Наивно, наверное, ожидать, что в стране, которую не учит собственная трагическая история, кем-либо будет востребовано знание о трагедии на другом конце света. Правда СМИ одно время умышленно подсовывали проведение исторических параллелей между Чили, Аргентиной и современной Россией, сопровождая их туманными рассуждениями, оправдывающими сокращение гражданских прав и свобод, стыдливо допускающими "историческую необходимость" избирательного государственного насилия (не сталинского, массового, а того, что "нейтрализует" лидеров диссента) и внесудебных преследований строптивых, ради национального единства и экономической модернизации.
Это и сейчас довольно распространенный в "элитных кругах" интеллектуальный ход: мол, дабы ускорить развитие рынка и минимизировать издержки на "социальное трение", необходим "вертикальный общественный договор", предусматривающий монополизацию власти, организацию государственного управления по военному образцу (токмо во имя святого дела мобилизации ресурсов и реформаторского скачка, само собой, а не властолюбия для), электоральную "тиранию большинства" и предоставление экономистам в правительстве карт бланша на радикальные реформы без уступок "исторически отстающим" и сопротивляющимся "наступлению будущего". Ведь коли дать волю народу, то он, дремучий и падкий на безобразия, как пить дать либо православного аятоллу наверх посадит, либо - какого-либо национал-социалистического демагога... То бишь - собственноручно заведет себя в исторический тупик или, и того хуже, передерется меж собой и с соседями.
Ради "рыхления почв" под просвещенную монархию (пардон, принципат) ВВП была издана масса душеспасительной литературы. От агитпропных брошюр издательства "Европа" для подростков, ищущих делать жизнь с кем, до... До, к примеру, книги политолога и публициста Фарида Закария "Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами". Тот критиковал внешнеполитический курс американских неоконов с их ставкой на экспорт демократии (если кратко: надо поддерживать конституционный либерализм по всему свету, а демократия - сама собой приложится; трансферт демократических институтов на "целину" ни к чему хорошему не ведет, поскольку на выборах абсолютным большинством общество возносит над собой харизматиков, а те - быстро становятся тиранами). Но в России Закария полюбили за невольную подсказку аргументов в пользу авторитарной модернизации и имиджевого ряда для доморощенного "черного полковника" (Аугусто Пиночет, Кемаль Ататюрк, Ли Куан Ю в Сингапуре и проч.). Текст идеально ложился на старинный российский мотив "царь готов дать Конституции и отменить крепостное право, но - "народушко не готов". Как именно народ как номинальный суверен суверенной демократии должен доказывать свое гражданское совершеннолетие и "мужества пользоваться собственным умом" - о том в песне не сказано. Знать, ведомы вождям некие тайные знамения на сей счет.
+ + +
"Vuelos" аргентинской "
рок-группы гротескного реализма" Bersuit Vergarabat написана по следам осмысления опыта военной диктатуры в стране. В песне иносказательно описан опыт пережитого в период между 1976-ым и 1983-им годом (время хунты и Guerra Sucia).
Поэтический текст Густаво Кордера сочинил под впечатлением от книги Горацио Вербицкого, написанной от лица тех, кто стал жертвой полетов (Vuelos) в компании с головорезами
капитана Адольфо Шилинго (после тайных арестов и пыток диссидентов с высоты
сбрасывали в океан с военных самолетов...). Не так давно испанский суд приговорил Шилинго к... 640 годам тюремного заключения за преступления против человечности. Мне кажется, российским поклонникам авторитарных модернизаций, не лишне было бы это знать. Возможно, и к теме ГУЛАГа будет несколько иное отношение, и перспектива
Международного трибунала по Чечне, который
предлагает учредить
sobar66 , покажется не столь отдаленной.
Bersuit Vergarabat - Vuelos (Libertinaje)
Click to view
Некогда в знак солидарности с диссидентами, заключенными в психиатрические клиники, Густаво Кордера (лидер группы) появлялся на сцене в больничной пижаме. Так - и до сих пор. Теперь уже - как дань памяти (см. также Bersuit Vergarabat "
Victoria Clara" с посвящением правозащитной ассоциации "Матери с Площади Мая").
Vos me estás mirando y yo voy a caer,
colgado en tu sién.
Vos me estás mirando y yo voy a caer.
No me ves pero ahí voy
a buscar tu prisión
de llaves que sólo cierran...
No ves pero ahí voy a encontrar tu prisión.
Y la bruna rebota siempre hacia aquí.
Espuma de miedo,
viejo apagón,
y la bruma rebota, siempre hacia aquí.
Solo voy a volver,
siempre me vas a ver
y cuando regrese
de este vuelo eterno.
Solo verás en mí,
siempre a través
de mí un paisaje de espanto así.
Y el nylon abrió
sus alas por mí...
y ahora ve solo viento.
Y el nylon abrió
su alas en mi.
Tu cara se borra,
se tiñe de gris,
serás una piedra sola...
Te desprendes de mí,
yo me quedo en vos...
Ya mis ojos son barro
en la inundación
que crece, decrece,
aparece y se va
y mis ojos son barro
en la inundación.