В ночь с 20-го на 21-го августа 1968-го года закончилась
Пражская весна и началась оккупация Чехословакии войсками стран Варшавского договора во главе с СССР.
В
music_action постепенно накапливаются аудиовизуальные материалы по этому поворотному для судеб Восточной Европы событию -
http://tact-media.livejournal.com/6261.html. К сожалению, по-прежнему не хватает соучастия переводчиков и историков, чтобы сделать целостную подборку. Однако почувствовать атмосферу пражских улиц по этим песням и кадрам документальной хроники можно. Особенно - по музыкальным пафлетам поэта, барда, журналиста Карела Крыла.
+ + +
Писатель Милан Кундера в статье "Чешская судьба" писал, что советская оккупация вписывается в извечный для национальной культуры сюжет морально-этического противостояния и сохранения идентичности вопреки силам геополитической гравитации более мощных соседей. Не имея возможности физически отразить иностранную экспансию, чехи издревле придерживались стратегии ненасильственного сопротивления, центром которого всегда оказывалась территория культуры. И потому - считал писатель - миссия его нации заключается в том, что философ и первый чехословацкий президент Масарик называл строительством общественного устройства, главным принципом которого должен быть гуманизм ("социализм с человеческим лицом").
Вацлава Гавела, как и других диссидентов из круга феноменолога Яна Паточки, подобный мессианизм и смешил, и раздражал. Ему претила уловка, превращающая оккупацию - в победу. Кроме того, он считал, что учреждение свободного демократического государства для Чехословакии - историческая задача, уже реализованная многими западными сообществами. В какую-либо предзаданную коллективную судьбу он не верил, считая что подобные представления ослабляют тонус как к персональному, так и к коллективному действию.
То есть - Кундера протестовал против деформации социалистической идеи и ратовал за реформы, Гавел - полагал, что внутри "советской парадигмы" выхода к демократическому социализму в принципе нет и быть не может.
+ + +
Песню "Рак" Карел написал по горячим следам, в 1969-ом. Она вошла в одноименный альбом, записанный и опубликованный уже в изгнании (Крыл получил политическое убежище в Германии, жил в Мюнхене и Пассау). В тексте слышны
споры, подобные тем, что вели тогда молодые Вацлав Гавел и Милан Кундера.
Но у Крыла была своя, "третья" позиция. Чтобы уяснить ее суть, вовсе не обязательно от корки до корки прочитать "Крылологию" (800-страничный сборник интервью барда с 1969 по 1992 год). Он был далек как от кундеровской романтизации истории и мифологизации насчет национального характера (показывая в песнях, что пассивное сопротивление часто перерождается в коллаборационизм), так и от гавеловской веры в азы "западной демократии" и классического либерализма. Могу ошибаться, но по-моему его мировоззрение в большей степени отвечает установкам не политического, а... социогуманитарного активизма: стремится к истине, говорить правду, не терять способности к критическому взгляду на себя и других... Политические симпатии у него, впрочем, тоже были: христианско-демократические.
Karel Kryl - Rakovina
Click to view
Zní hlasy soudních znalců
a padlých andělů
Řvou ústa slavných starců
z reklamních panelů
a jaro karty míchá
pro záda shrbená
a přetěžko se dýchá
a svítí červená
V tom jaru listy žloutnou
a sněží do květin
A hrůza chodí s loutnou
a s věncem kopretin
Té loutně struny chybí
a stvůra bez tváře
spár dravce - tlama rybí
si hýká z oltáře
že blázni pošetilí
jsou na oprátce
Dnes vládce zavraždili
Ať žije vládce!
Tryznu mu vypravili
a jde se dál
Dnes krále popravili
Ať' žije král!
Jak tóny kravských zvonců
zní stránky pamfletů
Lze dobrati se konců
být stádem Hamletů
Být každý sobě drábem
to mnohé přehluší
Však vápno neseškrábem
když vězí na duši
Je večer V sálech hrají
pár dalších premiér
Jak loni třešně zraj í
a štěká teriér
a znovu ptáci vzlétnou
Výš k slunci! Poslepu!
To léto chodí s flétnou
a sahá po tepu
Už blázni pošetilí
jsou na oprátce
Dnes vládce zavraždili
Ať žije vládce!
Tryznu mu vypravili
a jde se dál
Dnes krále popravili
Ať žije král!
Je známo čí je vina
To hraní s kostrami
má jméno Rakovina
a voní astrami
Kůň běží bez udidla
Kouř štípe do očí
Hrajem si na pravidla
a deska přeskočí
přeskočí
přeskočí
Karel Kryl -
Bratricku zavirej vratka.
Karel Kryl -
Jeřabiny .
Karel Kryl -
Tak vás tu máme .
Karel Kryl -
Podivna ruleta.
Karel Kryl, Daniel Landa -
Karavana mraku.
Karel Kryl -
Ve jmenu humanity!