Паровоз-памятник Кп4-483 установлен в Ростове-на-Дону на проспекте Ленина у здания Российского Государственного Университета Путей Сообщения.
Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте. Мы его так и заметили, проезжая мимо на троллейбусе.
Доступ ограничен.
Злой охранник, стоящий на проходных в двадцати метрах от паровоза, категорически отказался впускать меня, даже на пять минут, притом, что я всё время был бы у него на виду между проходной и забором. Типичный цоп-вахтёр в стиле РЖД.
Начальство звать я не стал, времени было в обрез. Поэтому снимал через забор и только с одной стороны.
Состояние памятника - хорошее, недавно отреставрирован.
Дата съёмки - 16 марта 2016 года.
01.
02. Кп4 (транскрипция польского обозначения Kp4) - узкоколейный (750 мм) паровоз типа 0-4-0, поставлявшийся в послевоенное время в СССР из Польши.
Для советских узкоколейных железных дорог (УЖД) было поставлено 790 таких машин.
14 паровозов не прошли госприёмку и остались работать на УЖД Польши, 81 паровоз был построен для колеи 762 мм для работы в Китае и Северной Корее.
Всего было построено 885 паровозов.
Кп4-483 построен на заводе FABLOK в городе Хшанув (год производства мне неизвестен).
03. Был создан на основе проекта паровоза П24, разработанного в 1941 году на Коломенском заводе.
По конструкции эти паровозы аналогичны паровозам Кч4 производства Чехословакии, Кв4 Венгрии, Пт-4 и Кф4 Финляндии и ВП4 Воткинского завода СССР.
Все эти машины строились по чертежам серии П24 Коломенского завода.
По мере выпуска заводы-изготовители вносили изменения, поэтому паровозы разных лет и разных заводов имеют внешние и конструктивные различия.
По мере перехода подвижного состава на тепловозную тягу паровозы списывались и шли на металлолом, но до наших дней сохранилось некоторое количество в виде памятников, в музеях и на детских железных дорогах.
04. В начале 1941 года Коломенский завод завершил проектирование нового типа паровоза для промышленных узкоколейных железных дорог с нагрузкой на ось 4 т.
Проект, получивший обозначение П24, вобрал в себя все лучшие разработки Коломенских конструкторов.
Широкое применение сварки, а также отказ от дополнительных ёмкостей для воды и топлива позволили сохранить полную массу паровоза в пределах регламентируемых 16 т, при этом многие элементы конструкции были усилены.
Впервые в практике отечественного узкоколейного паровозостроения песочница было установлена под одним колпаком с сухопарником.
Такое конструктивное решение позволяло в зимнее время избежать смерзания песка.
05. В 1941 году Коломенский завод построил доводочную партию паровозов П24 в количестве 9 штук несколько отличавшихся друг от друга по конструкции.
Планировалось провести широкомасштабные испытания, по результатам которых внести необходимые изменения в конструкцию паровоза, устранить все выявленные в ходе испытаний конструктивные недостатки и начать его серийный выпуск.
06. Внезапно начавшаяся Великая Отечественная война нарушила эти планы.
В военное время начинать перепрофилирование завода на выпуск нового типа паровозов, переучивать локомотивные и ремонтные бригады было нецелесообразно.
С учётом этого, было принято вполне разумное на тот момент решение временно прекратить работы по проекту П24.
Производство паровоза началось только после войны, в 1946 году.
В Ростове есть ещё один паровоз наследник проекта П24 -
Кч4-101, производства Чехословакии.
Он стоит на площади между железнодорожным и автовокзалами Ростова.
Координаты:
47°15'0.66"С
39°41'55.34"В