Это рассказ о предыдущем (ходовом) экземпляре "Катюши" на этом постаменте.
В 2018 году он был окончательно снят, а в 2020 сюда поставили полностью новодельный макет странных пропорций.
Памятник гвардейскому миномёту "Катюша" БМ-13-16, на базе грузовика ЗиС-5В, установлен в Туле на пересечении улиц Пролетарская и Демидовская плотина.
В народе это место называется "Площадка у Катюши".
Рядом расположен одноимённый транспортно-пересадочный узел и торговый центр "РИО".
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - отреставрированное.
Дата съёмки - 09 апреля 2016 года.
01.
02. Изначально памятник был установлен рабочими завода "Штамп" к 35-летию Победы (1980 год) в сквере на месте нынешнего торгового центра.
Примечательно, что весь путь от завода до Площадки "Катюша" проехала своим ходом.
При реконструкции района и строительстве многоэтажек сквер был ликвидирован и, в конце 80-х годов, "Катюшу" вернули на "Штамп".
Через несколько лет, к 50-летию Победы (1995 год), памятник был восстановлен на разделительной полосе значительно расширившейся улицы Пролетарской.
03. Следующие двадцать лет, несмотря на регулярную покраску, внешний вид памятника становился всё печальнее и печальнее.
Утрачивались детали, вандалы сожгли кабину, ржавчина съедала металл.
04. В 2015 году новое поколение энтузиастов взялось за ремонт памятника.
В честь 70-летия Победы руководство завода "Сплав" решило сделать городу подарок: восстановить "Катюшу", чтобы она возглавила Парад Победы на площади Ленина 9 мая 2015 года.
05. Реставраторы: "...Перебрали задний мост, заменили ступичные подшипники, поменяли переднюю балку, усовершенствовали двигатель (поставили оборудование навесное, стартер, карбюратор).
И хоть это не оборудование тех лет, мы использовали имеющиеся на складе запасы.
Заново сделали всю кабину.
Основа была сгоревшая старая.
Все элементы, которые можно было использовать, мы обновили и вернули назад.
Колеса поставили с имеющейся техники - автомобиля "Газ".
Потому что старые пришли в негодность.
Большую часть деталей мы изготавливаем на предприятии: всякие шпильки, фланцы.
Все было трудно: любой узел, любая шпилька.
Запчасти некоторые были приварены, другие заржавели.
Были приварены к постаменту ступицы колес, они вообще не вращались.
Все это болгарками срезалось..." (
MySlo.ru)
06. От оригинальной машины осталась рама, двигатель, ходовая часть и пусковая установка.
07. Кабину, оперение, снаряды - сделали заново.
08. Пусковой установке вернули подвижность, сам автомобиль 1944 года выпуска поставили на ход.
09. 9 мая 2015 года боевая машина приняла участие в параде на площади Ленина, а в 2016 году вернулась на постамент.
Любопытно, что в тот день в Тульской области приняли участие в параде сразу две "Катюши".
Одна в
Новомосковске.
А вторая в Туле:
Click to view
"Катюша" в кадре с
1:35.
Ещё один план на другом видео
на 52:15.
10. Реставраторы: "...Когда машина приехала на реставрацию, мы вооружились чертежами, рисунками и схемами, которые удалось найти в Интернете и начали восстанавливать кабину буквально "с нуля".
В военное время всё делалось по принципу "дешево и сердито".
Даже вместо сидений в кабине была грубо сколоченная деревянная лавка.
Сейчас мы практически закончили кузовные работы, занимаемся ходовой и мотором.
Все основные узлы останутся в первозданном состоянии - модернизировать и "тюнинговать" мы ничего не будем.
Разве что мотор будет чуть резвее - это связано с тем, что "родного" 66-го бензина для "Катюши" уже не найти и она поедет на современном 80-м..." (
Аргументы и факты. Тула.)
11. Восстановленная передняя часть смотрится не так брутально, как
оригинальная.
Радиатор закрыт сплошным щитком, на фарах нет щелевых насадок, нет вмятин и повреждений.
12. 16 реактивных снарядов закреплены (сварка) на исторических направляющих.
13. Рукоятки с механизмов поворота и наклона пусковой установки - сняты.
Штанга прицела - в походном положении (в правой части снимка).
14. Опоры, необходимые для уменьшения раскачки при стрельбе, опущены.
Маховики отсутствуют.
15. Новые выхлоная труба и деревянные подножки.
Вместо топливных баков - имитация (так было ещё до реставрации, и вполне может быть со времён изначальной установки).
16. Передняя подвеска и двигатель.
17. Картер сцепления отсутствует.
Так задумано или у него "отросли ноги" сказать сложно.
18. Настоящие МЕХАНИЧЕСКИЕ тормоза.
Качалки и тяги их привода видны над карданным валом.
19. Вид на задний мост.
В центре тонкий изогнутый рычаг, к которому сверху прикреплена тяга тормозов, а снизу горизонтальная ось, приводящая в движени колодки и прижимающая их к барабану.
Никаких современных систем. Ни электричества, ни гидравлики. Только грубая сила.
20. Фары блестят. На стекле надпись "Сделано в СССР".
Жалею я лишь о том, что не успел сфотографировать памятник в предыдущем, дореставрационном состоянии.
Координаты:
54°11'58.34"С
37°38'8.84"В