"Riserva Moac" (
http://www.riservamoac.com) - не слишком известная в Италии фолк-рок-группа (хоть и выиграли массу конкурсов, живут в плотном гастрольном графике и т.д.). Не уверен, впрочем, что они стремятся к вселенской славе, заявляя, что быть провинциальной группой - для них это не констатация факта, а ядро музыкальной и идеологической концепции (чем-то похожей на канадцев из "
Les Cowboys Fringants
".
И правда: появились они в 2002-м, в Campobasso (это в итальянской области Molise), с самого начала сделали ставку на традиционные, типичные для народной музыки акустические инструменты (la zampogna, la ciaramella e la fisarmonica), делая исключение лишь для ритмики своих музыкальных фраз (она - роковая, от регги и ска, с вкраплениями балканских танцевальных мотивов). Их сразу же стали наперегонки звать на sagre (в Италии это нечто вроде праздника местности: с распитием типичных вин, поеданием типичных блюд, танцами, разговорами... когда все видят всех, обмениваются новостями... на них обычно сильно шумно и весело).
Несмотря на множество соблазнов уехать "в большой город", "Riserva Moac" неоднократно заявляли, что никогда не сделают этого. Гастроли - пожалуйста. Но Campobasso - это точка, в которую они хотят привести весь мир и из которой хотят говорить с миром. Они - часть местной общественности, истории... Они - социальные конструкторы этой среды. Зачем куда-то ехать, если площадка для сотворения мира и инструменты для этого - дома ( прямо как мемориальцы
seringvar с
mezak, сделавшие Сыктывкар своей точкой опоры:)?
В их песнях - голос свободных, непокорных молизских крестьян, голос природы, политой потом, ток виноградного сока и запах сыра... В 2007-ом их опус "Ungaretti" стал победителем 7-ой конкурса "Голоса Свободы", устраиваемого итальянскими отделениями правозащитной "
Международной амнистии" (
Amnesty International).
Click to view
Если знаете итальянский, не расстраивайтесь, что ни черта не понимаете в тексте: петь на диалекте - часть автономистской стратегии Riserva Moac, противящейся любой унификации, стандартизации, серийности. Музыка, танец - путь свободы, импровизации, натуры... Человек - не машина. Даже если изо всех сил пытается ею стать.
Jesce sole, ‘ngoppa a case cadute, terre bruciate, mure crepate
Jesce sole, ‘ngoppa a la gente ca trema, for a ru fridd’, brucia paura.
Guarda sole 'sta mamma bella ca chiane: nu figlio ha perdut, se ru so purtat.
Guarda sole quill’ om chin’ d’fang, ‘mmiez a ru sangh’, rusc’ seccato.
Jesce sole, ‘ngoppa a ssì muort cajuti, dent a 'stu fuoss, me stann vicino.
Jesce sole, ’ngoppa a mme ca steng sott a 'ste fronne, tutte bucate.
Guarda sole, quill criatur che corre, vò pazzià, nun po’ scuppià;
guarda sole, nu curpciell’che vola, l’odio dell’om, ‘n’ce fa pazzià.
Pecchè je l’eja vedè?
I nen capisc buon pè quale mutiv
A nù c’hann’ pigliat e c’hann’ purtate qua.
E c’hann’ buon arregnute d’armi e munizioni,
E c’hann’ditt “nen te ne fotte e spara a chill’llà!”
I nen capisc po’ pecchè ce so venute
Ma po’ chiss’atr a me che cazz’ m’hann’ fatt?
A me che so sul’ ‘uaglione de paese
E so lassate famija e terra pè venì a murì!
Jesce sole ‘ngoppa a la ggente distratta, ‘mmiez a ru munn’, scappa e nen pensa.
Jesce sole ‘ngoppa a nù ca stem buon, rapace l’uocchie, c’abbaglia la luce.
Luce vera ‘ngoppa a nu munn’luntan, tropp’ vicin, ma ce ne fregam’
Jesce sole ‘ngoppa all’indifferenza, cul’assettate, voci luntane.
Jesce sole ‘ngoppa a case cadute, terre bruciate, mure crepate.
Jesce sole ‘ngoppa a nu fije che chiane, ‘na mamma ha perduta, se la so purtata.
E jesce pure ‘ngoppa a la ggente distante, se crope l’uocchie, se chiude le recchie.
Jesce sole ‘ngoppa a case cadute, terre bruciate, mure crepate.
Jesce pure pe’ mme!
Jesce sole ‘ngoppa a þtu pover crist’ nen l’ha, vuluta nen l’ha cercata
Chesta guerra ‘nfame, ca ru mette frate contr’a frate.
Je sce sole ‘ngoppa a 'stu povero cuore, nen riesce a capì, nen riesce a vedè
Ggente ca nen c’entra niente, faccia a faccia a nu fucile.
Oh, Marò, fa ascì stu sole
‘ngoppa a sti ccase abbruciate.
Fall’ ascì pe’ sti ccriature
e pe’ stu core e mamma.