57. Паровоз Кч4 (Ростов-на-Дону)

May 15, 2016 08:53

Памятник установлен на привокзальной площади у станции Ростов-Главный и автовокзала города Ростов-на-Дону.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - плохое.
Дата съёмки - 16 марта 2016 года.

01.




02. Это узкоколейный паровоз Кч4-101.
Ширина колеи 750 мм.



03. Он относится к тому же проекту П24, что и Кп4-483, но построен не в Польше, а в Чехословакии на заводах Skoda. (зав. № 2139).



04. Выпущен в 1949 году на Škodovy závody, národní podnik (Пльзень, ЧССР).
Работал в ТЧ Валмиера (Латвия), затем на Ростовской ДЖД.



05. В 1982 году паровоз был списан с Детской железной дороги.
Его установили у клуба железнодорожников, далее между 2005 и 2007 он был перенесен на площадь у вокзалов.



06. Памятник многократно перекрашивался.
Был полностью чёрным, полностью тёмно зелёным, красно-бело-синим и, как сейчас, чёрно-зелёно-красным.



07. Тендер - утрачен. Из-за этого паровоз выглядит непропорционально коротким, как танк-паровоз (вид паровозов, которые несли запас воды и угля в ёмкостях на "себе", без прицепа-тендера).



08. От Кп4-483 отличается формой буферного щита, навесным оборудованием, гарнитурой котла, наличием верхнего прожектора и отстутствием нижних.



09. Кабина открыта, можно залезть внутрь и всё рассмотреть и потрогать.



10. Топка котла выглядит открывающейся, но я не проверял.



11. Пароразборная колонка.



12. Над топкой установлена паровая турбина электрогенератора - агрегат, отсутствующий на Кп4-483.
Она соединёна с пароразборной колонкой с предыдущего снимка.



13. Передний буфер с крюком.



14. При помощи большого, толстого, круглого буфера паровоз мог толкать другие паровозы и вагоны, а крюк использовался, когда нужно было делать наоборот - тянуть.



15. 750 миллиметровая колея.
Примерно в два раза меньше привычной.



16. - Верхний цилиндр - золотник - парораспределитель - механизм автоматически распределяющий пар в цилиндрах парового двигателя.
При помощи золотника пар подаётся то на одну сторону поршня в рабочем цилиндре, то на другую - исключая тем самым холостые ходы.
Принцип работы парораспределителя, а заодно и кулисного механизма:


(traditio.wiki)
Нижний цилиндр - рабочий.



17. Кривошипно-шатунный механизм преобразует движение штоков поршней во вращательное движение колёс.
Цилиндры, золотники и кривошипно-шатунный механизм Кч4-101, как и у большинства паровозов выпущеных в ХХ веке, работают по схеме Парораспределительного механизма Вальсхарта.



18. Каждая ось паровоза давит на пути, как четыре тонны.
Поэтому локомотив этой серии имеет четвёрку в индексе.



19. Колёса оборудованы тормозами.
Для улучшения сцепления колёс с дорогой (например, зимой) использовался песок.
Ящик с песком расположен на верхней поверхности топки.
Тонкие чёрные трубки из него идут в сторону колёс.
Если паровоз не мог заехать на горку или остановиться, съезжая с неё, машинист открывал специальный клапан и песок начинал сыпаться на рельсы, тем самым повышая сцепление колёс с дорогой.



20. Подвеска паровоза - рессорная.
Под топкой есть специальные плоские "карманы", через которые можно вытащить золу (шлак) от сгоревшего топлива. (в правой части снимка, между длинным рядом больших заклёпок и изогнутой красной деталью рамы)



Координаты:
47°13'12.49"С
39°41'31.54"В


Ростов-на-Дону, памятники, жд, +Л.О.

Previous post Next post
Up