Я бы очень хотел, чтобы Карел Крыл (April 12, 1944 - March 3, 1994) в русскоязычном мире стал бы столь же известен, как в кругу соотечественников. Чехи и словаки помнят о нем как о великом поэте, журналисте, барде и диссиденте. Спустя десятилетия после смерти он по-прежнему популярен. Его песни хранят эмоциональную атмосферу одной из самых трагичных страниц национальной истории. Но не только.
Во время Пражской весны и оккупации Чехословакии советскими войсками, Крыл работал ассистентом на телевидении. Он, как и все в стране, тяжело переживал происходящее. Ярость, боль, отчаяние, воля к свободе находили выход в музыке и стихах. Из записей, сделанных в студии Радио Остравы, друг Карела - Иржи Черны - сложил "Bratříčku, zavírej vrátka!", который мгновенно разошелся в магнитиздате и принес молодому автору репутацию "голоса протеста". Разгромные статьи в официозной прессе, где Крыла называли циником, декадентом, нигилистом и врагом, только усиливали желание публики попасть на концерт.
Сейчас история все расставила на свои места. Время врачевать раны. Беда в том, что мы почти ничего не знаем о Пражской весне и ее значении для Восточной Европы. В кадре - лица наших соотечественников, армии, которая некогда освобождала Прагу от наци-фашизма... Эти люди еще живы. Нужно искать их, записывать воспоминания. Ведь это наша история. Не военно-патриотическая, огосударствленная, а гражданская, наша. Та, которую должно помнить и передавать детям. Та, которую изо всех сил хочет заглушить государство.
Karel Kryl - Jeřabiny (на видео - документальные кадры из 68-го).
Click to view
Pod tmavočervenými jeřabinami
zahynul motýl mezi karabinami,
zástupce pro týl šlápl na běláska,
zahynul motýl jako naše láska,
zahynul motýl jako naše láska.
Na břehu řeky roste tráva ostřice,
prý přišli včas, však vtrhli jako vichřice,
nad tichou zemí vrčí netopýři
a národ němý tlučou oficíři,
a národ němý tlučou oficíři.
Na nebi měsíc jako koláč s tvarohem,
koupím si láhev rumu v krčmě za rohem,
budeš se líbat v noci s cizím pánem,
já budu zpívat zpitý s kapitánem,
já budu zpívat zpitý s kapitánem.