирован Международный противоминный центр Вооруженных Сил Российской Федерации.
04. Так же, прямо через дорогу находится 15-й Центральный научно-исследовательский испытательный институт им. Д. М. Карбышева Министерства обороны РФ.
05. Кстати, в обоих военных частях есть закрытые экспозиции техники.
В Противоминном центре это группа из истребителя МиГ-23, вертолёта Ми-2 и БРДМ-2 в качестве подопытных объектов.
А в 15 ЦНИИИ ИВ МО - полноценная выставка инженерных машин, начиная
ИРМ Жук и заканчивая самоходными понтонами и транспортёрами.
К сожалению, простому посетителю с улицы они обе недоступны.
06. Что же касается самого танка Т-34-85, то камрад
nikarios мне
подсказал, что это танк завода №112 выпуска не ранее весны 1945 года.
А
tankist_31 его
дополнил - корпус декабря 44-го, а башня весна-осень 45-го. И корпус и башня сормовские.
07. Этот памятник необычен тем, что к танку с передней стороны присоединён колейный минный трал, причём архитектор имитировал подрыв мины под левым катком трала.
08. Длинные, блестящие полосы металла "растут" в небо, визуально напоминая первое мгновение детонации взрывчатого вещества активированной мины.
09. Физическое уничтожение мин и является основной функцией этого устройства, которое своей тяжестью инициирует взрыв, защищая тем самым бронетехнику.
10. История советских танковых минных тралов началась в 1920-е годы, когда в Главном военно-инженерном управлении РКП (ГВИУ) были сформулированы требования к противоминной защите бронетехники.
Испытания танковых тралов проходили как раз на полигоне того самого 15 ЦНИИИ ИВ МО серый забор которого виден прямо в нижней части кадра.
11. В результате нескольких итераций разработок и испытаний были опробованы разные конструкции устройств для танков Т-26, БТ, Т-28, Т-35.
Но ни один из образцов не был принят на вооружение.
12. Однако, сразу после окончания Советско-Финской войны, разработка танкового трала была вновь запущена и уже к лету 1941 года появилась пара новых конструкций по схеме инженеров Д. Трофимова и П. Мугалёва.
Первый представлял собой дешёвую конструкцию со сменными катками из железобетона.
Второй был собран из двух пакетов штампованных дисков, которые по окружности оснащались башмаками из чугуна или стали.
Впрочем, из-за общей катастрофической ситуации первого полугодия войны, работы были опять остановлены.
13. Следующий цикл начался весной 1942 года, когда было решено испытать танковые тралы трёх конструкций.
Два аналогичных образцам 1941 года и ещё один рабочие органы которого собирались из пакетов катков танка Т-34.
Третий был отклонён по "тяжести" и "цене".
Трал с бетонными катками оказался слишком проходимым по снегу и не доставал до мин, в результате чего не выполнял свои прямые обязанности по их подрыву.
14. В результате, после некоторых доработок на вооружение приняли трал П.Мугалёва под обозначением ПТ-34 (противоминный трал для танка Т-34).
Осенью 1942 года ПТ-34 был доработан для использования на других типах советских средних и тяжёлых танков и в марте 1943 года был принят на вооружение под индексом ПТ-3.
Выпускали ПТ-3 на заводе "Комсомолец" (Тамбов) и Тульском машиностроительном заводе.
15. С массовым появлением в войсках танков с длинноствольными орудиями (ИС-2, Т-34-85, Т-44) появилась проблема, связанная с тем, что при подрыве мины треугольная рама трала подбрасывалась вверх и ударяла по стволу пушки, выводя её из строя.
После доработки А-образная рама трала была полностью изменена в пользу однобалочной.
Под индексом ПТ-М трал был принят на вооружение в 1944 году.
16. После войны ПТ-М был вновь существенно модернизирован и к моменту появления танков Т-54, Т-55 и Т-62 на вооружении Советской армии пришёл трал КМТ-5М (Колейный Минный Трал), который и смонтирован на этом памятнике.
Стоит отметить, что Т-34-85 таким тралом штатно не оснащались.
В отличие от перечисленных послевоенных машин, каждая третья из которых ещё на заводе была подготовлена к быстрому монтажу тралов КМТ-5М путём приварки в соответствующих местах корпуса специальных бонок.
17. В рабочем положении между катками трала по земле катился специальный ролик на цепи для активации противоднищевых штыревых мин.
18. А между катками трала КМТ-5М и гусеницами танка дополнительно мог устанавливаться ножевой трал КМТ-4М, который специальными лезвиями прорезал (вскапывал) грунт для активации мин не сработавших от веса катка, страхуя тем самым сам танк (здесь этого элемента нет).
Так же перед катками может устанавливаться электромагнитная катушка, которая приводит в действие соответствующие не ударные мины.
Особенностью данного памятника является то, что рама КМТ-5М намертво приварена к каткам трала, хотя в реальности они должны быть соединены только цепями, чтобы при подрыве мины часть принятой катком энергии взрыва была рассеяна ещё до удара по основной конструкции трала и танка.
19. А ещё у этого танка есть два топора и пила.
20. И нет выхлопных труб.
Зато есть две лампочки на концах усиков системы дымопуска.
Координаты:
55°50'30.78"С
37° 8'54.14"В
Другие Т-34:
- Танк Т-34: Каменск-Шахтинский, Карачев, Краснодар, Кубинка, Хвастовичи;
- Танк Т-34-85: Белгород, Болхов, Брянск, Воронеж, Вязьма, Иркутск, Калининград, Кубинка, Людиново, Минск (Курган Славы), Михайлов, Мценск, Наро-Фоминск, Нахабино, Новокузнецк, Орёл, Первый воин, Рославль, Ростов-на-Дону, Смоленск, Советск (1), Советск (2), Тирасполь, Тула, Улан-Удэ, Филоново (М4, 725 км.), Чернь (башня), Чита (1), Чита (2), Ярцево.